Урок речевой практики в 4 классе на тему:«Я-пассажир».

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Особые потребности
  • docx
  • 13.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок речевой практики в 4 классе на тему:«Я-пассажир». Цель: формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте. Задачи: Образовательные: знание правил поведения в автобусе. Коррекционно-развивающие: развитие мышления, обогащение словаря, развитие коммуникативных, двигательных навыков, коррекция поведения. Воспитательные: воспитывать вежливость, доброту, отзывчивость. Урок проводился в 4 классе для умственно отсталых учащихся в ходе адаптации к 4 классу
Иконка файла материала открытый урок я пассажир 4 класс уо.docx

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

Урок речевой практики в 4 классе на тему:«Я-пассажир».

Цель: формирование навыков культурного  поведения в общественном транспорте.

Задачи:

Образовательные: знание правил  поведения в автобусе.

Коррекционно-развивающие:  развитие мышления, обогащение словаря, развитие коммуникативных,  двигательных навыков, коррекция поведения.

Воспитательные: воспитывать вежливость, доброту, отзывчивость.

Оборудование: тематические картинки, стихи, загадки.

Ход урока.

1.     ППН

Тихо рассаживайтесь  на свои места. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Начнем урок Речевой практики.

2.Актуализация ранее полученных знаний:

-Сейчас я буду зачитывать загадки, а вы должны найти отгадку с помощью картинки.

Картинки на доске-, номера у вас  на партеLподнять нужный номер)           1.Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину

И тогда, поднявши пыль

Побежит… автомобиль.

 

2.Летит птица- небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. Самолёт.

 

3.В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. Поезд.

 

4.Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

-Назовите одним словом.

Ходят красные дома. Трамвай.

 

5.Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их усами. Троллейбус.

 

6.На колёсах едет дом,

Не живут подолгу в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

 

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. Автобус. Д/И «Виды транспорта"

Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт, автомобиль-…это транспорт.

-Что такое транспорт? (Это  то, на чём ездят.) Кто передвигается на транспорте? Люди.

-Транспорт-средство для передвижения людей.

-Продолжите фразу.

На машине… ездят. На самолёте…летают. На пароходе …плывут.

Как можно передвигаться на транспорте?  На транспорте можно ехать, плыть, летать.

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. В автобусе вы замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, проявляют заботу, уступают место, а другие-остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают его, продолжая сидеть. Давайте, чтобы в автобусе было приятно ехать, сформулируем правила поведения пассажиров автобуса и других видов общественного транспорта, которые необходимо соблюдать? 3.Анализ и проигрывание ситуаций.

1.Ситуация.  На остановке собралось достаточно много народа. Среди них есть пожилые люди, женщины с детьми… Подъезжает автобус.

Часть 1 ОСТАНОВКА

 

Слайды с вопросами про остановку.

Часть 2. Мы едем-едем, едем

Ехал странный пассажир

Вёз он в сумке рыбий жир

Чуть трамвай притормозит-

Пассажир вперед скользит

Чуть трамвай прибавит ход-

Пассажир назад ползет

Все кто ехал с пассажиром-

Вышли смазанные жиром!!!!!

Какое правило нарушил пассажир? Во время движения нужно держаться за поручни, а он не держался-весь рыбий жир и расплескался!!!

 

Проверка ранее усвоенных на уроках знаний(читающим детям)

1.Почему при выходе из транспорта мужчина и младший по возрасту выходят перед женщиной и пожилым человеком?

1) чтобы подать руку и помочь выйти из автобуса

2) чтобы не нервничать из-за нерасторопности женщины или старика

3) чтобы успеть на занятия

 

2.В каком ряду перечислены пассажиры, которым в общественном транспорте принято уступать место?

 

1) студенту, школьнику, мужчине

2) женщине, пожилому человеку, инвалиду

3) мужчине с чемоданом, подростку с велосипедом, девушке с пакетом

 

 

Не читающие дети отвечают по картинкам, выбирая правильные и не правильные стили поведения.

КАРТОЧКИ С КАРТИНКАМИ с перепутанными словами в предложении(4 ШТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение полученных знаний(на слайдах  читаем и проговариваем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.часть Мы приехали!

 Инсценирование ситуаций выхода из автобуса

А) выход мужчины, помогающего спуститься бабушке,

Б)женщине с ребенком.

В)Обход автобуса

 

 Итог занятия Рефлексия

Чем мы занимались? Какие правила помните? Молодцы, ребята!

Всем спасибо за ответы, за задор , за звонкий смех.

За азарт соревнований, обеспечивший успех!!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы поступите?(Ответы детей).

- Нужно подождать, пока не выйдут желающие сделать это пассажиры.  При входе не толкайтесь, не стремитесь войти первым. Пропускайте пожилых людей, инвалидов… Помогите  подняться.

 

Мы входим в автобус и тут же превращаемся…в пассажиров.

Итак, мы сели в автобус. Мы пассажиры... Помещение внутри автобуса называется салон (в поезде-купе, на корабле-каюта).                  

 

2 ситуация

  В автобусе было одно свободное место, и ты его занял. На следующей остановке вошла женщина с ребенком. Твои действия?

Ситуация. Автобус переполнен. Вы нечаянно наступили на ногу другому человеку. Ваши действия.

-Извиниться, если кого-то нечаянно задел, толкнул. Слова «простите», «извините», «прошу прощения», «сожалею» помогут погасить конфликтную ситуацию. Как можно попросить прошения? Сказать: «Простите, пожалуйста, я нечаянно»,  «Извините, пожалуйста, я не хотел», «Извини»,  «Извините, мне, очень жаль, что я так сделал».

Разделимся на пары и попробуем попросить прощение и ответить на извинение. А теперь поменяемся ролями.

Ситуация. Вы вошли в автобус и увидели знакомых, но они далеко. Надо поздороваться.

-Как это сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Если есть свободное место, спокойно займи его. Уступай место пожилым людям, инвалидам, женщинам с детьми, беременным, людям старшего возраста, больным. Мужчины уступают место женщинам. Стоя, держись за поручни, чтобы не упасть. Стой так, чтобы не мешать продвижению пассажиров.

 

- Нужно подождать, пока не выйдут желающие сделать это пассажиры.  При входе не толкайтесь, не стремитесь войти первым. Пропускайте пожилых людей, инвалидов… Помогите  подняться.

 

 

 

 

 

 

 

Мы поедем с вами на автобусе. Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Я вам буду называть правила, а вы подумайте, что можно, а что нельзя делать. Если я говорю правильно, то поднимите смайлик с улыбкой, а если так поступать нельзя, то грустный.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/21/s_5d5d149f3f26a/1194080_1.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/21/s_5d5d149f3f26a/1194080_2.png 

(у каждого учащегося на парте набор смайлов)

Игра «Можно – нельзя»

·         Во время движения отвлекать водителя от управления автобусом.

·         Держаться за поручни.

·         Самостоятельно открывать двери автобуса, мешать их открытию или закрытию, а также вмешиваться в управление транспортным средством.

·         Не ходить по салону.

·         Выбрасывать предметы в окна и в люки.

·         Пользоваться аэрозолями в салоне автомобильного транспортного средства.

·         Уступать места пожилым людям.

·         Повреждать транспортное средство и его оборудование (оснащение).

·         Громко не разговаривать.

·         При ожидании транспортного средства или после выхода из него находиться на краю посадочной площадки или на краю тротуара.

·         Не мусорить в салоне транспорта.

·         Самовольно входить и выходить из пассажирского автомобильного транспортного средства, находящегося в зоне пограничного контроля.

 

Учитель: Какие вы молодцы!

 

Все вошли, закрылась дверь, –
Пассажиры мы теперь.

 

Нас ждёт немало остановок

И каждый должен из вас знать,

Как правильно себя вести

На остановках и в пути.

 

Логопед зачитывает правила:

На остановке:

·         1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не бегай.

·         2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя Случайно могут толкнуть под колеса.

·         3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.

·         5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.

При посадке: 

 

 

·         1. Пропусти входящих пассажиров.

·         2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

После высадки: 

·          На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.

 

Учитель:

Теперь мы точно готовы к путешествию. В добрый путь!