Урок русского языка в 4 в классе по теме: «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице»
Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.
Задачи:1. Отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся; формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения, умение самостоятельно выводить правило правописания -тся и -ться в глаголах,вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы.
2.Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
3.Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Ход урока:
Слайд 1.
1. Оргмомент. Психологический настрой.
- В начале урока напомню вам: Век живи – век учись
-Что я хотела этим сказать? .
-Сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, а если мы это уже знаем то постараемся , как можно лучше применить наши знания в деле. Каждая минута нашей жизни несёт в себе что-то ценное, каждый урок для нас важен.
Слайд 2.
-Урок. Какое значение имеет это слово? (учебная работа, заданная ученику; учебный час в школе; нечто полезное, поучительное).
-Синонимы к слову. (задание,час, наука, поучение)
Слайд 3.
-Анаграмма к слову: укор. Значение слова? (упрёк, порицание)
-Антонимы: одобрение, похвала.
2. Актуализация знаний.
Слайд 4. Что мы знаем о глаголе? Игра «Да-нет».
Глагол – это самостоятельная часть речи. +
Глагол в предложении обычно является подлежащим. –
Глагол изменяется по спряжениям ( спрягается, изменяется по временам, лицам, родам, числам). –
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. +
Спряжение глаголов определяется по неопределённой форме глагола (и 3л. Мн.ч.) +
Род можно определить у глаголов в настоящем времени. –
Глаголы прошедшего времени определяется по суффиксу –л - +
Глаголы на –ить – это глаголы 2 спряжения. +
В глаголах в неопределённой форме после ч пишется ь. +
3. Определение темы урока. Работа выполняется в группах (на листочках).
Слайд 5.
На слайде: учит, учить, готовится, найдётся, готовиться, расти
-Разделите слова на 2 группы.
учит учить
готовится готовиться
найдётся расти
- По какому признаку можете это сделать? (возвратные и невозвратные), а ещё? (по форме) В первый столбик попали глаголы 3лица, во второй столбик - глаголы неопред. формы
Можете назвать тему урока?
Слайд 6.
«Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице»
-Как думаете, существует ли проблема в правописании этих глаголов? (ответы детей)
4. Постановка проблемы.
-С написанием этих глаголов мы встречаемся часто, отмечаем опасные места. Чтобы не допустить ошибку необходимо определить порядок действий. Предлагаю поработать с текстом, с учебным текстом (близок к правилу)
-Предположите, о чём будет говориться в этом тексте? ( начальная форма, инфинитив, что делать?, что сделать?, глагольная форма 3 лица)
Слайд 7.
-Проверим ваши предположения.
Слайды по тексту с вопросами.
- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
- Почему неопределённая форма глагола ?
- Ответ на то, как избежать ошибки мы получили?
-Текст на этот вопрос не ответил. Может, у вас есть какие-то предположения? (надо задать вопрос…)
Слайд 8.
-Опираясь на ваши первоначальные знания и учебный текст, давайте начнём составлять памятку. Какие формы глагола мы выделили? (3 лицо и н. ф.). На какие вопросы отвечает глагол в 3-м лице? (что делает, что сделает, что делают, что сделают), а в н. ф.? (что делать, что сделать)
- Давайте проведём ещё одно исследование.
Слайд 9.
-Прочтите слова : готови(т) готови(т)
-В какой форме стоят эти глаголы? (в форме 3 лица и в неопр. форме)
-Можно ли отличить личную форму от инфинитива на слух?(да)
-Проведём опыт.
-Прибавим к каждой записанной форме постфикс –ся. Что получится?
-Давайте проговорим в парах друг другу. А теперь хором медленно. (Га-то-ви-ца)
-Сейчас можно отличить на слух? (нет)
-Какая транскрипция будет на конце? (Щелчок)
-На конце этих глаголов мы произносим звуки –ца, это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы.
-А будут ли отличия на письме? (Щелчок)
- Чем отличаются эти предложения?( глаголы отвечают на разные вопросы)
Дима готови(ца) к уроку. Дима начал готови(ца) к уроку.
-Как же не ошибиться в правильном написании этих глаголов? (надо поставить вопрос) (Щелчок)
-Получили подтверждение? (да)
-Можем составить памятку?
-Задаём вопрос. В вопросе есть ь? Как можем обозначить? (зачеркнуть ь), значит на конце –тся. Если в вопросе есть ь, обозначаем его, значит пишем -ться .
-Мы составили памятку.
Слайд 10.
Можем себя похвалить за это? Вы наверное устали? И поэтому все встали.
5. Физминутка.
-Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак - приседают мальчики, если нет – девочки.
Моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.
6. Первичное закрепление.
-Продолжим пословицу и запишем их в тетрадь. Перед глаголом записывайте вопрос.
Учитель работает на доске.
Слайд 11.
Друзья ( что делают?) познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно (что не делать?) не учиться.Трус своей тени ( что делает?) боится. За всё ( что делать?) браться – ничего не сделать.
7. Самостоятельная работа.
Заменить словосочетания одним словом. Запишем слова в столбик. Перед глаголом запишем нужный вопрос.
Проявлять стремление ( что делать?) стремиться
Испытывает волнение ( что делает?) волнуется
Допускать ошибки ( что делать?) ошибаться
Чувствовать радость ( что делать?) радоваться
Испытывает страх ( что делает?) боится
8. Итог урока.
-Какая проблема стояла в начале урока? (ошибки в правописании глаголов н. ф. и в 3 лице)
- Как думаете, какое практическое значение имеет наш урок? (составили памятку)
- Где она пригодится?
- А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголе теперь?
- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. В 5 и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.