Урок 23. Проверяем, верно ли
(с. 18—21) Основные идеи урока Знакомить учеников с разными формулировками вопросов, учить устанавливать соответствие между вопросом и ответом. Учить пользоваться конструкцией «если..., то…» при составлении предложения. Учить первоклассников сравнивать предложения, вопросы, рассуждения, комментировать ход выполнения задания, получения ответа на вопрос. Методический комментарий к уроку Начните урок с предложения первоклассникам составить вопросы по рисунку. Вопросы могут начинаться словами: «Кто?», «Сколько?», «Можно ли?», «Верно ли?». Когда дети будут задавать их, помогайте правильно формулировать, уточнять. Зафиксируйте для себя все вопросы. Затем организуйте работу «вопрос—ответ». Вы задаёте вопросы, которые придумали дети, а ребята на них отвечают, подтверждая рисунком, обосновывая (нельзя переходить дорогу там, где нет зебры, нужно дойти до подземного перехода и т. д.). Сравните ответы на вопросы, которые начинаются по-разному. Так, в ответ на вопрос «Кто?» мы называем имя, а на вопрос «Верно ли?» говорим «Верно» (да) или «Неверно» (нет). Работая с информацией, ученик перечисляет, характеризует свойства конкретных объектов, распределяет, упорядочивает их и т. д. Познакомьте с конструкцией предложения «если..., то...». Это поможет первоклассникам устанавливать зависимость между парами объектов, рассматривать эту зависимость с разных точек зрения. Так, если берёза ниже дуба, то дуб выше берёзы. Выполните задание на составление предложений по образцу, упорядочение и запись названий деревьев в порядке возрастания их высоты. Проверка правильности выполнения задания, ответа на вопрос является одним из условий формирования у школьника действий контроля и самоконтроля. На этом уроке предлагайте ученикам отвечать на поставленные вопросы и объяснять их правильность (с помощью рисунка, рассуждения, установления соответствия между объектами, объектом и правилом). Целесообразно рассматривать разные комментарии, рассуждения первоклассников, сравнивать их по полноте, точности или конкретности. Отвечая на вопрос «Верно ли, что сейчас в классе больше девочек, чем мальчиков?», ученик может сначала высказать предположение, а потом проверить его с помощью одного из известных способов. Например, можно:
63
— поставить в соответствие каждому мальчику квадрат зелёного цвета, а девочке — жёлтого и посмотреть, каких квадратов больше. Если больше квадратов жёлтого цвета, то больше девочек; — сосчитать число девочек, число мальчиков и сравнить два числа; — составить пары мальчик — девочка. И кто останется без пары, мальчик (мальчики) или девочка (девочки), укажет на то, кого больше. Важно, чтобы выполнение четвёртого задания осуществлялось строго по плану, — это умение поможет успешно осваивать действия по алгоритмам в дальнейшем. Первоклассники могут проверить, верно ли ученик использовал план в ходе решения задания с комментированием. Например, при выполнении третьего пункта задания — «Впиши все пропущенные числа», в котором нужно использовать предложенный план несколько раз. Обратите внимание, что ученик может применить знание последовательности чисел для записи соседних чисел с найденным. Убедитесь, что первоклассник может выполнить задание и вторым способом — с помощью линейки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.