МБОУ «Новоалександровская СОШ»
Урок
«Россия – наша Родина »
Спицына Нина Владимировна
учитель начальных классов
Тема урока: «Россия – наша Родина »
Класс – 4
Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»
Место урока в системе курса:
- вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», относится к блоку « Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Урок позволяет расширить знания и представления о нашей Родине, ее природе и народах, населяющих Россию.
Цели урока: создать условия для формирования и развития компетенций: историко-культурной, коммуникативной, информационной и нравственной через освоение учащимися знаний о духовном мире человека, культурных традициях нашей многонациональной страны.
Образовательная: - сформировать у учащихся понятия о Родине, Отечестве, патриотизме, материальном и духовном мире.
Развивающая: - продолжить работу над развитием монологической речи учащихся, умением вести диалог с учителем
Воспитательная: - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.
Предварительная подготовка: Так как это первый урок, то подготовка в основном ложиться на плечи учителя.
Задачи:
1) предметные:
~ формирование представление у учащихся о России как о многонациональной стране
с многовековыми культурными традициями;
~ формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у
учащихся гражданственности.
~ дать определение понятиям эмиграция; ностальгия.
2) метапредметные:
~ расширение опыта творческой деятельности учащихся
~ развивать навыки осознанного построения речевого высказывания;
~ проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения;
3) личностные:
~ овладение навыками самоорганизации;
~ умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
~ развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий
Формы и виды деятельности: беседа, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная, групповая деятельность.
Ключевые слова: Родина, Отечество, страна, малая Родина, Любовь, семья, добрые дела, культурные традиции, духовный мир человека, нравственные ценности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карта, тест, музыка, карточки с заданиями, ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока:
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
1.
2
3. |
Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Знакомство с содержанием курса
|
Тренинг «Импульс».Добрый день, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Давайте настроится на совместную работу. Для этого я вас попрошу встать и дружно взяться за руки. Передайте соседям положительный импульс. Ты улыбкой, как солнышком брызни, Выходя из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот Разве любо нам хмурые лица Или чья то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. -Подарите улыбки друг другу… Приятного вам учебного дня! Мы совершим с вами путешествие по страницам нашего нового учебника. «Посмотрим, полистаем, познакомимся» Что вы можете сказать о новом предмете? О новом учебнике?
|
- Учебник называется «Основы духовно – нравственной культуры народов России» -Мы узнаем о нашей Родине, о культуре и религии разных народов |
Слайд – вставка 1 Встают в круг, берутся за руки, передают импульс.
В классе создан благоприятный психологический настрой.
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Слайд 2. |
4. |
Введение в тему урока
|
1.- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника – первая вещь – это карта. У вас на столе лежит карта. 2.Поисково-практическая работа.
Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? Сформулируйте тему урока.
|
Работа в группах Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор. Родина. |
Вступительное слово учителя. На экране карта России. Слайд 3. Дети путешествуют по карте. ПУУД – развитие познавательной инициативы, КУУД – работа в группе, умение договариваться с партнёрами.
Учащиеся формулируют тему. Слайд 4. |
5. |
Целеполагание |
-Исходя из темы, какую мы поставим себе цель нашего урока, насколько данная тема актуальна?
|
- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях. - тема актуальна, т.к. полученные знания помогут лучше ориентироваться в современном мире
|
РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу ПУУД: умение выделять существенную информацию из
различных источников. |
6 |
Актуализация знаний по теме урока
|
Расшифруй слово. Н И Р А Д О
-Что такое Родина? -Как называется страна, в которой мы живем?
|
- Страна, в которой родился и живет человек - Наша страна называется Россия
|
Расшифровывают слово. Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Родина», «Страна» Слайд 5. |
|
|
|
|
|
7.
8. |
Организационно-деятельностный
Работа в группах
|
Мы живём в замечательной стране – России. Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании? - Почему мы считаем Россию своей Родиной? Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему? - Что для нас является Родиной? - В большой стране у каждого человека есть свой
маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его
маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша
общая, великая Родина. Попробуйте соединить части пословиц. - Как вы понимаете смысл пословиц? |
Ответы детей
Работа со словарём
Самостоятельная творческая работа учащихся (карточки) |
РУУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Находят в словаре значение слова Родина ПУУД: умение выделять существенную информацию из
различных источников.
Класс делится на группы. Каждая группа получает набор слов. Им нужно собрать из слов пословицу и объяснить смысл полученной пословицы. Слайд 6 Проверка. Слайд 7
|
9. |
Физкульминутка
|
Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове «мы» сто тысяч «я»!
|
|
Дети шагают под музыку Слайд 8
|
10. |
Усвоение новых знаний |
В нашем классе учатся дети разных национальностей. Кто знает свою национальность? Мир, окружающий нас, многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Как вы понимаете слово «духовный»? Как вы думаете: какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей?
Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры. Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир. -Что такое внутренний мир человека? В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, - Как связаны подобранные ключевые слова с темой нашего урока -Как называется человек, преданный своему народу, отечеству? -А какое чувство может испытывать патриот? Вы когда–нибудь испытывали гордость? За кого? За что? -А кто является гордостью нашей страны? Нашего села? -Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?
|
Живут в России разные Народы с давних пор. У каждого народа язык свой и наряд Один – черкеску носит , другой надел халат. Одним - тайга по нраву, другим – степной простор. Один рыбак с рожденья, другой – оленевод. Один кумыс готовит, другой готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина Россия у всех – одна.
Ответы детей
Ответы детей
Патриот
Гордость
Люди, которые совершают подвиги ради своей Родины. Наш земляк –герой России Сергей Шрайнер Высказывания детей
|
Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение ПУУД: понимать информацию Слайд 9-10
ЛУУД – осознание этнической принадлежности КУУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Слайд 11 -12 Слушают учителя и записывают в столбик ключевые слова в тетрадь: - Россия - Отечество - Родина - материальный мир - духовный мир - культурные традиции Составление словаря терминов и понятий. ПУУД: умение выделять существенную информацию из
различных источников.
Слайд 13- 18
|
11. |
Рефлексия |
1.Работа с тестом: 1. Мы живем в государстве, которое называется: · Россия · Московия · Русь · Российское государство 2. Духовный мир – это: · Вещи · Явления природы · Предметы · Знания 3. Культурные традиции помогают · Вырасти сильным · Стать добрым · Быть честным · Получать хорошие отметки в школе 4. Соотнесите понятия и примеры: здания, отношения между людьми, машины, информация, книги, кино - Духовный мир – - Материальный мир -
2. Диалог: Ребята, какие знания помогли вам ответить на вопросы теста?
|
1.Учащиеся дают ответы на вопросы теста
2 .Ответы учащихся: - Россия – наша Родина с разнообразной природой, где прожимают много разных народов со своей культурой и традициями, богатым духовным миром. Вывод. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.
|
РУУД –контроль и оценка правильности выполнения
задания. Проводят взаимопроверку Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
ПУУД: умение выделять существенную информацию из
различных источников. |
12. |
Подведение итогов, выставление оценок
|
-Что вы расскажете дома членам своей семьи о нашей Родине? Чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины? -Для чего нам нужно изучать данный курс?
|
- Наша Родина – Россия - В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений - Самое ценное в России это её люди - Новый курс поможет нам познакомиться с культурными традициями народов. -Больше узнать о духовном мире человека. |
Предлагает каждому оценить своё участие в уроке, благодарят за урок.
Учащиеся с учителем подводят итог урока. Слайд 19 В
|
13. |
Домашнее задание |
1. Посоветуйтесь с родителями и подготовьте устное сообщение о традициях, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Или 2. Выполните работу (презентация) о выдающихся людях села, района, страны. |
|
Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник. Слайд 20. |
14. |
Заключительный этап |
Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. Молодцы! Я благодарю всех за активную работу.
|
Ладошка детей
|
В заключении урока дети обводят ладошку на цветной бумаге и вырезают. Оформление на доске – ватмане –символ дружбы народов. Слайд 21 - 22
|
Используемые учебники и учебные пособия:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России « 4 класс
«Вентана –Граф»
методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.
Справочник Мировые религии
Интернет - ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.