МБОУ гимназия № 88
Урок русского языка 2 класс.
Состав слова. Перенос слов.
Учитель начальных классов
Савченко Н. Н.
ТЕМА УРОКА:
Состав слова. Перенос слов.
ТИП УРОКА:
Комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Плакат с правилом, учебник, доска, переносная доска, текст для комментированного письма, карточки с заданием.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
- углубление представлений учащихся о составе слова;
-формирование первоначального представления о словообразовании в русском языке, умения разбирать слово по составу; уточнение правил переноса слов;
-знакомство с правилами переноса слов, ориентированными на их анализ по составу;
2. Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, повторить правила перехода улиц и дорог;
3. Развивающие:
- развивать интерес к наследию и богатству русского языка.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационная часть.
2. Чистописание.
3. Основная часть.
4. Физминутка.
5. Основная часть (продолжение).
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть.
Постановка темы урока.
- Сегодня на уроке продолжим работу по определению состава слова, познакомимся с новым способом деления слов для переноса.
2. Чистописание.
1)п п п п п
2)Словарь: пальто, пенал, петух, платок, помидор, посуда, пшеница.
3)Пешеход, пешеход! Помни ты про переход,
Подземный, наземный, похожий на зебру.
3. Основная часть.
1) Повторение правила:
При переносе слова нельзя отрывать от корня первую согласную букву.
2) Упражнение в разборе слов по составу (на доске и в тетрадях).
Повар вареник поварёшка варенье
- Как разделите слова для переноса? Почему в словах повар и поварёшка нельзя отрывать от корня первую согласную?
3) Работа с загадками.
В новой ст…не, в круглом …кне днём ст…кло разбито, за ночь вставлено.
(лужа)
На дв…ре г…рой, а в избе в…дой.
(снег)
Рассыпалось к ночи з…рно, глянули утром – нет ничего.
(иней)
Задание: списать загадки и написать к ним отгадки, вставить пропущенные буквы. Выделить в словах приставки.
Выполняется самостоятельно.
4. Физминутка.
На двери висит замок (руки сложить в «замок»)
Кто открыть его бы смог? (движение кистями)
Потянули, покрутили, (движение кистями в «замке»)
Постучали и – открыли! (разорвали «замок»)
5. Продолжение работы по теме урока.
1) Комментированное письмо:
Скоро зима.
Земля промёрзла. Но зима ещё не настала. Нет следов зверей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна лисе.
Задание: выписать существительные с безударными гласными и парными согласными в корне, подобрать проверочные слова.
Запись на доске и в тетрадях:
зима – зимы шубка – шуба
следов – след лисе – лис
зверей – зверь
2) Подбор однокоренных слов с указанным корнем.
тот, кто любит собирать грибы
гриб маленький гриб
часть гриба под землёй
мастер по починке часов
час солдат, стоящий на посту
дорога через горный хребет
вал остановка в пути
обрушение камней с высоты
тот, кто играет на барабане
барабан бить, стучать в барабан
маленький барабан
Запись на доске и в тетрадях:
Грибник, грибок, грибница; часовщик, часовой; перевал, привал, обвал; барабанщик, барабанить, барабанчик.
- Давайте разберём слова по составу. Как разделить их для переноса?
- Расскажите, как разделить для переноса слова перевал, обвал и привал?
- Почему так? Расскажите правило. (ответы детей)
3) Резервное задание. Работа по карточкам.
Приложение № 1.
6. Домашнее задание.
Повторить правила переноса и разбора слов по составу. Упр. 70 на стр.117.
7. Итог урока.
1) Обобщение.
- При помощи каких частей основы можно образовывать новые слова?
- Что значит разобрать слово по составу?
- Что нового узнали о переносе слов?
- Какие орфограммы вспомнили на уроке?
2) Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- С каким настроением уходим с урока?
Приложение № 1.
Соедини стрелками проверяемые слова с проверочными.
г..л..ва золото позолота
г…в…рит стебель стебельчатый
ук…р…тить головка головы
к…л…ски говор разговор
ст…б…льки короткий короток
з…л…той колосья колос
Вставь в словосочетаниях пропущенные буквы.
З…лёная тра…ка, ст…пная д…рога, п…левая доро…ка, ст…льной но…, м…сной су…, цв…тные фла…ки, б…льшой горо…, б…льной зу…, ч…совой заво… .
Подбери к каждому слову два проверочных.
Тр…п…тали – (е, и-?) В…ч…реет – (е, и-?)
Ст…р…жили – (о, а-?) З…л…неет – (е, и-?)
П…л…са – (а, о-?) Х…л…да – (а, о-?)
Подбери к каждой схеме своё слово.
Вода
Заводь
Водный
Подводник
Безводная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.