Урок-путешествие по теме «Антарктида» для учащихся 5-7 классов
Оценка 4.8

Урок-путешествие по теме «Антарктида» для учащихся 5-7 классов

Оценка 4.8
docx
28.04.2020
Урок-путешествие по теме «Антарктида» для учащихся 5-7 классов
Урок Антарктида.docx

Урок-путешествие по теме «Антарктида» для учащихся 5-7 классов

Автор: учитель географии МОУ «СОШ №36» Жигайлова А.Ю.

Цель:  Сформировать представление о специфических чертах при­роды, населения и хозяйства Антарктиды.

Задачи:

1)      Рассмотреть специфику природы и населения материка.

2)      Познакомить обучающихся с представителями растительно­го и животного мира материка.

3)      Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.

4)      Сформировать навыки работы с картографическими источ­никами информации, по преобразованию тематической ин­формации из одного вида в другой.

5)      Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: географическое положение материка, уникальность природы Антарктиды (животный и растительный мир), население материка, история открытия материка.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, дополнительный информационный материал для учащихся.

Ход урока

Блок 1. Мотивация

“Ребята! Когда я готовилась к уроку, произошло одно непредвиденное событие: школьный новый глобус попал под автобус…

                                                       стихотворение Бориса Заходера “География всмятку”

Батюшки!
Глобус
Попал под автобус!
Смялся в лепешку
Новехонький глобус!
Многое
Наша Земля повидала,
Но не видала
Такого скандала!

Неузнаваема
Стала планета.
Все перепуталось:
Части света,
Материки,
Острова,
Океаны,
Все параллели и меридианы.

В небе парят
Перелетные птицы,
Не понимая,
Куда опуститься, –
К Южному тропику
Птицы летели,
А прилетели
В царство метели.
Возле экватора
Плавают льдины,
Бродят пингвины
В степях Украины,
И по шоссейным дорогам
Европы
Бегают тигры,
Слоны,
Антилопы!

Белый медведь
Носится по лесу:
Ищет дорогу
На родину,
К полюсу.
А из-под елки
Глядит, обомлев,
Мишку
Впервые увидевший
Лев!

Где-то в Антарктике
Громко ревет
Синий от холода
Бегемот:
– Эй!
Не пора ли вернуться к порядку?!
Нам ни к чему география
Всмятку!

Ребята, помогите восстановить порядок! У Вас в конвертах на столах бумажные кусочки глобуса. Вы должны их правильно соединить, и тогда мы определим материк, к которому сегодня отправимся в путешествие”.

Учащимся дается задание по группам. Кто быстрее его выполнит?

Какой материк получился?” Ответ учащихся: “ Антарктида”.

 

Мне хочется привести цитату из одной старой песни:

Хочу сказать тебе, мой друг,

Ты только не таи обиду.

Хороших много мест вокруг,

Зачем ты едешь в Антарктиду?

Итак, ребята, мы сегодня с вами отправляемся в увлекательное путешествие в Антарктиду. В конце урока мы с вами ответим на вопрос из песни: «Зачем люди едут в Антарктиду?». Как вы уже поняли, работать вы будете в группах, поэтому помните – результат вашего труда зависит от каждого члена группы, работайте дружно и слаженно. Здесь, как в космосе, надо уметь переносить трудности, дружить с товарищами и верить, что скоро вернёмся в родные края. Успехов вам в изучении Антарктиды!!!

Блок 2. Содержательная часть

Проблемная ситуация: Чтобы попасть на данный материк, нам нужно взять с собой вещи первой необходимости. (На столе учителя лежат: теплая одежда, очки, веревка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина). Давайте выберем предметы, которые возьмем с собой в Антарктиду и постарайтесь объяснить свой выбор.

Таким образом:
1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда).

От морозов может даже лопаться роговица глаз. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения легких, возникает кашель.
2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (веревка).

Хочу привести сообщение о погоде (ветре) взятое из метеорологической службы: «Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека не связанные веревкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рев урагана заглушат все. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома, видны только на расстоянии нескольких метров».
3. Это самый снежный материк. И чтобы не потеряться в пургу (компас).
4. В Антарктиде самое высокое отражение солнечных лучей снегом (очки).

Здесь может возникнуть снежная слепота.

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова Антарктида?

В различной литературе можно найти множество других образных названий Антарктиды.

Кто может перечислить эти названия?

(Предполагаемые ответы: «край Земли», «материк за облаками», «королева холода», «материк ученых», «ледяной континент», «производитель айсбергов», «страна жестокого солнца», «страна ветров», «холодильник Земли», «материк четырех полюсов»).

Основное определение: «Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими островами и южные части океанов примерно до 50–60 градусов в южной широты, называется Антарктидой».

Название материка происходит от двух слов «Анти» – против и «Арктика», в буквальном смысле слова «Антарктида» означает противоположная Арктике».

Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит — противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики, получил название Антарктида.

Сценка: Двоюродные сестры (диалог двух учащихся 7 классов у соответствующих карт Арктики и Антарктики)

Арктика Антарктика – двоюродные сестры. Начать хотя бы с того, лежат они в противоположных концах света:

1 ученик: Арктика – в северном полушарии (показ на карте).

2 ученик: Антарктика – в южном (показ на карте).

Учитель: Поэтому...

1 ученик: когда в Арктике зима, полярная ночь.

2 ученик: в Антарктике лето и полярный день. И, наоборот.

1 ученик: Центральная Арктика – океан, окруженный со всех сторон сушей.

2 ученик: Центральная Антарктика-суша, материк Антарктида, окруженная со всех сторон водой.

Учитель: В высоких широтах – всюду холодно.

1 ученик: Только не думайте, что на крайнем юге теплее, чем у нас в Арктике.

2 ученик: Как раз наоборот. Здесь стоят такие морозы, каких не знает Северный полюс.

Учитель: Человек забрел в самый центр Антарктиды.

2 ученик: Здесь чудовищные морозы, градусов 80, при постоянном ветре. Вдохнуть такой воздух – верная смерть! Поэтому у южных полярников есть особые маски.

1 ученик: У нас, в северном полушарии, за Полярным кругом издавна были селения, по тундре бродили кочевники-оленеводы – саамы, ненцы, чукчи …

2 ученик: В Антарктиде никогда никто не жил.

Блок 3. Интеллектуальная разминка

Исследования материка. 

Систематические исследования материка начались с 1995 г.

11 стран мира договорились совместно изучать Антарктиду и обмениваться научными открытиями. Это заключено в договоре об Антарктиде в 1959 г.

Статус.

Так, в статье I Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.

Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.

– Почему? (так как лед течет, и все вещества попадут в океан)

Статья II провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюдения. Так, например, советские научные станции располагаются в секторе от 70 до 105°в. д. Для решения различных вопросов страны – участницы Договора собираются на Консультативные совещания.

Статья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.

Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооруженных судов южнее 60-го градуса широты запрещены.

Блок 4. Психологическая разгрузка (учащиеся выполняют движения)

Антарктида – белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх! Шире! Ниже!

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой

Помечтаем о пингвинах,

О холодных белых льдинах,

О тюленях и китах,

О суровых холодах

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Блок 5. Содержательная часть. Исследовательская работа в группах с использованием текста карточек и географической карты

1 группа. Географы.

Характеристика ГП Антарктиды по плану:

   1) В каком полушарии расположена.

   2) Положение относительно условных линий на карте.

   3) Крайние точки.

   4) Океаны и моря, омывающие материк.

   5) Положение относительно других материков.

2 группа. Историки.

   1) Какие путешественники изучали материк?

   2) Кто открыл материк?

   3) Кто первым достиг Южного полюса?

   4) Кто такой Роберт Скотт?

   5) Современные исследования Антарктиды.

3 группа. Климатологи.
   1) В каких климатических поясах расположена Антарктида?
   2) Назвать температуру воздуха.
   3) Что такое стоковые ветры?
   4) Почему в центре Антарктиды холоднее?
   5) Зачем в Антарктиде солнцезащитные очки?

4 группа. Биологи.

   1) Какие животные обитают в Антарктиде?

   2) Составьте рассказ о пингвинах, касатках.

   3) Почему пингвины не летают, хотя это птицы?

5 группа. Геологи.

   1) Расскажи о ледяном покрове Антарктиды.

   2) Какую Антарктиду называют «каменной»?

   3) Какова высокая точка Антарктиды?

   4) Почему есть действующий вулкан Эребус?

   5) Какие полезные ископаемые есть на материке?

После выполнения исследовательской работы каждая группа публично докладывает результаты своей работы.

 

Блок 6. Творческое задание. Работа в группах. На базе полученных знаний необходимо ответит на вопросы кроссворда:

По вертикали

1. Действующий вулкан, свидетель горообразовательных процессов

2. Нелетающая птица обитающая только в Антарктиде

4. Самая холодная станция, полюс холода

5. Антарктида с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50 - 60 градусов ю.ш

8. Горы которые находяться на северо- востоке Антарктиды

9. Мореплаватель, первым достигший берегов Антарктиды вместе с Лазаревым

11. антарктическая чайка

13. Источник питания для китов, тюленей, рыб и птиц

15. Необычный участок с озером, совершенно свободный ото льда и снега

По горизонтали

3. Руководитель первой советской антарктической экспедиции

5. Огромная глыба льда, оторвавшаяся от материка

6. Фамилия норвежца вышедшего на берег Антарктиды

7. … - поморник

9. Птица, гнездящаяся высоко в горах Антарктиды

10. Область, лежащая в переводе с греческого против северной полярной области земного шара- Арктики

12. Мореплавотель-путешественник, чей отряд замерз во время возвращения из экспедиции

14. Самая крупная станция в Антарктиде

16. Существо способное целиком заглатывать гигантских кальмаров

 

Ответы: 

Блок 7. Резюме+ рефлексия

В начале урока мы с вами поставили вопрос: «Зачем люди едут в Антарктиду?».

Давайте ответим на него.

1.      С целью изучения материка.

2.      С туристическими целями.

Ребята, подводя итоги нашей экспедиции, продолжите предложения (работаем по цепочке).

1.      Сегодня я узнал…

2.      Было интересно…

3.      Было трудно…

4.      Теперь я могу…

5.      Я почувствовал, что…

6.      Я приобрел…

7.      Я научился…

8.      Своей работой на уроке я …

9.      Я попробую…

10.  Меня удивило…

11.  Материал урока мне был…

12.  Мне запомнилось…

Блок 8. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. Интересно, а какое у вас настроение. Когда пойдете с урока, оставьте свой след на карте, приклейте силуэт Антарктиды, символизирующий ваше настроение на станции “Настроение” (на карте улыбающееся лицо или грустное).

Урок окончен, спасибо за работу!

 


 

Урок-путешествие по теме «Антарктида» для учащихся 5-7 классов

Урок-путешествие по теме «Антарктида» для учащихся 5-7 классов

Но не видала Такого скандала!

Но не видала Такого скандала!

Мне хочется привести цитату из одной старой песни:

Мне хочется привести цитату из одной старой песни:

Арктика – в северном полушарии (показ на карте)

Арктика – в северном полушарии (показ на карте)

Географы. Характеристика ГП Антарктиды по плану: 1)

Географы. Характеристика ГП Антарктиды по плану: 1)

Арктики 12. Мореплавотель-путешественник, чей отряд замерз во время возвращения из экспедиции 14

Арктики 12. Мореплавотель-путешественник, чей отряд замерз во время возвращения из экспедиции 14

Блок 7. Резюме+ рефлексия В начале урока мы с вами поставили вопрос: «Зачем люди едут в

Блок 7. Резюме+ рефлексия В начале урока мы с вами поставили вопрос: «Зачем люди едут в

Антарктиды, символизирующий ваше настроение на станции “Настроение” (на карте улыбающееся лицо или грустное)

Антарктиды, символизирующий ваше настроение на станции “Настроение” (на карте улыбающееся лицо или грустное)
Скачать файл