Урок 13. Работаем по инструкции, правилу
Основные идеи урока Учить первоклассников слышать инструкцию педагога и точно следовать ей, выделять один-два шага в инструкции, отвечая на вопросы: «Что нужно сделать? Как будешь делать?», «Что нужно сделать сначала? Что потом?», «Все ли шаги инструкции выполнены?» Продолжать формирование умения работать в паре: договариваться, слушать, действовать совместно, контролировать результат, презентовать результат. Методический комментарий к уроку Для урока понадобятся серый и цветной «Геометрические квадраты». Перед началом работы ученикам нужно выложить те фигуры, которые нарисованы в тетради. На это потребуется время. Спрогнозируйте затруднения в выкладывании нужного набора фигур и подготовьте комплекты для отдельных детей заранее. Важно, чтобы к началу выполнения первого задания вы были уверены, что у каждого ученика на развороте тетради выложены все нужные фигуры.
Выполнение каждого пункта первого задания сопровождается действиями ученика — он откладывает в сторону те фигуры, которые вы называете. Например, если вы читаете: «Миша взял все квадраты и все прямоугольники», то дети убирают (недалеко, чтобы опять положить все фигуры для выполнения следующего пункта первого задания) три квадрата и два прямоугольника, остаются три треугольника (два серых и один цветной). Прежде чем спросить «Какие фигуры остались?», узнайте у детей, какие фигуры нужно было убрать. «Верно ли, что сначала можно было убрать все квадраты, а потом прямоугольники? Сколько шагов вы сделали? Почему два? А можно было убрать только квадраты?» Если перед кем-то из учеников после обсуждения остались прямоугольники, это означает, что он в вашей инструкции смог выделить только первый шаг (нужно убрать квадраты). Объясните ещё раз сами (или при помощи других учеников), что нужно было убрать сначала квадраты, а потом прямоугольники. Спросите у ученика, что ещё нужно сделать (убрать прямоугольники). Только после этого обсудите, какие фигуры остались. Спросите, что общего и чем различаются оставшиеся фигуры. После этого переходите ко второму пункту задания. Обязательно выделите время для ответа на вопрос третьего пункта: «Может ли Толя взять ещё два квадрата?» Предложите объяснить ответ. Создайте провокационную ситуацию, скажите: «А я считаю, что можно взять два квадрата, ведь их было три. Из трёх два Толя может взять». В ходе разрешения ситуации дети упорядочат последовательность шагов, докажут, что если Толя взял уже три квадрата, то не останется ни одного, значит, взять нельзя. Можно предложить дополнительные вопросы: «Может ли Толя взять ещё две фигуры?», «Может ли Толя взять ещё две разные фигуры?» С помощью набора фигур, подготовленных для первого задания, выполняется второе задание. Первоклассники заполняют таблицу, пользуясь имеющимися данными. Способность устанавливать и проверять соответствие между данными рисунка и данными таблицы необходима для формирования умения работать с информацией, представленной разными способами. В ходе выполнения задания ученики могут комментировать свои действия так: «Прямоугольников два. Закрашу две клетки
48
рядом с изображением прямоугольника. Треугольников всего три, закрашу три клетки рядом с изображением треугольника…» Это же задание может быть рассмотрено как задание для работы с двухшаговой инструкцией: сначала считаем, сколько фигур имеют указанную форму, затем раскрашиваем столько же клеток рядом с изображением фигуры. При выполнении этого и последующих заданий предлагайте первоклассникам объяснять последовательность и доказывать правильность своих действий (используя, например, такие слова, как «столько же», «фигура», «количество»). Четвёртое задание дети выполняют в парах. Желательно подойти к отдельным парам в классе и спросить, что требуется сделать и какие шаги они предпримут, чтобы выполнить задание. Успешность выполнения первой части задания обеспечивается правильным пониманием учениками того, что таблица задаёт правило, по которому отбирается нужное число фигур каждой формы и цвета. Правильно сделать вторую часть задания смогут только те дети, которые выделят условия «из всех фигур», «придумай название
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.