Урок Размножение 9 класс
Оценка 5

Урок Размножение 9 класс

Оценка 5
doc
21.10.2021
Урок Размножение 9 класс
Фрагмент с заданиями.doc

Фрагмент  КТП по теме «Организм» с заданиями, в объеме 10 часов

 

Предметные результаты

Учебные действия

Задания

Тема урока

Базового уровня

Повышенного уровня

1. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

· осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе.

 

1.    Демонстрирует знания классификации живых организмов.

Выберите верный ответ.

Из одной клетки состоит тело

1) мхов

2) лишайников

3) шляпочных грибов

4) простейших животных

Назовите тип животного изображенного на кртинках под номером 1 и 2. Запишит название типа в таблицу.

Соотнесите животное с характеристиками типа.

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/ameba_19_08045115.png    https://globuss24.ru/wp-content/uploads/slide/793403/img4.jpg

1                                            2

Тип

Характеристика типа

1

А) тело животного  состоит из 1 клетки

2

Б) размножение почкованием

 

В) нервная система диффузного типа

 

Г) имеют сократительную вакуоль

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

 

 

2.     Перечисляет отличительные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.

 

 

 

 

 

 

 

Выберите вер­ное утверждение о многоклеточных организмах.

1) у од­но­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма нет спо­соб­но­сти к по­ло­во­му размножению

2) у од­но­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма все функ­ции вы­пол­ня­ет одна клетка

3) у мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма нет диф­фе­рен­ци­а­ции на ор­га­ны и ткани

4) у мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма все­гда есть би­ла­те­раль­ная симметрии

 

3.    Определяет принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Выберите один верный ответ.

Организм, изображенный на рисунке относится к царству:

1) Бактерии

2) Растения

3) Грибы

4) Животные

 

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=4156

2.Неклеточные формы жизни. Вирусы.

· выделять существенные признаки на конкретных примерах

1.              Описывает признаки организмов, относящихся к неклеточной форме жизни.

 

Выберите несколько признаков, характеризующих вирусы:

1.                        Имеет белковый капсид

2.                        Автотрофный тип питания

3.                        Образует споры

4.                        Не способен к обмену веществ

5.                        Не имеет клеточного строения

6.                        В клетке содержится ядро

Подпишите необходимые обозначения на рисунке «Бактериофаг»

 

Картинки по запросу бактериофаг рисунок с обозначениями без подписей

 

2. Распределяет вирусы по группам.

Ответьте на вопрос письменно, используя дополнительные источники информации.  Какие группы вирусов вам известны? Приведите примеры.

· сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

 

1.Выделяет общие и различные черты процессов жизнедеятельности клеточных и неклеточных форм жизни.

Вирусы, в отличие от растений, животных, грибов и бактерий:
1) способны к спорообразованию
2) размножаются делением надвое
3) способны к хемосинтезу

4) не имеют собственного обмена веществ

 Распределите вирусы в схеме на группы:

 

 


     ДНК-вирусы                   РНК-вирусы

 

вирус оспы, вирус герпеса, вирус табачной мозаики, вирус гриппа, вирус бешенства, ретровирус (ВИЧ)

 

 

2. Делает выводы  на основе сравнения.

Вставьте пропущенные слова: 

В отличие от бактерий, грибов, растений и животных вирусы имеют………….строение. В окружающей среде вирусы встречаются в форме………….. Вирусы обладают следующими свойствами живого:……………

3. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

· находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о неорганических и органических веществах.

 

1.Демонстрирует знания химического состава живых организмов.

 80% состава живых организмов приходится на:

1)    Воду

2)    Минеральные соли

3)    Жиры

4)    Углеводы

1)   Назовите  свойство воды связанное с полярностью ее молекулы. Ответ поясните.

 

2)   Выберите из предложенного списка полимерные молекулы: фруктоза, крахмал, целлюлоза, гемоглобин, холестерин.

 

2. Устанавливает соответствие вещества и его роли в организме.

Установите соответствие между химическими веществами

и их ролью.

РОЛЬ

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

Универсальный растворитель

Минеральные соли

Строительная функция

Вода

Энергетическая функция

Органические вещества

Калиево-натриевый насос

 

Защитная функция

 

· сравнивать особенности химического состава живых организмов: делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

1. Находит общие и различные черты  химического состава растений и животных.

 

Установите соответствие между химическим

ве ществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

ЦАРСТВО

1. хитин

А. Животные

2. гемоглобин

Б. Растения

3. целлюлоза

 

4. крахмал

 

5. гликоген

 

Найдите ошибки в тексте, исправьте их. Перепишите предложения без ошибок.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию.

2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию.

3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела.

4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом.

5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

 

2. Формулирует вывод и приводит аргументы.

В состав живых организмов входят … и …
вещества.  К органическим веществам от носятся …, …, …, …. . Неорганическими веществам являются … и … .
В растительных организмах много углеводов, так как они осуществляют процесс…….

4. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.

· воспринимать первичное усвоение материала об обмене веществ и энергии;

1. Излагает определения понятий обмена веществ и энергии.

Запишите определение:

Обмен веществ – это_________________

 

Найдите ошибки в тексте. Исправьте их.

1.Обмен веществ и энергии – основной признак живого.2. В процессе пластического обмена энергия выделяется. 3. Подготовительный этап энергетического обмена характеризуется образованием 2 молекул АТФ. 4. В процессе гликолиза вся энергия рассеивается в виде тепла. 5. Гидролиз – кислородный этап энергетического обмена.

6.Пластический обмен – процесс диссимиляции.

 

 

2. Выделяет типы обмена веществ живых организмов.

Составь схему «Типы обмена веществ»

           

               ?                      ?

 

· сравнивать процессы обмена веществ и превращения энергии; делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

1. Находит отличительные признаки пластического и энергетического обмена.

 

 

Составьте таблицу

признак

пластический

энергетический

Что происходит с веществами    

 

 

Что происходит с энергией  

 

 

Значение в клетке

 

 

Место в клетке

 

 

 

Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

ВИД ОБМЕНА

ВЕЩЕСТВ

A) совокупность реакций синтеза органических веществ    

1) пластический

Б) в процессе реакций энергия поглощается    

2) энергетический

В) в процессе реакций энергия освобождается

Г) участвуют рибосомы

Д) реакции осуществляются в митохондриях

E) энергия запасается в молекулах АТФ

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формулирует вывод и приводит аргументы.

Вставьте в текст пропущенные слова:

Совокупность  всех химических реакций, которые происходят в организме называется …… В митохондриях глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты окисляются кислородом до углекислого газа и воды, при этом энергия ……. . Универсальное  энергетическое вещество клетки называется … . При пластическом обмене все вещества ……, а АТФ ……. .

 

5. Рост и развитие организмов.

· давать определение понятий; объяснять процессы развития и роста;

 

 

1. Излагает определения понятий роста и развития организмов.

С помощью дополнительных источников информации допишите определение роста и развития организма:

Рост – это…………..

Развитие – это…......

 

Дополните текст, вставьте пропущенные слова.

Качества могут быть как физическими, так и

абстрактными (например, взросление человека, расширение системы) – это_____________________

Биологический  процесс тесно взаимосвязанных количественных преобразований особей с момента зарождения до конца – это ___________, а качественных преобразований или дифференцировка в течение жизни  - это_____________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Описывает особенности процессов роста и развития.

Соотнесите понятие рост (А) и развитие (Б) с характеристикой процесса:

1.                        Увеличение размера

2.                        Качественные преобразования

3.                        Увеличение разнообразия клеточных структур

4.                        Увеличение массы клеток.

А –

Б - 

 

· сравнивать процессы жизнедеятельности организмов; делать выводы и умозаключения об этапах и периодах роста организмов.

1. Находит общие и различные черты роста и развития организмов.

Укажите черты сходства и различия между двумя важнейшими свойствами живых организмов - ростом и развитием. Заполните таблицу.

 

Рост

Развитие

Сходства

 

 

Различие

 

 

 

 

1.             Установите соответствие между особенностью и процессом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

особенности

процессы

А. увеличение размера тела

1. рост

Б. дифференцировку органов и тканей

2. развитие

В. все готово для процесса образования органов.

 

Г. в ходе дробления зиготы— бластула

 

Д. прорастание семени

 

 

 

2. Делает выводы на основе сравнения.

Вставьте в текст пропущенные слова.

….. - общее свойство живого, различие …..- сопровождается количественными изменениями организма, ….. - сопровождается качественными изменениями организма, организмы с течением времени претерпевают качественные изменения своих свойств - ……. И сопровождается количественными изменениями организма - …..

 

6. Размножение. Бесполое и половое размножение.

· объяснять механизмы способов размножения;

1.Излагает определения понятий бесполого и полового размножения.

Выберите правильный ответ.

Как называется способность живых организмов воспроизводить себе подобных без участия половых клеток?

1) бесполое размножение

2) половое размножение

Размножение картофеля клубнями – это:

1) половое размножение 2) фрагментация

3) бесполое размножение

1. Установите соответствие между признаком и способом размножения.

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

1) половое

2) бесполое

ПРИЗНАК

А) участие в размножении одной родительской особи.

Б) в основе лежит митотическое деление клетки,

В) участвуют два родителя.

Г) образование особей, идентичных материнскому

организму.

Д) образование особей с новыми признаками.

Е) формирование спор с гаплоидным набором

хромосом у мхов и папоротников.

 

 

2.Демонстрирует знания механизмов

бесполого и полового размножения.

 

Заполните таблицу

признак

бесполое

половое

количество родительских

особей

 

 

схожесть дочерних особей с

родительскими

 

 

значение для эволюции

 

 

 

· сравнивать процессы размножения организмов; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

1.Находит отличительные признаки бесполого и полового размножения.

Изучив таблицу определите о каком из размножений идет речь

Рассмотрите рисунок размножение хламидомонады. Обозначьте способы размножения. Объясните свой выбор.

          А                            Б

Описание: Картинки по запросу размножение хламидомонады

А – ___________________,

так как_________________

Б - ____________________,

так как_________________

 

 

2.Формулирует вывод и приводит аргументы

Роль бесполого размножения:

1) образование особей с изменённым генотипом

2) образование особых клеток гамет

3) быстрое увеличение числа особей в неблагоприятных условиях

4) увеличение генетического разнообразия в потомстве.

 

7.Половые клетки.

  Оплодотворение.

·характеризовать женские и мужские половые клетки;

1.Описывает особенности строения женских и мужских половых клеток.

Установите соответствие между особенностью  и типом  гамет.  К каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Особенности

строения

Клетки

имеет запас питательных веществ

женские

мелкая

мужские

имеет жгутик

 

крупная

 

неподвижная

 

Заполните недостающие элементы  схемы

«Гаметогенез».

Описание: Картинки по запросу гаметогенез

 

 

 

2.Выделяет этапы гаметогенеза – процесса формирования половых клеток.

Разместите в правильной последовательности стадии гаметогенеза:

  1. Стадия роста
  2. Стадия формирования,
  3. Стадия созревания
  4. Стадия размножения

 

 

 

·объяснять механизм процесса оплодотворения;

1.Демонстрирует знания механизма процесса оплодотворения.

Опишите процесс, изображенный на рисунке.

Объясните утверждение «Почему представители класса Земноводные, обитающие на суше возвращаются размножаться в воду?»

 

 

 

2.Распределяет организмы по группам, в зависимости от способа оплодотворения.

Установите соответствие между организмом и типом оплодотворения

 1.наружное                А) ауха

 2. внутреннее            Б) жерлянка

                                    В) тритон

                                    Г) утка мандаринка

                                    Д) гималайский медведь

 

8.Наследственность – как особое свойство организмов.

·давать определения основных генетических понятий; сопоставлять понятия фенотип и генотип

1.Излагает определения основных генетических понятий: наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип.

Пользуясь учебником, допишите  определения:

Наследственность – это____________

Ген – это ________________________

Фенотип – это____________________

Установите соответствие между определением и понятием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

определения

понятия

разнообразие признаков среди представителей данного вида.

наследственность

способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.

изменчивость

совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития.

ген

совокупность генов данного организма.

генотип

расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака

аллель

представляет собой участок ДНК, задающий последовательность определённого полипептида.

фенотип

 

 

 

2. Отличает  понятия связанные фенотип и генотип.

Закончите предложение.  Совокупность  характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития,  формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых факторов – это ….

Совокупность  генов данного организма, в отличие от понятия генофонд, характеризует особь, а не вид – это …

 

 

·описывать исторические этапы в изучении наследственности;

 

1. Составляет план ответа для характеристики этапов становления генетики, как науки.

       Используя текст, выделите основные этапы становления науки генетики и составьте план ответа.

«Выделение  объекта генетики, т.е. явлений наследственности как специфической черты живого. Такой подход сформулирован Г. Мендель. Мендель рассматривал не наследуемость всех признаков организма сразу, а выделял наследуемость единичных, отдельных признаков, абстрагируя эти признаки от остальных.  В этот период были переоткрыты и подтверждены на многих видах растений и животных законы Г.Менделя, создана хромосомная теория наследственности (Т.Г.Морган). С.С. Четвериков – создатель эволюционно и популяционной генетики; А.С. Серебровский, выдвинувший идею о линейном строении и делимости генов; С.Н. Давиденков и С.Г. Левит – основатели медицинской генетики. Была открыта структура ДНК (Дж. Утсон), расшифрован генетический код (Ф.Крик), химическим путём синтезирован ген (Г. Корана). С середины ХХ в. классическая генетика перестала получать большую часть новой информации о механизмах наследственности. Эту роль в современной науке заняла молекулярная биология и её раздел – молекулярная генетика, науки, имеющие дело с конкретными молекулами ДНК…...»

Распределите основные события генетики по датам. Расскажите об одном из них более подробно.

1.определена структурная модель ДНК.

2.клонировали овцу Долли.

3.первое клонирование лягушки.

4.химическим путем синтезирован первый ген.

5.рождение генной инженерии.

6.геном человека прочитан!  

7.расшифровка генетического кода.

8.расшифрован геном бактериофага Х 174,  секвенирован первый ген человека.

9.получена первая трансгенная мышь.

10.  создан проект «Геном человека».

11. становление геномики, как раздела генетики.

12.  секвенирован геном бактерии

13. клонировали мышь и корову.

14. экспериментальное определение размеров гена.

 

 

 

 

2. Характеризует этапы становления науки генетики, согласно составленному плану.

Дайте характеристику этапов становления генетики, как науки.

1 этап. Законы Г. Менделя.

2 этап.  Хромосомная теория наследственности Т.Г. Моргана.

3 этап. Этап современной генетики.

 

 

9. Основные закономерности наследования признаков.

·объяснять механизмы наследственности;

1. Дает определение альтернативным признакам.

1.Как называются взаимоисключающие признаки, которые обычно не могут присутствовать у организма одновременно (например, желтая или зеленая окраска горошин, красная или белая окраска цветков у гороха)?

2.Допишите определение:

Альтернативные признаки – это………..

Выберите правильный ответ:

3.Аллельные гены расположены в:

 а) одной хромосоме

б) одинаковых локусах гомологичных хромосом

в) одинаковых локусах негомологичных хромосом

г) разных локусах гомологичных хромосом

 

Каждый их трех законов  Г. Менделя имеет свое название. Укажите иное название Первого закона Менделя.

а) Закон расщепления

б) Закон единообразия гибридов 1 поколения

в) Закон сцепленного наследования

г) Закон независимого наследования признаков.

 

Расщепление по фенотипу для моногибридного

скрещивания гетерозигот при полном доминировании представлено:

а) 1:2:1   

б) 9:3:3:1

в) 1:1

г) 3:1

 

Расщепление по фенотипу для моногибридного

скрещивания гетерозигот при неполном доминировании представлено:

а) 1:2:1

б) 9:3:3:1

в) 1:1

г) 3:1

 

 

 

2.Описывает механизм наследственности.

Расщепление по фенотипу для моногибридного скрещивания гетерозигот при полном доминировании представлено:

а) 1:2:1

б) 9:3:3:1

в) 1:1

г) 3:1

 

· сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников  о законах Менделя; анализировать текст и рисунки учебника;

1.Излагает формулировку законов Менделя.

Дайте формулировку закона Единообразия гибридов первого поколения.

Решите предложенные задачи.

1.У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое каре­глазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз домини­рует. Каковы генотипы родителей?

Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

2.Доминантный ген желтой окраски у мышей в гомозиготном состоянии обладает летальным действием(мертворождение). Его рецессивный аллель в гомозиготном состоянии вызывает развитие черной окраски. От скрещивания желтых мышей с черными было получено 96 потомков. Сколько мышей, полученных от этого скрещивания, были черными.

 

2.Составляет схемы к  задачам на моногибридное скрещивание.

Решите задачу.

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с нормальным зрением (в%)?

 

 

10.Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

 

 


Фрагмент КТП по теме «Организм» с заданиями, в объеме 10 часов

Фрагмент КТП по теме «Организм» с заданиями, в объеме 10 часов

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Неклеточные формы жизни. Вирусы

Строительная функция Вода

Строительная функция Вода

Находит отличительные признаки пластического и энергетического обмена

Находит отличительные признаки пластического и энергетического обмена

Рост и развитие организмов. · давать определение понятий; объяснять процессы развития и роста; 1

Рост и развитие организмов. · давать определение понятий; объяснять процессы развития и роста; 1

Размножение. Бесполое и половое размножение

Размножение. Бесполое и половое размножение

Б - ____________________, так как_________________ 2

Б - ____________________, так как_________________ 2

Наследственность – как особое свойство организмов

Наследственность – как особое свойство организмов

В этот период были переоткрыты и подтверждены на многих видах растений и животных законы

В этот период были переоткрыты и подтверждены на многих видах растений и животных законы

Каждый их трех законов Г. Менделя имеет свое название

Каждый их трех законов Г. Менделя имеет свое название

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2021