Ильина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №4», г. Ялуторовска
Тема урока: «Склонение имен существительных»
Класс: 3 класс (Программа
«Начальная школа 21 века»)
Тип урока - урок открытия нового знания.
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия.
Педагогические задачи:
- создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных;
- совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного;
- содействовать воспитанию интереса к русскому языку, патриотическому воспитанию (согласно реализации воспитательного потенциала урока через модуль «Школьный урок»).
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных;
научатся определять тип склонения имени существительного;
Метапредметные УУД
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).
Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению;
Личностные результаты
Проявлять положительное отношение к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, осознавать себя носителем этого языка
Оборудование: Интерактивная доска, планшеты, дидактические карточки, наглядный материал, индивидуальные тетради.
Формы работы: коллективная, индивидуально-дифференцированная, работа в паре, в группе, учебный диалог.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (создание эмоционального настроя)
Друг на друга посмотрели,
Повернулись, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
- Как вы готовы сегодня работать? О-О-Отлично (Приём «Тёрка»)
- Ребята, сейчас внимание всех людей приковано к зимним Олимпийским играм, которые проходят в столице Китая - Пекине.
- Каждый из нас желает успехов нашим спортсменам. Какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей).
И у нас с вами будет необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА. Нам необходимо покорить вершину горы Знаний. Но подняться будет нелегко, вас будут ждать разные препятствия, но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем, выполним все задания, которые нам встретятся на пути.
В конце урока самых активных ждут награды, как на олимпиаде. Представим себя спортсменами, несущими факел с олимпийским огнем. Он нам поможет дойти до вершины горы. В путь!
2. Повторение знаний о существительном (Подножие «Необходимые знания») –
- К чему стремятся олимпийцы? (победа и медаль)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)
- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.
(На доске расположены карточки со словами и вопросами: предмет, кто? что?, какой?, что делает?, признак, действие, род, склонение, число, падеж)
- Выберите из предложенных слов только те, которые касаются имен существительных.
(дети на доске выстраивают кластер).
- Давайте определим эти признаки у наших существительных (ж.р., ед.ч., И.п.)
- Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках,
Но, оказывается, среди оставшихся слов есть еще слово, которое относится к имени существительному. Кто-нибудь догадается, какое? (склонение)
Сможем ли определить склонение у наших слов?
«Открываем» тему урока.
- Давайте определим тему урока –
«Склонение имен существительных»
- Какую цель мы поставим для себя на этот урок? (Научиться определять склонение существительных).
- Мы с вами справились с первым заданием, продолжаем подниматься выше.
3. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа. Склон «Восхождение»
- Давайте у слов ПОБЕДА И МЕДАЛЬ выделим окончание. Давайте сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
- Давайте ответим на этот вопрос. Проведём исследование.
- На слайде записаны слова: сила, воля, спортсмен, терпение, братишка, упорство, честность, уверенность.
- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
- В какой форме стоят эти существительные? (Существительные стоят в начальной форме.)
- Определите число, падеж.
- А теперь давайте определим род имен существительных и выделим окончания.
- На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)
- Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно, записав слова, выделите окончания.
Работать вы будете в парах. (Карточка № 1) Работа в парах.
Окончания |
||
1группа |
2 группа |
3 группа |
Ж.р.-а; -я; М.р. -а; -я: |
Ср.р.- о, е; М.р.- |
Ж.р.-ь |
братишка |
спортсмен |
уверенность |
сила |
упорство |
честность |
воля |
терпение |
|
Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ. ж. р. и м. р., в нач. форме окончания –а, -я).
Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ. ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).
Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ. ж. р. в нач. форме с ь на конце)
- Назовите существительные, которые вы записали в первую группу?
- Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.
- назовите существительные второй группы.
- назовите существительные третьей группы.
- По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.)
- Как называются в русском языке эти группы существительных? (склонения)
(В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение)
- Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку? (по окончаниям в начальной форме в И.п). Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.
- Нам покорилась следующая преграда – идем дальше!
4. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.
Склон «Озарение»
- Ребята, вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе?
Почему у слов победа, медаль разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
Как будем действовать, чтобы определить склонение существительных?
А теперь составим алгоритм определения склонения:
Алгоритм определения склонения
Начальная форма
Род
Окончание
- Вам предстоит выполнить задание этого этапа – Распредели по группам. Задание находится на планшетах… (работа в парах, 2 человека выполняют задание на интерактивной доске). http://learningapps.org/display?v=ect5kk63
- Проверяем свою работу! (если надо, корректируем)
- Ура! И с этим заданием мы справились!
ФИЗМИНУТКА - (дети закрывают глаза и под музыку представляют ту красоту, которую можно увидеть с высоты горного склона). Учитель читает:
Ты стоишь на вершине горы. В лицо дует ветер. С высоты горы ты видишь, как необъятен мир и
как широки горизонты.
И вот буквально на секунду этот мир застывает в
ожидании. Смолкли птицы, даже ветер успокоился, и ты просто слышишь эту тишину.
Становится легко дышать. Очень легко. В груди очень медленно начинает нарастать
чувство уверенности в себе. Ты можешь все!
5. – Нам предстоит последний марш-бросок, и мы будем на вершине! (Цифровой диктант)
- Вы видите перед собой неожиданный пример! Его герои – животные! Кто-нибудь догадался, как решать этот пример?
- Давайте, картинки животных превратим в слова, а вы, определив склонение слов, должны записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.
Цифровой диктант:
Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань.
112 + 211= 323
(работают в парах, одна пара у доски)
6. «Олимпийская» рефлексия.
- В совместной работе мы с вами сумели подняться на Вершину «ОТКРЫТИЕ» нашей горы Знаний!
Каждый из вас донес свой Огонь Знаний до конца урока. Выберите для себя то олимпийское кольцо, которое для вас сегодня было важнее, поместите свой огонь в это кольцо.
7. Итог урока.
- Олимпийский огонь в Пекине продолжает гореть, спортсмены отдают все силы за победу нашей страны. Мы будем за них болеть!
- Ребята, скажите, а слова победа и медаль относятся только к олимпиаде?
Нет, на войне солдаты одерживают победу, им вручают медали за отвагу.
И в мирное время люди совершают геройские поступки и заслуживают медалей.
Взрослые и дети побеждают в разных конкурсах, а за отличные знания им вручают – золотые медали.
Я желаю, чтобы огонь победы оставался в ваших сердцах всегда. Вы это заслужили! (Вручение медалей – Покоритель горы Знаний)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.