Урок -путешествие по теме «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»
Цель
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании клетки, об обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
Задачи урока
-усвоение учащимися понятий “обмен веществ и энергии”, их значение для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
-формирование новых анатомо-физиологических и гигиенических понятий о пластическом и энергетическом обмене.
-совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать.
-развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы.
-совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.
Технологии
технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Методы:
Проблемное обучение на уроках биологии
1. работа в группах
2. поисково-репродуктивная работа
3. сравнительно-аналитическая работа
4. творческая работа
Формы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, составление схем, решение расчетных задач.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателя
Наше занятие сегодня я назвала путешествием. И в путешествие мы отправимся 2 командами. Перед началом урока я вас попросила разделиться на 2 команды. Представьтесь пожалуйста. Требования к вам: работать группой, капитан определяет кто будет отвечать, не выкрикивать, уважать ответы товарищей, а если потребуется исправить ответ, старайтесь давать ответы полные. За каждый правильный ответ вы получаете зеленую карточку, если ответ не полный –желтую, если не верный -красную.
Наша с вами задача повторить и обобщить изученный материал, подготовиться к контрольной работе.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием живых и неживых существ.
А что является функциональной единицей живого организма. ( Клетка)
Какое строение имеет клетка.
Чем растительная клетка отличается от животной.
Мы с вами знаем, что живая природа отличается от неживой целым рядом признаков. Назовите их. (Студенты называют признаки)
А по загадке попробуйте назвать самый главный признак.
Процесс тот имеет две стороны.
Обе они организму нужны:
За счет одного он рост прибавляет,
Энергию в клетках другой запасает.
(Обмен веществ = метаболизм;)
Да, один из главных признаков – это обмен веществ и энергии или метаболизм. А что такое обмен веществ.
(Это поступление веществ в организм из внешней среды, их усвоение и выделение во внешнюю среду продуктов распада)
На какие 2 стадии делится метаболизм.
пластический обмен - ассимиляция или анаболизм;
энергетический обмен - диссимиляция или катаболизм)
Глюкоза спешит в гликоген превращаться,
А в жир – глицерин, ну куда им деваться?
Сцепились аминокислоты в белки.
Ты этот процесс мне назвать помоги.
(Анаболизм – ассимиляция или пластический обмен)
Действительно в процессе пластического обмена из простых веществ образуются более сложные и при этом энергия поглощается.
Приведите примеры пластического обмена в растения и в клетках животных организмов. (фотосинтез и синтез белков)
Показать слайд (фотосинтез и синтез белка)
Давайте попробуем обсудить эти процессы.
Фотосинтез ( Как проблемы загрязнения окружающей среды связаны с процессом фотосинтеза)
Фотосинтез-это процесс, от которого зависит жизнь на земле.
Суммарное количество органических соединений, синтезируемое за счет фотосинтеза, составляет 150 млрд тонн вещества и 200 млрд тонн кислорода. Именно эти вещества, вырабатываемые зелеными растениями, поддерживают экологическое равновесие и состав атмосферы, обеспечивающий дыхание всех живых существ на Земле. В процессе фотосинтеза употребляются огромные объемы углекислого газа, что не дает нашей планете перегреваться, предотвращая парниковый эффект.
А как называется такой способ питания.
А теперь обсудим процесс синтеза белка.
В каком органоиде происходит синтез белка(рибосомы)
А где хранится информация о структуре белка( ядро)
Какие 2 нуклеиновых кислоты вы знаете и чем ДНК отличается от РНК
Задача. Достройте вторую цепочку ДНК, иРНК и тРНК, если известна одна из цепочек молекулы ДНК:
1 команда ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА.
2команда: ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ.
Ответ: |
1 вариант |
2 вариант. |
ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА |
ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ |
|
ЦТА-ТАА-АТГ-ЦГТ |
АЦА-АТА-ГТТ-ГЦА |
|
ГАУ-АУУ-УАЦ-ГЦА и-РНК |
УГУ-УАУ-ЦАА-ЦГУ и-РНК |
|
ЦУА-УАА-АУГ-ЦГУ т-РНК |
АЦА-АУА-ГУУ-ГЦА т-РНК |
А как информация о структуре ДНК попадет в рибосому.( транскрипция)
За счет какой энергии протекает фотосинтез (солнечной).
Но организм человека не может усваивать солнечную энергию. И тогда встает вопрос-за счет какой энергии будет протекать синтез белка в клетках человека и где взять те простые вещества, из которых будут строиться белковые молекулы.
Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Объясните смысл поговорок:
- “Тощий живот ни в пляску, ни в спорт”.
Ответ: Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.
- “Хорошо поел – словно шубу надел”.
Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему.
Распада реакций – каскад в организме!
Важен этап этот для нашей жизни:
Энергию клеткам он нашим дает,
К развитию, росту он тканей ведет.
(Катаболизм = диссимиляция)
( за счет диссимиляции-катаболизма или энергетического обмена- распад сложных веществ на простые, идущий с выделение энергии)
А какие сложные вещества мы употребляем с пищей (белки, жиры , углеводы
2С6Н12О6 + 6О2 + 30АДФ+30Н3РО4= 6СО2 + 44Н2О + 32АТФ
А как называется такой способ питания (гетеротрофный)
ВЫВОД : Метаболизм –это 2 взаимосвязанных, противоположно направленных и одновременно протекающих процесса, которые происходят в течении всей жизни
Как вы думаете - А изменяется ли баланс ассимиляции и диссимиляции в процессе жизни человека ( в детском возрасте преобладает ассимиляция пластический обмен, так как организм растет, с возрастом –диссимиляция –энергетический обмен- наблюдается старение организма)
Решить задачу
1команда : Участок цепи ДНК состоит из 30 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК и число аминокислот в полинуклеотиде.
2 команда: В молекуле нуклеотида ДНК на долю нуклеотидов с тимином и аденином приходится 60%. Найти долю нуклеотидов с гуанином и цитозином.
А теперь проверим как вы усвоили основные понятия.
Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.
А. Гликолиз |
1. Процесс перевода наследственной информации из молекулы ДНК в последовательность кодонов и-РНК. |
Б. Фотосинтез |
2. Сочетание трёх нуклеотидов в молекуле ДНК. |
В. Фотолиз |
3. Процесс перевода информации из кодонов и-РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи. |
Г. Трансляция |
4. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о белке. |
Д. Автотроф |
5. Процесс разложения под действием энергии солнечного света. |
Е. Метаболизм |
6. Организм, использующий для питания готовые органические вещества. |
Ж. Транскрипция |
7. Совокупность процессов обмена веществ и энергии в организме. |
З. Гетеротроф |
8. Процесс ферментативного расщепления глюкозы без участия кислорода. |
И. Ген |
9. Организм, осуществляющий синтез органического вещества из неорганического. |
К. Кодон или триплет |
10. Процесс преобразования растениями энергии Солнца в энергию химических связей органического вещества. |
Ответы: 1- ж , 2- к, 3-г, 4-и, 5-в, 6-з, 7-е, 8-а, 9-д, 10-б.
Конкурс капитанов
В течение 2 минут задают друг другу вопросы.
Итог урока
Другого
ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя твориться мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, во внутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.
Домашнее задание. Повторить лекции. Подготовиться к контрольной работе.
МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №2»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
предметной цикловой комиссии Начальник отдела
общеобразовательных дисциплин ____________Основина Л.В.
Протокол №3 от «27» октября 2023г. «30» октября 2023г.
Председатель __________ Шапошникова О.А.
Методическая разработка открытого урока для студентов 1 курса
Тема урока «Клетка. Обмен веществ и энергии в клетке.»
ОД.13 «Биология»
по специальности 49.02.01 Физическая культура
Разработчик
Преподаватель ГБПОУ МО «УОР №2» Ширяева Н.А.
Звенигород 2023г
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.