Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
02.04.2017
Урок построен с применением метода проектов. Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность обучающихся, становится помощником и участником учебного процесса.
На таких уроках обучающиеся творчески представляют свои мысли, сотрудничают, соотносят свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других обучающихся.Урок построен с применением метода проектов. Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность обучающихся, становится помощником и участником учебного процесса.
На таких уроках обучающиеся творчески представляют свои мысли, сотрудничают, соотносят свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других обучающихся.
Конспект урока И.Крылов Свинья под дубом.docx
Урок
1.Тема урока: И.А.Крылов «Свинья под дубом»
2.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.
3.Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с творчеством И.А.Крылова, построен как урок исследование, урок
беседа.
4.Предмет: литература.
5.Класс: обучающиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах.
6.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.
7.Технология: Урок построен с применением метода проектов. Учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных
задатков, организует деятельность обучающихся, становится помощником и участником учебного процесса.
На таких уроках обучающиеся творчески представляют свои мысли, сотрудничают, соотносят свою деятельность с деятельностью других,
самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других обучающихся.
8. Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении басен И.Крылова
Развиваемые компетенции:
Ценностносмысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)
Общекультурная (освоение картины мира, познание духовнонравственных основ жизни)
учебнопознавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ)
Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)
Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)
Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)
Развиваемые УУД:
Личностные нравственноэтическая ориентация
Регулятивные целеполагание, осознание уровня усвоения материала
Познавательные самостоятельный поиск информации
Общеучебные самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста Логические анализ текста, установление причинноследственных связей
Коммуникативные умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли
Цели урока:
Предметные: ознакомление с басней И.Крылова «Свинья под дубом»; овладение навыками анализа текста басни∙
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры
личности обучающегося; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении
Личностные : формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с
понятием текста
Оборудование: «Русская литература» Учебникхрестоматия в 2х частях,5 класс ( Меркин) , компьютерная презентация по изучаемой теме,
проектор, портреты И.А.Крылова, Эзопа, тексты басен.
План урока
Методы
обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Организация начала
урока
Словесный,
метод
мотивации
учебной
деятельности
личностные: внимание,
уважение к окружающим;
Психологический
настрой на урок:
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками;
регулятивные:
саморегуляция
Посмотри в глаза
своему соседу по
парте, пожелай ему
успеха на уроке,
улыбнись ему,
учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную
деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент
урока
Индивидуальна
я работа,
парная,
коллективная
регулятивные:
саморегуляция
Подготовка речевого аппарата к
говорению
Артикуляционная
гимнастика. Свинья
тупорыла весь двор
перерыла, вырыла
полрыла, до норы не
дорыла.
Свинья тупорыла,
белорыла, весь двор
перерыла, вырыла
полрыла, до норы не
дорыла.
Свинья тупорыла
толсторыла двор
рылом рыла, всё
изрыла, срыла, 2.Мотивация к
учебной деятельности
Проблемный,
метод
фронтальной
организации
обучающихся
перерыла, везде
понарыла, повырыла,
подрыла.
Проговорим
скороговорки!
Проблемный вопрос:
Что общего у всех этих
скороговорок и чем
они различаются?
Сегодня мы
совершим с вами
виртуальную
экскурсию г.Петербург
(Летний Сад).
Виртуальная
экскурсия.
Проблемный вопрос:
Подумайте, как эта
экскурсия будет
связана с нашим
занятием и какая
будут тема нашего
урока.
познавательные УУД:
выбор оснований и
критериев для сравнения и
классификации материала;
коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и условиями
коммуникации.
личностные УУД: основы
гражданской
идентичности путём
знакомства с
достопримечательностями
России.
Анализ, сопоставление.
Формулируют предполагаемую тему
занятия; составляют план своей
деятельности, направленный на 3.Сообщение темы
урока. Постановка
учебных задач.
Проблемный,
метод
фронтальной
организации
учащихся
получение недостающих знаний и
умений.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на
поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в
тетрадь. Постановка учебной задачи на
этот урок
Задание: Вспомните
героев и названия
басен И. Крылова,
изображенных на
барельефах.
Что такое барельеф?
Приложение №1
Целеполагание.
Сформулируйте тему
нашего урока.
регулятивные УУД:
целеполагание
познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой информации,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме;
коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и условиями
коммуникации;
регулятивные УУД:
целеполагание
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Выборочная
проверка домашнего
Словесный,
познавательный
познавательные УУД:
поиск и выделение
Чтение статьи учебника «Биография И.А. Крылова .»
1 колонка – план к статье учебника.
Основные вехи жизни.
2 колонка. Что хочу узнать на уроках,
посвященных творчеству баснописца.
Отвечают на вопросы учителя.
Беседа по статье.
Где началась трудовая
деятельность
И. А. Крылова и в
связи с чем?
Какие события
предшествовали
этому?
Как он получил
образование?
С написания каких
произведений началась
его писательская
деятельность?
Что такое басня?
задания
, эвристический необходимой информации,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме, смысловое чтение,
извлечение необходимой
информации из текста,
преобразование текста с
целью выявления общих
законов; анализ, умение
доказывать;
коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и условиями
коммуникации; оказывать
в сотрудничестве
взаимопомощь; соблюдать
правила общения.
личностные УУД:
смыслообразование
(уметь находить ответ на вопрос «Какое значение,
смысл имеет для меня
учение?»; ценностное
отношение к человеку.
регулятивные УУД:
предвидеть
возможности получения
конкретного
результата.
2.Работа с
литературоведческими
понятиями.
3.Миниисследование
в группе.
«Карта жанра»
– Восстановите схему
жанра басня, выбрав
нужные элементы.
Групповая работа.
Каждая команда должна выбрать верные
элементы жанра басни. Оценивается
правильность и скорость выполнения
задания). Коллективная проверка.
Вспомните и дайте
определение басни.
А что такое
аллегория?
Задание.
Попробуйте дать
определение термину,
проанализировав
следующие примеры
аллегории:
волк — злой человек,
лиса — хитрый
человек
А какие известные
басенные персонажи
Предполагаемый ответ:
Басня — это краткий стихотворный или
прозаический рассказ нравоучительного
характера, имеющий иносказательный,
смысл или аллегорический смысл.
Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения
группы, представление результатов
работы в группе.
Предполагаемый ответ:
Аллегория — иносказательное
изображение предмета, явления для того,
чтобы наглядно показать его главные
черты. Отвечают на вопрос учителя.
олицетворяют
человеческие пороки?
Волк? Осел? Медведь?
Обезьяна? Петух?
Собака? Слон?
На аллегории
построена басня, в
которой определённые
лица или явления
изображаются под
видом животных.
Физ.минутка «
Смайлик»
Активно выполняют физические
упражнения
Организует разминку.
1 Физ. минутка
(пауза
релаксации)
личностные УУД:
работа в команде
одноклассников под
руководством учителя.
коммуникативные УУД:
интегрироваться в группу
и строить продуктивное
взаимодействие.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Работа с текстом
басни.
Проблемный,
метод
фронтальной
организации
обучающихся
личностные УУД:
стремление к речевому
самосовершенствованию,
формирование навыков
развернутого анализа;
Беседа:
Сегодня мы
познакомимся с басней
Крылова «Свинья под
дубом».
Отвечают на вопросы учителя. 1. Прослушивание
аудиозаписи ( читает
актер Денис Семенов)
познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой информации,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме, смысловое чтение,
извлечение необходимой
информации из текста,
преобразование текста с
целью выявления общих
законов; анализ, умение
доказывать;
коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и условиями
коммуникации.
Дают развёрнутые ответы.
Не читая басню,
можете сказать, каким
характером обладает
свинья? Давайте
проверим,
действительно ли
Свинья отображает
невежество?
Беседа о
прослушанном.
Слушают аудиозапись ( Денис Семенов) .
Делятся впечатлением.
Ответы на вопросы учителя
(желательно развернутые)
Понравилось ли вам
чтение басни
Крылова?
Подтвердилось ли
ваше предположение о
характере Свиньи?
Как чтец голосом
передал характерные
черты персонажей
басни?
— Какое явление
жизни аллегорически
описывает басня?
— В каких 2.Словарная работа
3.Выразительное
чтение учащимися.
4. Словесное
рисование.
Метод
словесного
рисования
ситуациях эта басня
может служить
уроком?
Формирование
познавательной
активности через
творческое задание и
корректировка
полученных ответов.
Выполняет роль
консультанта
Групповая работа.
В группе выпишите непонятные слова.
Группы обменяйтесь листочками и
обсудите значение данных слов.
Коллективная проверка.
Чтение по ролям басни
Подготовка к чтению. Чтение.
Какую иллюстрацию к
басне вы бы
нарисовали?
Словесное рисование. Самостоятельное
создание микротекста на заданную тему
В какие краски был
окрашен смех над
героями?
Подбирая цветовой оттенок к смеху над
каждым героем, обучающиеся наглядно
убедятся, что смех не одинаков по своему
качеству. Смех над героями, к которым
мы относимся с юмором, имеет светлые
оттенки, а смех над сатирическими
персонажами – темные и яркие оттенки. 5. Знакомство с
иллюстрациями басни
Крылова
Наглядный,
частично
поисковый
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Какая иллюстрация
вам больше
понравилась, почему?
Какой намек
содержит такое
изображение?
6. Просмотр
Наглядный,
Изменилось ли ваше
Дают развёрнутый ответ на вопросы. мультфильма.
проблемный
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Групповая работа.
Самостоятельный
анализ басни.
Работа в
группах и
выступление
перед
аудиторией.
восприятие басни?
Чье прочтение басни
вам показалось более
интересным? Почему?
Организационная.
Правила работы в
группе. Разработка
критериев оценки
работы в группе.
Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения
группы, представление результатов
работы в группе.
Самостоятельный анализ басни.
1 Задание.
1 группа.
1.Почему И. Крылов мораль
басни оставил в конце?
2 группа.
1.Над какими пороками
человека смеется автор?
3 группа.
1 . «Болтают, что басня век свой отжила и
время списывать ее в архив». Докажите
личностные УУД:
формирование
эстетических
потребностей,
наблюдательности и
фантазии; нравственно
этическая ориентация,
оценивание
усваиваемого
содержания, (исходя из
социальных и
личностных ценностей),
обеспечивающее
личностный моральный
выбор
регулятивные УУД :
адекватно
воспринимать
предложения учителя,
одноклассников и
адекватно использовать
речь. познавательные УУД:
осуществлять
сравнение,
классификацию по
заданным критериям.
коммуникативные УУД:
строить монологические
высказывания; проявлять
активность в решении
познавательных задач
или дайте опровержение данной мысли
Афиширование.
2 задание. Составление сравнительной
таблицы
Сопоставление басен Эзопа
и Крылова. Приложение№2
(др.греч.
)
Αἴσωπος —
Эз поо
легендарный древнегреческий поэт
баснописец. Предположительно жил
около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи
Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни
Эзопа» дошли до нас в позднейших
поэтических переработках —
(латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и
(латинской) Авиана (начало V в.).
Афиширование.
Этап 6. Подведение итогов урока На что направлена баня: на осмеяние человеческих недостатков или негативных социальных явлений,
общественных пороков?
Самостоятельное написание сиквейна на
басню «Свинья под дубом»
Афиширование результатов.
Формирование
познавательной
активности через
творческое задание и
корректировка
полученных ответов.
Выполняет роль
консультанта.
1.Обобщение
Индивидуальна
я работа,
выступление
перед
аудиторией.
Личностные:
соотносить свою часть
работы с общим
замыслом.
Регулятивные: умение
рационально
организовывать
самостоятельную
деятельность.
Познавательные:
овладение логическими
действиями сравнения,
обобщения; активность
в решении творческой
задачи.
Коммуникативные: навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками
2.Самооценка
Самоанализ
3.Домашнее задание
Словесный,
наглядный
4.Рефлексия
Метод
контроля,
познавательно
рефлексивный
регулятивные УУД:
рефлексия,
коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и условиями
коммуникации.
Самооценка работы на уроке.
Записывают задания в дневники.
Дают развернутый ответ на вопрос (23
человека) и все обучающиеся выбирают
СМАЙЛИКИ Приложение №3.
Анализ работы
обучающихся.
Дифференцированное
домашнее задание.
1.Сочинение
миниатюра.
Придумайте
современную
ситуацию, где бы
можно было
использовать слова
морали басни «Свинья
под дубом»
2. Инсценировка басни
(чтение наизусть).
Что удалось нам
сегодня на уроке?
Чем запомнится эта
встреча?
Итоговый комментарий.
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Конспект урока по литературе И.А.Крылов "Свинья под дубом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.