Урок №
Тема: Авторское употребление знаков препинания.
Цели урока: познакомить учащихся с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности; воспитывать чувства любви к классической литературе.
Оборудование урока: проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпатъся.
К.Паустовский
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Анализ сочинений. Работа над ошибками. (слайд 1).
III. Мотивация уч. деят-ти. Слово учителя.
– К.Паустовский в повести “Золотая роза” вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем...
И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...
“На следующее утро, – вспоминает К.Паустовский,– я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
– Это чудо! – сказал я.– Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно знаки препинания...”
IV.Сообщение темы и цели урока (слайд 2)
– Готовясь к экзамену по русскому языку, вы нашли ответ на вопрос, какова роль знаков препинания. Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема “Авторское употребление знаков препинания”. Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Попутно займёмся конспектированием текста на лингвистическую тему. Откроем тетради, запишем число, тему урока.
IV.Работа над темой урока.
1.Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд 4).
1) -Какие зн.преп.вы постав.бы в дан.тексте? Объясните свой выбор.
Я
тебя отвоюю у всех земель у всех небес
Оттого что лес – моя колыбель и могила – лес
Оттого что я на земле стою лишь одной ногой
Оттого что я тебе спою как никто другой.
-Сверьте. Совпали ли ваши варианты с постан.зн.преп. автором?
Я
тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
2)У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение “Моим стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем его (слайд 5). Чтение стихотворения учащимися.
– Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).
- Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.
(Обращение к эпиграфу урока). “Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться” – писал К.Паустовский.
Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски).
– По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама
Марина Цветаева (слайд 6).
Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.
2. Объяснение нового материала.
– Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими.
-Какую роль они играют? Авторский знак привлекает внимание читателей:
–
выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр
высказывания (слайд 7, 8).
Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М.Горький).
(Запись предложения в тетради).
3.–
Запишем предложение Л.Леонова и расставим знаки препинания. Ещё стоят
леса на Руси...но заметно не в прежнем количестве.
– Как вы расставили знаки препинания в этом предложении?
Автор поставил многоточие как показатель паузы. Оно разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.
4 .Работа в группах.
– Попытайтесь объяснить постановку авторских знаков. В помощь вам предлагается подборка ответов(Приложение)
2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в карточке (слайды 9, 10, 11).
– Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.
“Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!” – так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика – резкие перебои, пауза, это “как удары сердца”. Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 12)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
–
Ребята, какие знаки препинания мы называем авторскими?
– Какие авторские знаки используются чаще?
– С какой целью они используются автором (слайд 17)?
Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.
VI. Домашнее задание
Исследуйте тексты В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите примеры использования в них авторских знаков (слайд 8).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.