Русский язык 3 класс
Тема: |
Фразеологизмы |
Цели: |
-
создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов
(фразеологизмами); - привитие любви к родному языку, понимания его роли и значения |
УУД: |
|
Предметные результаты: |
|
|
научатся
находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи, |
Метапредметные результаты: |
|
|
овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. |
Личностные результаты: |
|
|
смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, проявлять интерес к познанию русского языка. |
Тип урока: |
Урок изучения нового. |
Оборудование: |
Учебник «Русский язык»: 3 класс, часть I, под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, |
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок
Прежде, чем за парты
сесть,
Посмотрите, всё ли
есть?
II. Постановка проблемной ситуации.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А
предложения? (из слов)
- Какое значение может быть у слова? (прямое и переносное).
- Закончите предложение:
Дружнее
этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не
разольёшь).
- Как вы думаете, почему автор считает, что таких ребят редко можно найти на свете? (очень дружные, не ссорятся никогда).
- А какие слова это подтверждают? («водой не разольёшь»).
- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте, как можно назвать выражение «водой не разольёшь» (фразеологизм).
- Значит, какая тема нашего урока? (фразеологизмы)
III. Минутка чистописания.
-Чтоб это слово лучше запомнилось, мы с вами его возьмем на минутку чистописания.
–Пропишите сначала буквосочетания, а затем и само слово.
фр аз еол изм фразеологизм фр аз еол изм фразеологизм
IV. Изучение нового материала.
Игра «Слова заблудились» (доска)
- Говорят ли так? Попробуйте исправить. Запишите в тетрадь правильные сочетания.
Ползёт
как рыба.
Трещат,
как черепаха.
Молчит,
как сороки.
- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? Почему? (нельзя, теряется смысл). Давайте проверим как вы записали. Если все правильно поставьте на полях оценку.
Слово «фразеологизм» состоит из двух частей: «фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение», «логос» - «слово, понятие».
Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.
- Зачем же существуют в языке такие странные сочетания слов? (чтобы наша речь была выразительнее, эмоциональнее).
V. Работа по учебнику.
1. - Откройте учебник на странице 49, найдите упражнение 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
- Кого называют словом «тапир»? (животное, живущее в жарких странах)
- Что означает выражение «повесил нос»? (расстроился). Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми или фразеологизмами.
Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Что же поможет нам понять, что означают эти выражения? (фразеологические словари)
- Откройте словарь на странице 157-158. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.
2. Выполните упражнение 84 на странице 49 с помощью словаря.
VI. Физкультминутка:
А теперь, ребята,
встали,
Ручки
дружно вверх подняли,
Наши
пальчики размяли,
А потом
опять их сжали.
Кулачками
повращали, Головою
покачали
И
ногами постучали.
Отдохнули!
Помолчали!
И опять
работать стали!
VII. Закрепление материала.
1. Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 87 на странице 50. Найдите устойчивые словосочетания, выпишите в тетрадь. (индивидуальная помощь, нуждающимся ученикам) Проверяем что у нас получилось, если все правильно поставьте оценку.
2. Групповая работа.
- Найдите фразеологизмы, объясните их значение
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он
в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
- Почему же Глеб чувствовал себя неловко? (не выполнил домашнее задание)
- Что бы вы, как друзья, посоветовали Глебу?
3. Тест. (доска)
- 1. О каком человеке можно сказать так:
Он звёзд с неба не хватает:
- способный
- не очень способный
У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
VIII. Итог урока.
- С каким понятием мы познакомились?
- Что такое фразеологизмы?
- Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи?
- Какие фразеологизмы вам запомнились?
IX. Рефлексия.
Посмотрите на свои оценки на полях и оцените свою работу на уроке. У кого возникли трудности и, если вам нужна помощь, поставьте смайлик с опущенными вниз уголками губ. Кто справился с работой поставьте себе смайлик с улыбкой.
X. Домашнее задание.
Прочитайте задание на странице 50, упражнение 86, расскажите что вам предстоит сделать дома.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.