Урок русского языка 4 класс по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице
Оценка 5

Урок русского языка 4 класс по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

Оценка 5
docx
19.11.2022
Урок русского языка 4 класс по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице
Урок русского языка в 4 в классе по тем1.docx

Урок русского языка в 4 в классе по теме: «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице»

 

Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Задачи:1. Отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся; формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения, умение самостоятельно выводить  правило правописания -тся и -ться в глаголах,вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы.

2.Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

3.Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

 

Ход урока:

Слайд 1.

     1. Оргмомент. Психологический настрой.

- В начале урока напомню вам: Век живи – век учись

-Что я хотела этим сказать? .

-Сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, а если мы это уже знаем то постараемся , как можно лучше применить наши знания в деле. Каждая минута нашей жизни несёт в себе что-то ценное, каждый урок для нас  важен.

 

Слайд 2.

-Урок. Какое значение  имеет это слово? (учебная работа, заданная ученику; учебный час в школе; нечто полезное, поучительное).

-Синонимы к слову. (задание,час, наука, поучение)

 

 Слайд 3.

-Анаграмма к слову: укор. Значение слова? (упрёк, порицание)

-Антонимы: одобрение, похвала.

 

2. Актуализация знаний.

Слайд 4.         Что мы знаем о глаголе?  Игра «Да-нет».

Глагол – это самостоятельная часть речи. +

Глагол в предложении обычно является подлежащим. –

Глагол изменяется по спряжениям ( спрягается, изменяется по временам, лицам, родам, числам). –

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. +

Спряжение глаголов определяется по неопределённой форме глагола (и 3л. Мн.ч.) +

Род можно определить у глаголов в настоящем времени. –

Глаголы прошедшего времени определяется по суффиксу –л - +

Глаголы на –ить – это глаголы 2 спряжения. +

В глаголах в неопределённой форме после ч пишется ь. +

3. Определение темы урока.  Работа выполняется в группах (на листочках).

Слайд 5.

На слайде: учит, учить, готовится, найдётся, готовиться, расти

-Разделите слова на 2 группы.

учит                                                      учить

готовится                                             готовиться

найдётся                                              расти

- По какому признаку можете это сделать? (возвратные и невозвратные), а ещё? (по форме)  В первый столбик попали глаголы 3лица, во второй столбик  - глаголы неопред. формы

Можете назвать тему урока?

Слайд 6.

«Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице»

-Как думаете, существует ли проблема в правописании этих глаголов? (ответы детей)

4. Постановка проблемы.

-С написанием этих глаголов мы встречаемся часто, отмечаем опасные места. Чтобы не допустить ошибку необходимо определить порядок действий. Предлагаю поработать с текстом, с учебным текстом (близок к правилу)

-Предположите, о чём будет говориться в этом тексте? ( начальная форма, инфинитив, что делать?, что сделать?, глагольная форма 3 лица)

Слайд 7.

 

-Проверим ваши предположения.

Слайды по тексту с вопросами.

 - На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

 - Почему неопределённая  форма глагола ?

- Ответ на то, как избежать ошибки мы получили?

-Текст на этот вопрос не ответил. Может, у вас есть какие-то предположения? (надо задать вопрос…)

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

-Опираясь на ваши первоначальные знания и учебный текст, давайте начнём составлять памятку. Какие формы глагола мы выделили? (3 лицо и н. ф.). На какие вопросы отвечает глагол в 3-м лице? (что делает, что сделает, что делают, что сделают), а в н. ф.? (что делать, что сделать)

- Давайте проведём ещё одно исследование.

 

Слайд 9.

 

-Прочтите слова :         готови(т)     готови(т)

-В какой форме стоят эти глаголы? (в форме 3 лица и в неопр. форме)

-Можно ли отличить личную форму от инфинитива на слух?(да)

-Проведём опыт.

-Прибавим к каждой записанной форме постфикс –ся. Что получится?

-Давайте проговорим в парах друг другу. А теперь хором медленно. (Га-то-ви-ца)

-Сейчас можно отличить на слух? (нет)

-Какая транскрипция будет на конце?  (Щелчок)

-На конце этих глаголов мы произносим звуки –ца, это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы.

-А будут ли отличия на письме? (Щелчок)

 - Чем отличаются эти предложения?( глаголы отвечают на разные вопросы)

Дима готови(ца) к уроку.            Дима начал готови(ца) к уроку.

-Как же не ошибиться в правильном написании этих глаголов? (надо поставить вопрос) (Щелчок)

-Получили подтверждение? (да)

-Можем составить  памятку?

-Задаём вопрос. В вопросе есть ь? Как можем обозначить? (зачеркнуть ь), значит на конце –тся.  Если в вопросе есть ь, обозначаем его, значит пишем -ться .

-Мы составили памятку.  

Слайд 10.

Можем себя похвалить за это? Вы наверное устали? И поэтому все встали.

5. Физминутка.

-Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак  - приседают мальчики,  если нет – девочки.

Моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.

6. Первичное закрепление.

-Продолжим пословицу и запишем их в тетрадь. Перед глаголом записывайте вопрос.

Учитель работает на доске.

 

Слайд 11.

Друзья ( что делают?) познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно (что не делать?) не учиться.Трус своей тени ( что делает?) боится. За всё ( что делать?) браться – ничего не сделать.

7. Самостоятельная работа.

Заменить словосочетания одним словом. Запишем слова в столбик. Перед глаголом запишем нужный вопрос.

          Проявлять стремление         ( что делать?) стремиться

          Испытывает  волнение        ( что делает?) волнуется

          Допускать ошибки               ( что делать?) ошибаться

          Чувствовать  радость           ( что делать?)  радоваться

          Испытывает  страх           ( что делает?) боится

 

8. Итог урока.

-Какая проблема стояла в начале урока? (ошибки в правописании глаголов н. ф. и в 3 лице)

- Как думаете, какое практическое значение имеет наш урок? (составили памятку)

- Где она пригодится?

- А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголе теперь?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. В 5 и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

 


 

Урок русского языка в 4 в классе по теме: «

Урок русского языка в 4 в классе по теме: «

Определение темы урока. Работа выполняется в группах (на листочках)

Определение темы урока. Работа выполняется в группах (на листочках)

Слайд 8. -Опираясь на ваши первоначальные знания и учебный текст, давайте начнём составлять памятку

Слайд 8. -Опираясь на ваши первоначальные знания и учебный текст, давайте начнём составлять памятку

Можем себя похвалить за это? Вы наверное устали?

Можем себя похвалить за это? Вы наверное устали?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022