Урок 6. Применяем знания
Основные идеи урока Учить применять представления об устройстве таблицы. Закреплять умение читать информацию в строках и столбцах таблицы, характеризовать каждый объект, помещённый в таблице, по его расположению в строке, в столбце. Сравнивать объекты в строке, в столбце. Комментировать ход поиска общего свойства элементов каждой строки, заданного столбца. Описывать положение объекта в таблице. Заполнять таблицу по образцу. Составлять алгоритм заполнения таблицы.
Методический комментарий к уроку Для большинства первоклассников не составит труда назвать животных, грибы, деревья. Эти объекты будут использоваться в основной части урока для чтения таблиц. Напомните порядковый счёт (строки: первая, вторая; столбцы: первый, второй, третий). При работе с первым заданием обратите внимание на назначение подсказок (шерсть, буква), помещённых внизу таблицы (спросите: «Как вы думаете, для чего они нужны?», «Как их использовать?», «Можно ли с их помощью проверить ответ?»). При сравнении животных первой строки обратите внимание, что это дикие животные и их названия начинаются с одной буквы (но с разного звука). Спросите, какое общее свойство имеют животные второй строки (они домашние). В ходе работы в парах первоклассники могут отмечать выбранное животное карандашом. Обращение к соседу по парте может быть таким: «Это животное расположено в таблице в первой строке, во втором столбце. Какое это животное?» (лиса). Если некоторым детям трудно говорить целые предложения, условьтесь, что главное в этом упражнении — использовать слова «строка» и «столбец». Например, ученик может сказать так: «Это животное находится в первой строке, во втором столбце». Можно организовать игру в парах «Угадай по описанию». Пусть один ученик возьмёт 3 жёлтых квадрата из разрезного материала, а другой — 3 зелёных. Правила игры: один ученик (ведущий) задумывает животное, описывает его, другой отгадывает. Если отгадал, то ведущий отдаёт ему квадрат своего цвета, если не отгадал, то не отдаёт. Теперь ведущим становится второй ученик. Он тоже описывает место задуманного животного, а первый ученик называет; если правильно, то получает квадрат. Выигрывает тот, кто получил больше квадратов цвета соседа по парте. Второе задание лучше всего выполнить так: рассмотреть пары гриб — дерево; обсудить, какой знак нужно ставить в таблицу (знак «+» ), по какому правилу его нужно ставить (сначала строка — гриб, затем дерево: выбираем подходящее и ставим знак), поставить знак и проверить соответствие знака картинке; дорисовать её.
34
Дети обычно любят ходить в кино и способны рассказать, какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы оказаться в кресле перед экраном. Сделайте акцент на приобретении билетов (задание четвёртое). Сравните суммы денег в строках по дням недели. В случае затруднений называйте суммы, сравнивайте их между собой: «Думаю, что билет, за который нужно отдать 100 рублей, дороже, чем билет, за который нужно отдать 50 рублей. А вы как думаете?» Спросите, сколько стоят билеты утром в пятницу и сколько днём в выходной день, в какое время выходного дня выгоднее покупать билет. Результаты выполнения этого задания можно записывать в специально выделенную строку, а можно отмечать в таблице (простым, цветными карандашами). Работа в парах может заключаться в составлении ответов на вопросы, относящиеся как к отдельным ячейкам, так и к строкам и столбцам таблицы. Сыграйте с учащимися в дидактическую игру. Дидактическая игра в парах «Сколько стоит?». Один ученик берёт 6 квадратов жёлтого цвета из разрезного материала, другой — 6 зелёного. Простой вариант. Правила игры. Один ученик говорит: «Я решил пойти в кино вечером (утром, днём) во…( вторник, среду…)». Задаёт вопрос: «Сколько будет стоить билет?» Или: «Я решил пойти в кино в каникулы в пятницу на утренний или дневной сеанс. Хватит ли мне 50 р. на билет?» Если второй ученик правильно называет цену билета или день, то он получает квадрат от одноклассника, задавшего вопрос. Если цена указана неверно, но ученик указал на нужную ячейку таблицы, то он тоже получает квадрат. Трудный вариант. Правила игры. Один ученик называет цену билета, а другой называет все дни и время, в которое билет продают за эту цену. Квадрат выдаётся одноклассником только при полном ответе. Если ученики испытывают трудности в парной работе, педагог включается в игру и выступает в роли ведущего, который задаёт вопрос сразу обоим ученикам и вручает квадраты в случае успешных ответов. В игру могут быть вовлечены как одна пара школьников, так и несколько пар. Учитель сначала проходит и задаёт вопросы, первоклассники договариваются об ответе, затем педагог возвращается и выслушивает ответы.
35
В ходе совместной работы ученик придумывает вопрос
и записывает ответ (ответы) на него в тетради. Когда сосед по парте даст ответ, его можно будет сравнить с ответом-образцом автора вопроса. Задание для индивидуальной работы может быть предложено как на этом уроке, так и на уроке «Применяем знания».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.