Урок русского язык 3 класс ПНШ
Тема: Состав слова. Морфологический разбор
Цели урока:
- Предметные:- сформировать представление о родственных словах, систематизировать знания о составе слова.
- Развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность и коммуникативные способности учащихся; развивать умение подбирать родственные слова, находить формы одного слова; расширение словарного запаса
- Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку , любви к Родине.
I. Орг. момент
II. Минутка чистописания
Какие звуки мы произносим, когда удивляемся?
Характеристика звука
Ао Оа прописывание
На г.ре гогочут гуси,
Под г.рой огонь горит
Работа с чистоговоркой /
III . Постановка У.З
На какое правило пропущены буквы, вставьте, докажите
О чем будем говорить на уроке? Чему учиться?
IV. Реализация У.З
Какие слова называются однокоренными?
Что мы знаем о составе слова?
Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?
Порядок разбора слова по составу
Найдите слова с одинаковым корнем: горе, горой, горит
Горе , горой – родственные или форма одного слова.
Спишите чистоговорку, подчеркните форму одного слова.
Как называется страна, в которой мы живем? Россия ( на доску)
А как называлась страна в стародавние времена? Русь ( на доску)
А почему так назвали нашу страну? Не знаете? А вот как пишет об этом Романовский:
« Короткое- в один слог всего! А какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений , что оно обозначает;и кто из ученых прав, а кто нет- я не знаю. Да и никто , наверное не знает. Положа руку на сердце , я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки.
Русь. Русские . Россия. Россияне. ( страна и ее жители)
Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам : русло , то есть ложе реки , по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер. Роса и производное от нее слово росяница – обильная , роса лежащая поутру на травах или деревьях. Иными словами , Русь – это сторона , где много рек и озер , а русский – это человек живущий у воды»
Посмотрите какие слова у нас получились - родственные. Вы наверное и не всегда задумывались об их родстве.
Разбор слова русские по составу
Мы знаем, что из одного корня вырастают кусты и даже заросли слов. Есть такие корни, от которых можно образовать около 200 слов. Сегодня у вас будет задание на время. Образовать как можно больше слов, а от какого корyя вы узнаете отгадав простую загадку.
Лежал, лежал, а весной в реку побежал
Снег- …… 5 мин/ проверка слов
В какое время года мы можем им восхищаться.
- зимой
Составление и запись слов с этим корнем зим
Работа у доски . По цепочке + разбор по составу.
Работа с учебником
№ 146 распредели слова в группы по составу основы. Добавьте в каждую группу по 2 своих. Сам-но. Проверка у доски – устно ( схемы написаны детьми)
Систематизация знаний о ч/ речи и ч/ слова №153
V. Итог. / выставление оценок + обоснование
VI . Д/з №148
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.