Урок родного языка
Повторение.
Определите стиль текста, приведите 3-4 доказательства (определите микротему, назовите языковые средства выразительности, коммуникативную задачу):
Наш край издавна называли Черноречье. И тому есть простое объяснение: имя ему дала лесная речка Черная, на берегу которой бытовало некогда село Черное. А неподалеку от него при впадении реки в Оку издревле располагалась деревенька Растяпино. А откуда взялось это название?
Название это так не нравилось большевикам, что даже тридцать лет спустя после основания города о бывшем имени рабочего поселка Растяпино известный поэт, публицист Л. Шерешевский писал не без доли сарказма: «...Молодые, энергичные, полные задора и решительные люди среди густых лесов быстро расчистили место, набросали на плане очертания завтрашних площадей и кварталов, поставили дома... и обиделись. Обиделись на то, что место, выбранное под будущий социалистический город, все еще носит нелепое и оскорбительное название - Растяпино. Нет, не растяпинцы, не лежебоки, не кондовые дремучие лесные люди живут и работают здесь! И они единогласно решили потребовать переименования молодого поселка... Так кончило свое мучительное существование старое Растяпино и начался социалистический город Дзержинск».
Тема занятия. Язык художественной литературы.
Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Так давайте учиться красиво говорить у художников слова. Для этого необходимо научиться чувствовать и понимать художественный текст.
Как говорят о художнике, который создает картины, рисует, или пишет?
Пишет.
А о писателе, который создаёт произведение? Тоже пишет.
А неужели нельзя сказать, что художник рисует? Конечно, можно. Получается, что писатель тоже рисует, только не кистью как художник, а словом. Получается, что художник и писатель выполняют одинаковые функции.
А с какой целью художник рисует картины? Передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями.
Если у писателя и художника одинаковые функции, тогда для чего писатель создаёт произведение? Наверное, чтобы тоже передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями.
Нам осталось узнать, с помощью, каких языковых средств автор вызывает у читателя эти эмоции.
Вспомните:
· какая часть речи выполняет в тексте очень важную функцию – придаёт тексту особую выразительность и большую образность?
· как называются прилагательные в художественных текстах? Ответьте.
Задание 1. Найдите в тексте 3-4 …. (прием, который вы должны были определить), вместе со словом, к которому они относятся, и выпишите.
Одна из самых главных достопримечательностей нашего города – это, конечно же, Шуховская башня, расположенная на реке Оке. Само по себе сооружение не отличается особой красотой и изящностью, но в сочетании с окружающим пейзажем оно производит неизгладимое впечатление. Особенно если смотреть на башню с воды. Так она кажется просто неземной, а если зайти внутрь башни и посмотреть на вверх, то дух точно захватит. Выглядит это зрелище поистине потрясающим. Я знаю, что сюда постоянно приезжают толпы туристов. Если хотите увидеть что-то уникальное и космическое, приезжайте полюбоваться Шуховской башней.
Еще одно популярное место в моем родном городе – это церковный ансамбль на Свято-Тихоновском проезде. Удивительно, что вокруг него стоят ничем не примечательные, тусклые, серые дома, а среди них вырастает яркое, красивое здание. Ансамбль выглядит очень нарядно и красиво. Его считают лучом света в темном царстве нашего города. Не могу не согласиться с этим утверждением. Этот архитектурный шедевр и правда поражает своей грандиозностью.
Две 128-метровые башни Шухова на берегу Оки, 1988 |
В настоящее время осталась только одна башня |
Задание 2. Найдите в тексте слова, которые говорят о неживых предметах как о живых, и выпишите 2-3 примера. Запишите, как называется этот прием.
Задание 3. Найдите в тексте известные вам средства художественной выразительности, о которых мы ещё не говорили, и выпишите. Запишите, как называются эти приемы.
Задание 4. Опишите в художественном стиле (8-10 предложений) одно из интересных памятных мест Дзержинска (или событий), например:
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.