Урок 11. Применяем знания (
Основные идеи урока Закреплять умение первоклассников разбивать целое на части, давать название каждой части, характеризовать её (цвет, форма). Учить «читать» инструкцию к заданию (представленную в виде схематичного рисунка). Помочь правильно использовать знакомую из курса математики терминологию, устанавливать и иллюстрировать соответствие, характеризовать части целого (форма, цвет). Организовать работу по составлению предложений по образцу
с использованием заданных слов «состоит из…», «верхний — нижний», «неделя — день», применению представлений о целом и части для решения предметных задач: «Что из чего состоит? Расскажи по образцу» (слово — буква, число — цифра и т. п.)
Методический комментарий к уроку При выполнении всех заданий этого урока ученик будет пользоваться инструкциями, образцами. Поэтому в начале урока целесообразно обсудить умение работать по правилам, инструкциям и т. п. Например, спросите, где учащиеся сталкиваются с инструкциями, с какими (к конструктору, к телефону, изображённые на коробке с кашей или хлопьями и т. д.). Выясните, пользуются ли первоклассники инструкциями в транспорте,
в бассейне. Уточните, знают ли дети, зачем нужны инструкции и чем они отличаются от правил (правила обязательны к применению, инструкции используются для удобства, по желанию). Целесообразно выполнить первый пункт первого задания («Из каких фигур составлен дом?») вместе со всем классом, второй и третий предложить для самостоятельной работы тем, кому он нетруден, а с остальными первоклассниками разбить на этапы-шаги, выполнить и проверить каждый этап. Второе задание — на установление соответствия между заданными объектами. Ученики составляют предложения по образцу. Приведём примеры предложений ко второй и третьей частям задания: «Предложение состоит из слов», «Слова состоят из букв», «Десяток состоит из единиц», «Сотня состоит из десятков». Дети также могут придумать свои пары слов и предложения к ним: слово — звук («Слова состоят из звуков»), предложение — текст («Текст состоит из предложений»).
43
Предлагаем особое внимание обратить на третьи пары слов во второй и третьей частях задания. Предложения, которые служат ответом на вопрос «Что из чего состоит?», к ним составить нельзя. Обсудите эту идею с детьми и составьте предложения, которые связывают предлагаемые слова в парах. Например, «Буква обозначает звук», «Число можно записать с помощью цифры». При работе с третьим заданием сделайте акцент на формулировании самими учениками условия каждой его части. Проверьте правильность выполнения, обсудив такие вопросы:
«С какого месяца нужно было начать?», «Сколько месяцев нужно назвать?» (первый пункт); «Совпадают ли названия первого месяца зимы и первого месяца года?» (второй пункт); «Верно ли, что месяцев, название которых начинается с буквы “М” столько же, сколько месяцев, название которых начинается с буквы “А”?» (третий пункт). Для следующего урока каждому ученику нужно подготовить разрезной материал «Геометрический квадрат».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.