Урок "Россия - наша Родина"
Оценка 4.8

Урок "Россия - наша Родина"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
06.02.2020
Урок "Россия - наша Родина"
- вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», относится к блоку « Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Урок позволяет расширить знания и представления о нашей Родине, ее природе и народах, населяющих Россию.
Урок Россия - наша Родина.doc

 

МБОУ «Новоалександровская СОШ»

 

 

 

Урок

«Россия – наша Родина »

 

 

 

                               

 

 

 Спицына Нина Владимировна

                                  учитель начальных классов

 

 

Тема  урока: «Россия – наша Родина »

Класс – 4

Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»

 Место урока в системе курса: 

 - вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», относится к  блоку « Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».  Урок позволяет расширить знания и представления о нашей Родине, ее природе и народах,  населяющих Россию.

Цели урока: создать условия для формирования и развития компетенций: историко-культурной,   коммуникативной, информационной и нравственной  через освоение учащимися знаний о духовном мире человека, культурных традициях нашей многонациональной страны.

Образовательная: - сформировать у учащихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире.

Развивающая: - продолжить работу над  развитием  монологической  речи  учащихся, умением вести диалог с учителем

Воспитательная: - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.

Предварительная подготовка: Так как это первый урок, то подготовка в основном ложиться на плечи учителя.

Задачи:
1) предметные:
~ формирование представление у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
~ формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности.
~ дать определение понятиям эмиграция; ностальгия.
2) метапредметные:
~ расширение опыта творческой деятельности учащихся
~ развивать навыки осознанного построения речевого высказывания;
~ проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
3) личностные:
~ овладение навыками самоорганизации;
~ умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
~ развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий

Формы и виды деятельности: беседа, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная, групповая деятельность.

Ключевые слова:   Родина, Отечество, страна, малая Родина, Любовь, семья, добрые дела, культурные традиции, духовный мир человека, нравственные ценности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карта, тест, музыка, карточки с заданиями,  ватман,  цветная бумага, ножницы, клей.

                                                   Ход урока:

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Методический

комментарий

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с содержанием курса

 

 

Тренинг «Импульс».Добрый день, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок.  Давайте настроится на совместную работу. Для этого я вас попрошу встать и дружно  взяться за руки. Передайте соседям положительный импульс.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот

Разве любо нам хмурые лица

Или чья то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Подарите улыбки друг другу…

Приятного вам учебного дня!

 Мы совершим с вами путешествие по страницам нашего нового учебника. «Посмотрим, полистаем, познакомимся»

Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учебник называется «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

-Мы узнаем о нашей Родине, о культуре и религии разных народов

Слайд – вставка 1

Встают в круг, берутся за руки, передают импульс.

 

 

 

 

 

 

В классе создан благоприятный психологический настрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Слайд 2.

4.

Введение в тему урока

 

1.- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника – первая вещь – это карта. У вас на столе лежит карта.

2.Поисково-практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия?

Сформулируйте тему урока.   

 

 

 

 

Работа в группах

Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор.

  Родина.

Вступительное слово учителя.  На экране  карта России.      Слайд 3.

Дети путешествуют по карте.

ПУУД – развитие познавательной инициативы,

КУУД – работа в группе, умение договариваться с партнёрами.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему.

Слайд 4.

5.

Целеполагание

-Исходя из темы,  какую мы поставим себе цель нашего  урока, насколько данная тема актуальна?

 

- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях.

- тема актуальна, т.к. полученные знания помогут лучше ориентироваться в современном мире

 

РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

ПУУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

6

Актуализация знаний по теме урока 

 

 

 

 

Расшифруй слово.  

 Н И  Р  А Д О

 

-Что такое Родина?

-Как называется страна,  в которой мы живем?

 

- Страна,  в которой родился и живет человек

- Наша страна называется Россия

 

Расшифровывают слово.

Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Родина», «Страна»

Слайд 5.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Организационно-деятельностный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

   Мы живём в замечательной стране – России.

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Почему мы считаем Россию своей Родиной? Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

- Что для нас является Родиной?

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
-А вы любите свою Родину?
-А за что вы её любите?
  Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.   Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ придумывал песни, сказки о Родине, слагал пословицы и поговорки.  В пословицах выражено отношение народа к Родине. Хорошо ли вы знаете пословицы о Родине? Проверим!

Попробуйте соединить части пословиц.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Работа со словарём

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная  творческая работа учащихся

(карточки)

РУУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
КУУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

 

 

Находят в словаре значение слова Родина

ПУУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.
РУУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
КУУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на  группы. Каждая группа получает набор слов. Им нужно собрать из слов пословицу и объяснить смысл полученной  пословицы.

Слайд 6

Проверка.

Слайд 7

 

 

9.

Физкульминутка

 

 

 

 

 

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч «я»!

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети шагают под музыку

Слайд 8

 

 

10.

 

Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нашем классе учатся дети разных национальностей. Кто знает свою национальность?

 Мир, окружающий нас, многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный.

Как вы понимаете слово «духовный»?

 Как вы думаете: какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей?

 

 

Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры.

Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.

-Что такое внутренний мир человека?

  В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость,   

- Как связаны подобранные ключевые слова с темой нашего урока

-Как называется человек, преданный своему народу, отечеству?

-А какое чувство может испытывать патриот?

Вы когда–нибудь  испытывали гордость? За кого? За что?

-А кто является гордостью нашей страны? Нашего села?

-Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?

 

Живут в России разные

Народы с давних пор.

У каждого народа язык свой и наряд

Один – черкеску носит , другой надел халат.

Одним -  тайга по нраву, другим – степной простор.

Один рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у всех – одна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Патриот

 

 

Гордость

 

 

Люди, которые совершают подвиги ради своей Родины. Наш земляк –герой России Сергей Шрайнер

Высказывания детей

 

 

 

 

 

 

Подготовленный ученик  наизусть читает стихотворение

ПУУД: понимать информацию

Слайд 9-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД – осознание этнической принадлежности

КУУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

 

 

 

Слайд 11 -12

Слушают учителя и записывают в столбик ключевые слова в тетрадь:

- Россия

- Отечество

- Родина

- материальный мир

- духовный мир

- культурные традиции

Составление словаря терминов и понятий.

ПУУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.
РУУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
КУУД: участие в коллективном обсуждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13- 18

 

 

11.

Рефлексия

1.Работа с тестом:

1. Мы живем в государстве, которое называется:

·        Россия

·        Московия

·        Русь

·        Российское государство

2. Духовный мир – это:

·        Вещи

·        Явления природы

·        Предметы

·        Знания

3. Культурные традиции помогают

·        Вырасти сильным

·        Стать добрым

·        Быть честным

·        Получать хорошие отметки в школе

4. Соотнесите понятия и примеры: здания,  отношения между людьми, машины, информация, книги, кино

- Духовный мир –

- Материальный мир -

 

2. Диалог:

Ребята, какие знания помогли вам  ответить на вопросы теста?

 

 

 

 

 

 

 

1.Учащиеся дают ответы на вопросы теста

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Ответы учащихся:

-  Россия – наша Родина с разнообразной природой, где прожимают много разных народов со своей культурой и традициями, богатым духовным миром.

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.

 

 

РУУД –контроль и оценка правильности выполнения задания.
КУУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Проводят взаимопроверку

Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

12.

Подведение итогов, выставление оценок

 

-Что вы расскажете дома членам своей семьи о  нашей Родине?

Чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины?

-Для чего нам нужно изучать данный курс?

 

 

 

- Наша Родина – Россия

- В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений

- Самое ценное в России это её люди

- Новый курс поможет нам познакомиться с культурными традициями народов.

-Больше узнать о духовном мире человека.

Предлагает каждому оценить своё участие в уроке, благодарят за урок.

 

Учащиеся с учителем подводят итог урока.

Слайд 19

    В

 

13.

Домашнее задание

1. Посоветуйтесь  с родителями и подготовьте устное сообщение  о традициях, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций  вашей семьи?

Или

2. Выполните работу (презентация)  о выдающихся людях села, района,  страны.

 

Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Слайд 20.

14.

Заключительный этап

Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней.

Молодцы!

Я благодарю всех за

активную  работу.

 

 

 

 

 

 

  Ладошка детей

 

  В заключении урока дети обводят ладошку  на цветной бумаге  и вырезают. Оформление на доске – ватмане –символ дружбы народов.

Слайд 21 - 22

 

 

 

 

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
 «Основы духовно-нравственной культуры народов России «  4 класс

 «Вентана –Граф»

методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.

Справочник Мировые религии

Интернет - ресурсы

 

 


МБОУ «Новоалександровская СОШ»

МБОУ «Новоалександровская СОШ»

Тема урока : «Россия – наша

Тема урока : «Россия – наша

Формы и виды деятельности : беседа, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная, групповая деятельность

Формы и виды деятельности : беседа, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная, групповая деятельность

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Введение в тему урока 1.- Ребята!

Введение в тему урока 1.- Ребята!

РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

Организационно-деятельностный

Организационно-деятельностный

Мы живём в замечательной стране –

Мы живём в замечательной стране –

В нашем классе учатся дети разных национальностей

В нашем классе учатся дети разных национальностей

Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми

Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми

Как связаны подобранные ключевые слова с темой нашего урока -Как называется человек, преданный своему народу, отечеству? -А какое чувство может испытывать патриот?

Как связаны подобранные ключевые слова с темой нашего урока -Как называется человек, преданный своему народу, отечеству? -А какое чувство может испытывать патриот?

Россия · Московия ·

Россия · Московия ·

Учащиеся дают ответы на вопросы теста 2

Учащиеся дают ответы на вопросы теста 2

Домашнее задание 1. Посоветуйтесь с родителями и подготовьте устное сообщение о традициях, принятых в вашей семье

Домашнее задание 1. Посоветуйтесь с родителями и подготовьте устное сообщение о традициях, принятых в вашей семье

ОРКСЭ. Справочник Мировые религии

ОРКСЭ. Справочник Мировые религии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020