Технологическая карта открытого урока русского языка МБУ «Школа №18»
Ф.И.О. |
Суханова Людмила Николаевна |
Должность |
Учитель начальных классов |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2Г |
Дата проведения |
11.10.2020 год |
Место проведения
|
МБУ «Школа №18», каб. №209 |
Присутствовали: |
Хапёрская Ю.В. – заместитель по УВР Самойлова С.В.. - заместитель по УВР Пустозёрова Н.А., Карпец Н.И., Алексеева Н.П., Валяк Е.С. – учителя начальных классов |
Программа |
УМК: Школа России |
Тема урока |
Что такое однокоренные слова? Корень слова |
Тип урока |
Введение в новую тему. Открытие нового знания. |
Цели урока: |
Образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Родственные слова, корень слова», осознания различия родственных и однокоренных слов , умения пользоваться терминами , закрепить понятия «родственные слова» и «однокоренные слова» , «корень»; Развивающие: помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у обучающихся умение ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; формировать ключевые компетенции и УУД Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему языку, гордости за своих земляков. |
Планируемые предметные результаты |
- обучающиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
Планируемые метапредметные результаты |
Познавательные универсальные учебные действия: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные универсальные учебные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; Коммуникативные универсальные учебные действия: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
|
Технологии |
Информационные, здоровьесберегающие, игровые, технология проблемного обучения. |
Оборудование |
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс (автор Канакина В.П., Горецкий В.Г), карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
|
Формы организации учебной деятельности обучающихся |
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
|
Технологическая карта урока
Этап урока |
Время, мин |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Методы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный |
1 |
Ну-ка, всё проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? |
– |
Фронтальная |
Приветствует
обучаю - щихся, про - веряет их готовность к уроку |
Приветствуют
учи - теля, проверяют свою готовность к уроку |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний.
|
7 |
На доске написаны слова Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый. – Разделите слова на три группы. –
На какие группы можно разделить слова? - Три ученика выходят к доске и делают запись. –
Запишите слова, подчеркните орфограммы. - Устно составьте предложения, включив в них как можно больше записанных слов. |
Наблюдение,
создание проблемной ситуации. Работа по плану урока |
Фронтальная |
Организует диалог с обучающимися.
|
Списывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Предполагаемые ответы: - По
орфог- раммам жи – ши, ча – ща, чу – щу. - Внучата послали прощальный поцелуй бабушке. - Из кувши- на налили душистый чай. |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Выход на тему, цель, учеб- ные задачи в соавторстве. Работа
над темой. |
10 |
1) –Откройте тетради. Слайд №1 - Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть. – Выпишите только родственные слова. Какие это слова? -Найдите общую часть в этих словах. - Кто помнит, как называется общая часть родственных слов? – Что такое корень? -О
чем будем говорить сегодня на уроке? Слайд №2 - Какой корень в родственных словах? - Выпишите однокоренные слова в тетрадь и выделите корень. |
Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
|
Фронтальная,
Парная |
Организует подводящий диалог.
|
Записывают
однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, вспоминают
изученное правило в 1 классе. Предполагаемые отве -ты: - Часовщик, часы, часики, часовой. - ЧАС- - Корень. -
Это одинаковая часть во всех словах, в которой заключено общее лексическое
значение _ Там, где одинаковое значение слов - Соль. |
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
Коллективное
выполнение упражнения с использованием интерактивной доски. Слайд №4 (Как-то много лет назад Посадили дивный сад, Не был этот сад фруктовым, Был он только словом. Это слово - слово « корень» Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот отсюда вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять
в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? - Что нужно сделать, чтобы найти корень в словах? (слайд №5) |
Доказательство |
Фронтальная |
Дает
образец короткого доказательства |
Объясняют
написания слов, делают выводы. - Сад, рассада, посадки, садовод, садовник. - У них одинаковое значение слов и одинаковая часть. -Существительное - От корня -сад-. - Корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково - Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть какая часть в них является общей. |
Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий.
|
Первичное закрепление нового
материала |
5 |
На
карточках Игра «Выбери пару». (Приложение
1)
|
Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль. |
Групповая
Парная, Индивидуальная |
Проводит
инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями |
По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку. Предполагаемые ответы детей: - У слов одинаковое значение. - Существительными, прилагательными |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физкультурная пауза 1)Психофи- зическая тренировка
|
1 |
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. |
Работа в парах |
Парная |
Организация психофизической тренировки |
Выполняют упражнение для релаксации |
Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
2)Гимнастика для глаз. |
1 |
Мульдимедийная презентация |
Просмотр презентации |
Фронтальная |
Организует выполнение гимнастики для глаз |
Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации |
|
Работа по теме урока |
5 |
_ Откройте учебник с. 61, упр.84. - Почему слова так написаны? - Докажите, что в первой группе слова родственные. - Докажите, что во второй группе слова родственные. - Спишите родственные слова. Обозначьте корень. - А теперь прочитаем правило. Почему корень – главная часть родственных слов?
|
Работа
с учебником (№84, стр 61) |
Групповая
Парная |
Работа
с учебником |
Читают с учебника. Предполагаемые ответы детей: - Дом-, слон- - это одинаковая часть в словах. - Есть общая часть дом -, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой, плохой дом. (аналогичная работа со второй группой слов) -В ней заключён общий смысл однокоренных слов. |
Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
Рефлексия |
3 |
- Я буду читать слова, а вы назовите корень в этих словах. Хлеб, хлебница, хлебница, хлебороб. (слайд №6) Вода, водный, водяной, водичка. (слайд №7) Книга, книжный, книжонка. (слайд №8)
|
Диктовка, самопровер- ка,
проверка записи на интерактивной доске,само-оценка с помощью «светофо-ра» |
Индивидуальная, |
Диктует
слова |
Производят
предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями |
Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов |
1 |
Игра «Третий лишний» (слайд №9) - Что такое корень? - Назовите синоним слову родственные? -Какая часть слова главная? - Где заключен смысл слова? - Скажите, от корня образуются новые слова? - Сделайте вывод. (слайд №10) - Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова, поднимите зелёную карточку. - Кому ещё нужно время, чтобы разобраться в этой теме, поднимите жёлтую карточку. - Посмотрите в учебнике упражнение №85. Прочитайте задание к тексту. Что нужно сделать в этом упражнение?
|
Работа с интерактивной доской. Работа с учебником №85, стр 61 |
Фронтальная,Индивидуальная |
Проводит инструктаж по выполнекнию домашнего задания, дает пояснения к упражнению. |
Записывают задание на дом, задают вопросы. У. №85, стр 61 |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
КОД (контрольно-оценночная деятельность) |
1 |
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! (слайд № 11) Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» |
КОД |
Фронтальная |
Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка |
Получают позитивный настрой от урока |
Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Приложение 1.
Карточки со словами:
Сад –
|
садовник |
Мир –
|
мирный |
Стол –
|
столовый |
Голубь –
|
голубок |
Дом –
|
домашний |
Лес –
|
лесничий |
Звон –
|
звонок |
Осина –
|
осинник |
Мороз -
|
морозец |
Лето –
|
летний |
Снег –
|
снегири |
Дерево –
|
деревянный |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.