Урок-реквием "Я говорю с тобой из Ленинграда"
Оценка 4.6

Урок-реквием "Я говорю с тобой из Ленинграда"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитание
8 кл—11 кл
09.03.2020
Урок-реквием "Я говорю с тобой из Ленинграда"
Посвященный блокадному Ленинграду
я говорю с тобой из Ленинграда.docx

Урок-реквием  «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

Учитель: Кошарная Инна Витальевна

Открытое классное мероприятие

Тема: Блокада Ленинграда

Класс: 9-11

Цель: Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстоявшими в годы войны.

Задачи:

Познавательные:  познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда,   о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны, познакомить с судьбами людей, жизни которых Блокада унесла, или изменила полностью.

Развивающие:  развивать у учащихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли.

Воспитательныевоспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма (учить, в первую очередь, всегда оставаться людьми)

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проиграватель, иллюстрации (фотографии блокадного Ленинграда), раздаточный материал (листочки с воспоминаниями блокадников, данные УНКВД)

Ход урока:

 

Звук метронома..

На эране видеотрывок «Я говорю с тобой из Ленинграда»

 

Учитель:  В плане "Барбаросса" – плане ведения войны против Советского Союза – немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные его традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого командования «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и бесперебойной бомбежки с воздуха сравнять его с землей!»

Ученик1: Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил

С Горы Вороньей,

Из дальнобойной " Берты " бил.

Прислуга

В землю "берту" врыла,

Между корней,

Между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда "берта" била.

Била

Все девятьсот блокадных дней.

Ученик2:Без перерыва

В голод, в горе,

В ребячий выкрик,

В хлеб и соль,

В последний свет

В последнем взоре,

В его отчаянье и боль,

В его последнее решенье,

В его: "Умрем, но не сдадим! "

И над открытою мишенью

Ревел огонь,

Клубился дым,

Учитель: Враг рвался к Ленинграду. Жители города вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Враг прорвался на южный берег Ладожского озера. Ленинград полностью оказался блокирован с суши.

8 сентября 1941 года – день начала полной блокады города Ленинграда.

Ученик 3: На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы с текстом "Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле".

Учитель: В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода.  Вывезти из города женщин, детей, стариков не успели. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

Ученик 4:  С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. – рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. – рабочим, 150 гр. – остальным. Через неделю: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма).

Ученик 5: С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40С. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода. За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941– 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200тысяч человек.

Снеговые на Невском горы,

Ледяная над ним заря.

День за днем коченеет город

В холодильнике декабря.

Небо огненное нависло

Над Невой от беды седой,

Наши матери с коромыслом

Ходят к прорубям за водой.

И, поскальзываясь на спуске,

Забывают про боль и страх,

А с Вороньей Горы бьют пушки,

И снаряды рвутся в домах.

И совсем вымерзают нервы,

Где пробит в сугробах маршрут.

На санях, на листах фанеры

В путь последний родных везут.

Горожан косит голод шалый,

И осколки разят вразлет,

И горят на Невском пожары,

Озаряя блокадный лед.

Учитель: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Ученик 6: "Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят – хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось".

Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Ученик 7: читает дневник Тани.

Ученик 8: Из воспоминаний Кузнецовой Галины Ивановны – ребенка блокадного Ленинграда:

« На момент начала блокады мне было 4 года. Родителей своих не помню, слишком мала была. Меня обессиленную забирали из дома дружинники. Отец, по-видимому, был уже мертв. Он умер от голода. Воспоминаний не много. Но помню, что постоянно было очень холодно, и жутко хотелось есть. Под разрывали снарядов взрослые переносили детей в бомбоубежища. Мы, дети, смотрели на проходившие мимо нас отряды советских солдат, а те протягивали голодным детям кусочки сахара и хлеба. Меня эвакуировали в город Иваново, в детский дом. Привезенные дети из Ленинграда были такие слабые, худые, маленькие, что ивановские чувствовали себя здоровяками. Они отдавали блокадникам самое лучшее, что было у них – игрушки, кусочки хлеба. Кормили нас, старались; а мы все равно прятали под подушку кусочки хлеба»

Учитель: В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ученик 9: В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом —

Паспорта.

Учитель: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (О. Берггольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами

Ученик10: И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь.

Учитель: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1,5 миллиона ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду!

Ученик 13:13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ученик11: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Ученик 12: Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но Боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Ученик13: Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

 

Минута молчания (звук метронома)

Учитель: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней – 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.


 

Урок-реквием «Я говорю с тобой из

Урок-реквием «Я говорю с тобой из

Все девятьсот блокадных дней.

Все девятьсот блокадных дней.

День за днем коченеет город

День за днем коченеет город

Учитель: В осажденном городе работали 30 школ

Учитель: В осажденном городе работали 30 школ

Чуть разогнешь — опять сведет.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Ученик 12: Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем

Ученик 12: Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020