Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»
Оценка 5

Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»

Оценка 5
docx
05.01.2024
Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»
откр.урок биология.docx

Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»

Цель

1.     Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, об обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.

Задачи урока

-усвоение учащимися понятий “обмен веществ и  энергии”, их значение для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

-формирование новых анатомо-физиологических и гигиенических понятий о пластическом и энергетическом обмене.

 -совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать.

-развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы.

-совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.

Технологии

 технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии.

Методы:

 Проблемное обучение на уроках биологии

1. работа в группах

2. поисково-репродуктивная работа

3. сравнительно-аналитическая работа

4. творческая работа

 

Формы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, составление схем, решение расчетных задач.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

 

Ход занятия

1.Вступительное слово преподавателя

Наше занятие сегодня я назвала путешествием. И в путешествие мы отправимся 2  командами. Перед началом урока я вас попросила разделиться  на 2 команды. Представьтесь пожалуйста. Требования к вам: работать группой, капитан определяет кто будет отвечать, не выкрикивать, уважать ответы товарищей, а если потребуется исправить ответ, старайтесь давать ответы полные. За каждый правильный ответ вы получаете зеленую карточку, если ответ не полный –желтую, если не верный  -красную.

Наша с вами задача повторить и обобщить  изученный материал, подготовиться к контрольной работе.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых и неживых существ.

А что является функциональной единицей живого организма. ( Клетка)

Какое строение имеет клетка.

Чем растительная клетка отличается от животной.

 Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой целым рядом признаков. Назовите их. (Студенты называют признаки)

А по загадке попробуйте назвать самый главный признак.

Процесс тот имеет две стороны.

Обе они организму нужны:

За счет одного он рост прибавляет,

Энергию в клетках другой запасает.

(Обмен веществ = метаболизм;)

Да, один из главных признаков – это обмен веществ и энергии или метаболизм. А что такое обмен веществ.

(Это поступление веществ в организм из внешней среды, их усвоение и выделение во внешнюю среду продуктов распада)

На какие 2 стадии делится метаболизм.

пластический обмен - ассимиляция или анаболизм;

энергетический обмен - диссимиляция или катаболизм)

 

 Глюкоза спешит в гликоген превращаться,

А в жир – глицерин, ну куда им деваться?

Сцепились аминокислоты в белки.

Ты этот процесс мне назвать помоги.

(Анаболизм – ассимиляция или пластический обмен)

 

Действительно в процессе пластического обмена из простых веществ образуются более сложные и при этом энергия поглощается.

Приведите примеры пластического обмена в растения и в клетках животных организмов. (фотосинтез и синтез белков)

Показать слайд (фотосинтез и синтез белка)

Давайте попробуем обсудить эти процессы.

Фотосинтез ( Как проблемы загрязнения окружающей среды связаны с процессом фотосинтеза)

Фотосинтез-это процесс, от которого зависит жизнь на земле.

Суммарное количество органических соединений, синтезируемое за счет фотосинтеза, составляет 150 млрд тонн вещества и 200 млрд тонн кислорода. Именно эти вещества, вырабатываемые зелеными растениями, поддерживают экологическое равновесие и состав атмосферы, обеспечивающий дыхание всех живых существ на Земле. В процессе фотосинтеза употребляются огромные объемы углекислого газа, что не дает нашей планете перегреваться, предотвращая парниковый эффект.

А как называется такой способ питания.

А теперь обсудим процесс синтеза белка.

В каком органоиде происходит синтез белка(рибосомы)

А где хранится информация о структуре белка( ядро)

Какие 2 нуклеиновых кислоты вы знаете и чем ДНК отличается от РНК

Задача. Достройте  вторую цепочку ДНК, иРНК и тРНК, если известна одна из цепочек молекулы ДНК:

1 команда ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА.

2команда: ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ.

Ответ:

1 вариант

2 вариант.

ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА

ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ

ЦТА-ТАА-АТГ-ЦГТ

АЦА-АТА-ГТТ-ГЦА

ГАУ-АУУ-УАЦ-ГЦА и-РНК

УГУ-УАУ-ЦАА-ЦГУ и-РНК

ЦУА-УАА-АУГ-ЦГУ т-РНК

АЦА-АУА-ГУУ-ГЦА т-РНК

А как информация о структуре ДНК попадет в рибосому.( транскрипция)

За счет какой энергии протекает фотосинтез (солнечной).

Но организм человека не может усваивать солнечную энергию. И тогда встает вопрос-за счет какой энергии будет протекать синтез белка в клетках человека и где взять те простые вещества, из которых будут строиться белковые молекулы.

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объясните смысл поговорок:

- “Тощий живот ни в пляску, ни в спорт”.

Ответ: Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.

- “Хорошо поел – словно шубу надел”.

Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему.

 Распада реакций – каскад в организме!

Важен этап этот для нашей жизни:

Энергию клеткам он нашим дает,

К развитию, росту он тканей ведет.

(Катаболизм = диссимиляция)

( за счет диссимиляции-катаболизма или  энергетического обмена- распад сложных веществ на простые, идущий с выделение энергии)

А какие сложные вещества мы употребляем с пищей (белки, жиры , углеводы

6Н12О6 + 6О2 + 30АДФ+30Н3РО4= 6СО2 + 44Н2О + 32АТФ

А как называется такой способ питания (гетеротрофный)

ВЫВОД :  Метаболизм –это 2 взаимосвязанных, противоположно направленных и одновременно протекающих процесса, которые происходят в течении всей жизни

Как вы думаете - А изменяется ли баланс ассимиляции и диссимиляции в процессе жизни человека ( в детском возрасте преобладает  ассимиляция пластический обмен, так как организм растет, с возрастом –диссимиляция –энергетический обмен-  наблюдается старение организма)

Решить задачу

1команда :   Участок цепи ДНК состоит из 30 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК и число аминокислот в полинуклеотиде.

2 команда:   В молекуле нуклеотида ДНК на долю нуклеотидов с тимином и аденином приходится 60%. Найти долю нуклеотидов с гуанином и цитозином.

А теперь проверим как вы усвоили основные понятия.

Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.

А. Гликолиз

1. Процесс перевода наследственной информации из молекулы ДНК в последовательность кодонов и-РНК.

Б. Фотосинтез

2. Сочетание трёх нуклеотидов в молекуле ДНК.

В. Фотолиз

3. Процесс перевода информации из кодонов и-РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи.

Г. Трансляция

4. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о белке.

Д. Автотроф

5. Процесс разложения под действием энергии солнечного света.

Е. Метаболизм

6. Организм, использующий для питания готовые органические вещества.

Ж. Транскрипция

7. Совокупность процессов обмена веществ и энергии в организме.

З. Гетеротроф

8. Процесс ферментативного расщепления глюкозы без участия кислорода.

И. Ген

9. Организм, осуществляющий синтез органического вещества из неорганического.

К. Кодон или триплет

10. Процесс преобразования растениями энергии Солнца в энергию химических связей органического вещества.

Ответы: 1- ж , 2- к, 3-г, 4-и, 5-в, 6-з, 7-е, 8-а, 9-д, 10-б.

Конкурс капитанов

 В течение 2 минут  задают друг другу вопросы.

Итог урока

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя твориться мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, во внутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.

Домашнее задание. Повторить лекции. Подготовиться к контрольной работе.

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО   ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)   ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №2»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                         Утверждаю:                               

предметной цикловой комиссии                                Начальник отдела

общеобразовательных дисциплин                              ____________Основина Л.В.

Протокол №3 от «27» октября 2023г.                         «30» октября    2023г.

Председатель __________ Шапошникова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока  для  студентов 1 курса

 

Тема урока «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»

  ОД.13 «Биология»

 

по специальности 49.02.01 Физическая культура

 

 

 

 

 

 

Разработчик

Преподаватель ГБПОУ МО «УОР №2»                                 Ширяева Н.А.

 

 

 

 

Звенигород 2023г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок -путешествие по теме «Клетка

Урок -путешествие по теме «Клетка

Ход занятия 1.Вступительное слово преподавателя

Ход занятия 1.Вступительное слово преподавателя

Приведите примеры пластического обмена в растения и в клетках животных организмов

Приведите примеры пластического обмена в растения и в клетках животных организмов

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках

Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках

А. Гликолиз 1. Процесс перевода наследственной информации из молекулы

А. Гликолиз 1. Процесс перевода наследственной информации из молекулы

МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»

Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024