МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
Урок речевой практики в 4 классе на тему:«Я-пассажир».
Цель: формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.
Задачи:
Образовательные: знание правил поведения в автобусе.
Коррекционно-развивающие: развитие мышления, обогащение словаря, развитие коммуникативных, двигательных навыков, коррекция поведения.
Воспитательные: воспитывать вежливость, доброту, отзывчивость.
Оборудование: тематические картинки, стихи, загадки.
Ход урока.
1. ППН
Тихо рассаживайтесь на свои места. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Начнем урок Речевой практики.
2.Актуализация ранее полученных знаний:
-Сейчас я буду зачитывать загадки, а вы должны найти отгадку с помощью картинки.
Картинки на доске-, номера у вас на партеLподнять нужный номер) 1.Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину
И тогда, поднявши пыль
Побежит… автомобиль.
2.Летит птица- небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. Самолёт.
3.В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. Поезд.
4.Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
-Назовите одним словом.
Ходят красные дома. Трамвай.
5.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их усами. Троллейбус.
6.На колёсах едет дом,
Не живут подолгу в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. Автобус. Д/И «Виды транспорта"
Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт, автомобиль-…это транспорт.
-Что такое транспорт? (Это то, на чём ездят.) Кто передвигается на транспорте? Люди.
-Транспорт-средство для передвижения людей.
-Продолжите фразу.
На машине… ездят. На самолёте…летают. На пароходе …плывут.
Как можно передвигаться на транспорте? На транспорте можно ехать, плыть, летать.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. В автобусе вы замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, проявляют заботу, уступают место, а другие-остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают его, продолжая сидеть. Давайте, чтобы в автобусе было приятно ехать, сформулируем правила поведения пассажиров автобуса и других видов общественного транспорта, которые необходимо соблюдать? 3.Анализ и проигрывание ситуаций.
1.Ситуация. На остановке собралось достаточно много народа. Среди них есть пожилые люди, женщины с детьми… Подъезжает автобус.
Часть 1 ОСТАНОВКА
Слайды с вопросами про остановку.
Часть 2. Мы едем-едем, едем
Ехал странный пассажир
Вёз он в сумке рыбий жир
Чуть трамвай притормозит-
Пассажир вперед скользит
Чуть трамвай прибавит ход-
Пассажир назад ползет
Все кто ехал с пассажиром-
Вышли смазанные жиром!!!!!
Какое правило нарушил пассажир? Во время движения нужно держаться за поручни, а он не держался-весь рыбий жир и расплескался!!!
Проверка ранее усвоенных на уроках знаний(читающим детям)
1.Почему при выходе из транспорта мужчина и младший по возрасту выходят перед женщиной и пожилым человеком?
1) чтобы подать руку и помочь выйти из автобуса
2) чтобы не нервничать из-за нерасторопности женщины или старика
3) чтобы успеть на занятия
2.В каком ряду перечислены пассажиры, которым в общественном транспорте принято уступать место?
1) студенту, школьнику, мужчине
2) женщине, пожилому человеку, инвалиду
3) мужчине с чемоданом, подростку с велосипедом, девушке с пакетом
Не читающие дети отвечают по картинкам, выбирая правильные и не правильные стили поведения.
КАРТОЧКИ С КАРТИНКАМИ с перепутанными словами в предложении(4 ШТ)
Обобщение полученных знаний(на слайдах читаем и проговариваем)
3.часть Мы приехали!
Инсценирование ситуаций выхода из автобуса
А) выход мужчины, помогающего спуститься бабушке,
Б)женщине с ребенком.
В)Обход автобуса
Итог занятия Рефлексия
Чем мы занимались? Какие правила помните? Молодцы, ребята!
Всем спасибо за ответы, за задор , за звонкий смех.
За азарт соревнований, обеспечивший успех!!!!!
-Как вы поступите?(Ответы детей).
- Нужно подождать, пока не выйдут желающие сделать это пассажиры. При входе не толкайтесь, не стремитесь войти первым. Пропускайте пожилых людей, инвалидов… Помогите подняться.
Мы входим в автобус и тут же превращаемся…в пассажиров.
Итак, мы сели в автобус. Мы пассажиры... Помещение внутри автобуса называется салон (в поезде-купе, на корабле-каюта).
2 ситуация
В автобусе было одно свободное место, и ты его занял. На следующей остановке вошла женщина с ребенком. Твои действия?
Ситуация. Автобус переполнен. Вы нечаянно наступили на ногу другому человеку. Ваши действия.
-Извиниться, если кого-то нечаянно задел, толкнул. Слова «простите», «извините», «прошу прощения», «сожалею» помогут погасить конфликтную ситуацию. Как можно попросить прошения? Сказать: «Простите, пожалуйста, я нечаянно», «Извините, пожалуйста, я не хотел», «Извини», «Извините, мне, очень жаль, что я так сделал».
Разделимся на пары и попробуем попросить прощение и ответить на извинение. А теперь поменяемся ролями.
Ситуация. Вы вошли в автобус и увидели знакомых, но они далеко. Надо поздороваться.
-Как это сделать?
-Если есть свободное место, спокойно займи его. Уступай место пожилым людям, инвалидам, женщинам с детьми, беременным, людям старшего возраста, больным. Мужчины уступают место женщинам. Стоя, держись за поручни, чтобы не упасть. Стой так, чтобы не мешать продвижению пассажиров.
- Нужно подождать, пока не выйдут желающие сделать это пассажиры. При входе не толкайтесь, не стремитесь войти первым. Пропускайте пожилых людей, инвалидов… Помогите подняться.
Мы поедем с вами на автобусе. Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Я вам буду называть правила, а вы подумайте, что можно, а что нельзя делать. Если я говорю правильно, то поднимите смайлик с улыбкой, а если так поступать нельзя, то грустный.

(у каждого учащегося на парте набор смайлов)
Игра «Можно – нельзя»
· Во время движения отвлекать водителя от управления автобусом.
· Держаться за поручни.
· Самостоятельно открывать двери автобуса, мешать их открытию или закрытию, а также вмешиваться в управление транспортным средством.
· Не ходить по салону.
· Выбрасывать предметы в окна и в люки.
· Пользоваться аэрозолями в салоне автомобильного транспортного средства.
· Уступать места пожилым людям.
· Повреждать транспортное средство и его оборудование (оснащение).
· Громко не разговаривать.
· При ожидании транспортного средства или после выхода из него находиться на краю посадочной площадки или на краю тротуара.
· Не мусорить в салоне транспорта.
· Самовольно входить и выходить из пассажирского автомобильного транспортного средства, находящегося в зоне пограничного контроля.
Учитель: Какие вы молодцы!
Все вошли, закрылась дверь, –
Пассажиры мы теперь.
Нас ждёт немало остановок
И каждый должен из вас знать,
Как правильно себя вести
На остановках и в пути.
Логопед зачитывает правила:
На остановке:
· 1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не бегай.
· 2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя Случайно могут толкнуть под колеса.
· 3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
· 5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.
При посадке:
· 1. Пропусти входящих пассажиров.
· 2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
После высадки:
· На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
Учитель:
Теперь мы точно готовы к путешествию. В добрый путь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.