урок работаем по правилам

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 14.docx

Урок 14. Работаем по инструкции,  правилу

Основные идеи урока Учить первоклассников понимать правило, следовать ему, обсуждать и комментировать ход выполнения правила. Создавать ситуации для прогнозирования, поиска и обсуждения ошибок. Объяснять и подтверждать примерами необходимость контроля учеником чужих и своих действий при выполнении заданий. Методический комментарий к уроку На этом этапе обучения первоклассники учатся работать по правилам, которые представлены в виде рисунка или устного текста. Для работы по правилу ученик сам или при помощи учителя, одноклассников составляет последовательность действий — инструкцию для реализации правила. Контроль выполнения правила сводится на этом этапе обучения к проверке правильности выполнения шагов-действий инструкции. Обсуждение первого задания целесообразно сопровождать иллюстрацией на доске. Правило Вити заключается в

49

том, что сначала нужно раскрашивать то, что лежит сверху (зелёным карандашом), затем то, что снизу (жёлтым). Обсудите шаги-этапы инструкции для раскрашивания. Она получится примерно такой: чтобы правильно раскрасить круги по правилу Вити, нужно: 1) раскрасить маленький круг зелёным карандашом; 2) раскрасить оставшуюся часть большого круга жёлтым карандашом. Предложите ученикам проверить, соблюдено ли это правило при раскрашивании рисунка 2. Затем пусть каждый ученик выберет два рисунка из второго пункта задания (отмеченного жёлтой точкой) и самостоятельно раскрасит их по тому же правилу. Второе задание наиболее сложное. Правило и инструкция содержат ещё одно действие (шаг). Это упражнение предназначено для работы в парах. Пройдите по классу и убедитесь (проверьте, объясните, попросите повторить, покажите на рисунке), что все пары понимают правило и могут разбить его на шаги инструкции. Задание 3 ученики выполняют индивидуально. Каждый первоклассник смотрит на рисунок (с изображением кругов, треугольников и квадратов), а вы читаете правило, по которому нужно обводить или раскрашивать фигуры. Правильность выполнения этого задания стоит обсуждать только после того, как выполнены все три части («обведи», «раскрась», «раскрась»). Так вы получите более достоверную информацию, кто из детей легко «переводит» задание (находит правило, по которому определённым образом выделяются группы фигур или конкретная фигура). При выполнении этого задания первостепенным по важности для информатики является то, как выделены квадраты (обведены линией), какого цвета карандаш использован для раскрашивания треугольника (зелёный), все ли треугольники по одну сторону от заданного раскрашены жёлтым карандашом. Любая ошибка предметного характера (обведено линией больше или меньше фигур, чем следует, раскрашен зелёным карандашом не третий треугольник, а три или пять треугольников, жёлтым выделены все треугольники слева, а не справа) должна быть рассмотрена и устранена не на уроке информатики, а на математике. Аналогично ошибки предметного характера во второй части задания, не связанные с информатикой, можно отнести на счёт обучения грамоте.