Урок родного языка "Язык художественной литературы"
Оценка 4.7

Урок родного языка "Язык художественной литературы"

Оценка 4.7
docx
25.11.2021
Урок родного языка "Язык художественной литературы"
Язык художественной литературы..docx

 

Урок родного языка     

Повторение.

Определите стиль текста, приведите 3-4 доказательства (определите микротему, назовите языковые средства выразительности, коммуникативную задачу):

 

Наш край издавна называли Черноречье. И тому есть простое объяснение: имя ему дала лесная речка Черная, на берегу которой бытовало некогда село Черное. А неподалеку от него при впадении реки в Оку издревле располагалась деревенька Растяпино. А откуда взялось это название?

 Название это так не нравилось большевикам, что даже тридцать лет спустя после основания города о бывшем имени рабочего поселка Растяпино известный поэт, публицист Л. Шерешевский писал не без доли сарказма: «...Молодые, энергичные, полные задора и решительные люди среди густых лесов быстро расчистили место, набросали на плане очертания завтрашних площадей и кварталов, поставили дома... и обиделись. Обиделись на то, что место, выбранное под будущий социалистический город, все еще носит нелепое и оскорбительное название - Растяпино. Нет, не растяпинцы, не лежебоки, не кондовые дремучие лесные люди живут и работают здесь! И они единогласно решили потребовать переименования молодого поселка... Так кончило свое мучительное существование старое Растяпино и начался социалистический город Дзержинск».

 

Тема занятия.  Язык художественной литературы.

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Так давайте учиться красиво говорить у художников слова. Для этого необходимо научиться чувствовать и понимать художественный текст.

Как говорят о художнике, который создает картины, рисует, или пишет? 

 Пишет.

 А о писателе, который создаёт произведение?  Тоже пишет.

А неужели нельзя сказать, что художник рисует? Конечно, можно. Получается, что писатель тоже рисует, только не кистью как художник, а словом. Получается, что художник и писатель выполняют одинаковые функции.

А с какой целью художник рисует картины? Передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями.

Если у писателя и художника одинаковые функции, тогда для чего писатель создаёт произведение? Наверное, чтобы тоже передать красоту мира, поделиться своими чувствами и эмоциями.

 

Нам осталось узнать, с помощью, каких языковых средств автор вызывает у читателя эти эмоции.

Вспомните:

·        какая часть речи выполняет в тексте очень важную функцию – придаёт тексту особую выразительность и большую образность?

·        как называются прилагательные в художественных текстах? Ответьте.

 

Задание 1. Найдите в тексте 3-4 …. (прием, который вы должны были определить), вместе со словом, к которому они относятся, и выпишите.

 

Одна из самых главных достопримечательностей нашего города – это, конечно же, Шуховская башня, расположенная на реке Оке. Само по себе сооружение не отличается особой красотой и изящностью, но в сочетании с окружающим пейзажем оно производит неизгладимое впечатление. Особенно если смотреть на башню с воды. Так она кажется просто неземной, а если зайти внутрь башни и посмотреть на вверх, то дух точно захватит. Выглядит это зрелище поистине потрясающим. Я знаю, что сюда постоянно приезжают толпы туристов. Если хотите увидеть что-то уникальное и космическое, приезжайте полюбоваться Шуховской башней.

Еще одно популярное место в моем родном городе – это церковный ансамбль на Свято-Тихоновском проезде. Удивительно, что вокруг него стоят ничем не примечательные, тусклые, серые дома, а среди них вырастает яркое, красивое здание. Ансамбль выглядит очень нарядно и красиво. Его считают лучом света в темном царстве нашего города. Не могу не согласиться с этим утверждением. Этот архитектурный шедевр и правда поражает своей грандиозностью.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/Shukhov_Oka_Towers_1988_photo_by_Igor_Kazus.jpg/800px-Shukhov_Oka_Towers_1988_photo_by_Igor_Kazus.jpg

Опора ЛЭП Шухова 2.jpg

Две 128-метровые башни Шухова на берегу Оки, 1988

В настоящее время осталась только одна башня

 

Задание 2.   Найдите в тексте слова, которые говорят о неживых предметах как о живых, и выпишите 2-3 примера. Запишите, как называется этот прием.

 

Задание 3. Найдите в тексте известные вам средства художественной выразительности, о которых мы ещё не говорили, и выпишите. Запишите, как называются эти приемы.

 

Задание 4. Опишите в художественном стиле (8-10 предложений) одно из интересных памятных мест Дзержинска (или событий), например:

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk1ucoTsWdekm6wAneMQitjKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

https://stihi.ru/pics/2019/04/25/2145.jpg

https://fb.ru/misc/i/gallery/97054/3091414.jpg

 

 

 

 


 

Урок родного языка Повторение

Урок родного языка Повторение

А с какой целью художник рисует картины?

А с какой целью художник рисует картины?

Две 128-метровые башни Шухова на берегу

Две 128-метровые башни Шухова на берегу

Урок родного языка "Язык художественной литературы"

Урок родного языка "Язык художественной литературы"

Урок родного языка "Язык художественной литературы"

Урок родного языка "Язык художественной литературы"
Скачать файл