Урок русского языка 4 класс по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

  • docx
  • 19.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 4 в классе по тем1.docx

Урок русского языка в 4 в классе по теме: «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице»

 

Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Задачи:1. Отработать способ действия при выборе написания –ться и -  тся; формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения, умение самостоятельно выводить  правило правописания -тся и -ться в глаголах,вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы.

2.Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

3.Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

 

Ход урока:

Слайд 1.

     1. Оргмомент. Психологический настрой.

- В начале урока напомню вам: Век живи – век учись

-Что я хотела этим сказать? .

-Сегодня на уроке мы будем сосредоточенно работать, узнаем новое, полезное, интересное, а если мы это уже знаем то постараемся , как можно лучше применить наши знания в деле. Каждая минута нашей жизни несёт в себе что-то ценное, каждый урок для нас  важен.

 

Слайд 2.

-Урок. Какое значение  имеет это слово? (учебная работа, заданная ученику; учебный час в школе; нечто полезное, поучительное).

-Синонимы к слову. (задание,час, наука, поучение)

 

 Слайд 3.

-Анаграмма к слову: укор. Значение слова? (упрёк, порицание)

-Антонимы: одобрение, похвала.

 

2. Актуализация знаний.

Слайд 4.         Что мы знаем о глаголе?  Игра «Да-нет».

Глагол – это самостоятельная часть речи. +

Глагол в предложении обычно является подлежащим. –

Глагол изменяется по спряжениям ( спрягается, изменяется по временам, лицам, родам, числам). –

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. +

Спряжение глаголов определяется по неопределённой форме глагола (и 3л. Мн.ч.) +

Род можно определить у глаголов в настоящем времени. –

Глаголы прошедшего времени определяется по суффиксу –л - +

Глаголы на –ить – это глаголы 2 спряжения. +

В глаголах в неопределённой форме после ч пишется ь. +

3. Определение темы урока.  Работа выполняется в группах (на листочках).

Слайд 5.

На слайде: учит, учить, готовится, найдётся, готовиться, расти

-Разделите слова на 2 группы.

учит                                                      учить

готовится                                             готовиться

найдётся                                              расти

- По какому признаку можете это сделать? (возвратные и невозвратные), а ещё? (по форме)  В первый столбик попали глаголы 3лица, во второй столбик  - глаголы неопред. формы

Можете назвать тему урока?

Слайд 6.

«Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице»

-Как думаете, существует ли проблема в правописании этих глаголов? (ответы детей)

4. Постановка проблемы.

-С написанием этих глаголов мы встречаемся часто, отмечаем опасные места. Чтобы не допустить ошибку необходимо определить порядок действий. Предлагаю поработать с текстом, с учебным текстом (близок к правилу)

-Предположите, о чём будет говориться в этом тексте? ( начальная форма, инфинитив, что делать?, что сделать?, глагольная форма 3 лица)

Слайд 7.

 

-Проверим ваши предположения.

Слайды по тексту с вопросами.

 - На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

 - Почему неопределённая  форма глагола ?

- Ответ на то, как избежать ошибки мы получили?

-Текст на этот вопрос не ответил. Может, у вас есть какие-то предположения? (надо задать вопрос…)

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

-Опираясь на ваши первоначальные знания и учебный текст, давайте начнём составлять памятку. Какие формы глагола мы выделили? (3 лицо и н. ф.). На какие вопросы отвечает глагол в 3-м лице? (что делает, что сделает, что делают, что сделают), а в н. ф.? (что делать, что сделать)

- Давайте проведём ещё одно исследование.

 

Слайд 9.

 

-Прочтите слова :         готови(т)     готови(т)

-В какой форме стоят эти глаголы? (в форме 3 лица и в неопр. форме)

-Можно ли отличить личную форму от инфинитива на слух?(да)

-Проведём опыт.

-Прибавим к каждой записанной форме постфикс –ся. Что получится?

-Давайте проговорим в парах друг другу. А теперь хором медленно. (Га-то-ви-ца)

-Сейчас можно отличить на слух? (нет)

-Какая транскрипция будет на конце?  (Щелчок)

-На конце этих глаголов мы произносим звуки –ца, это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы.

-А будут ли отличия на письме? (Щелчок)

 - Чем отличаются эти предложения?( глаголы отвечают на разные вопросы)

Дима готови(ца) к уроку.            Дима начал готови(ца) к уроку.

-Как же не ошибиться в правильном написании этих глаголов? (надо поставить вопрос) (Щелчок)

-Получили подтверждение? (да)

-Можем составить  памятку?

-Задаём вопрос. В вопросе есть ь? Как можем обозначить? (зачеркнуть ь), значит на конце –тся.  Если в вопросе есть ь, обозначаем его, значит пишем -ться .

-Мы составили памятку.  

Слайд 10.

Можем себя похвалить за это? Вы наверное устали? И поэтому все встали.

5. Физминутка.

-Я произношу глаголы на –тся и –ться. Если в глаголе есть мягкий знак  - приседают мальчики,  если нет – девочки.

Моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.

6. Первичное закрепление.

-Продолжим пословицу и запишем их в тетрадь. Перед глаголом записывайте вопрос.

Учитель работает на доске.

 

Слайд 11.

Друзья ( что делают?) познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно (что не делать?) не учиться.Трус своей тени ( что делает?) боится. За всё ( что делать?) браться – ничего не сделать.

7. Самостоятельная работа.

Заменить словосочетания одним словом. Запишем слова в столбик. Перед глаголом запишем нужный вопрос.

          Проявлять стремление         ( что делать?) стремиться

          Испытывает  волнение        ( что делает?) волнуется

          Допускать ошибки               ( что делать?) ошибаться

          Чувствовать  радость           ( что делать?)  радоваться

          Испытывает  страх           ( что делает?) боится

 

8. Итог урока.

-Какая проблема стояла в начале урока? (ошибки в правописании глаголов н. ф. и в 3 лице)

- Как думаете, какое практическое значение имеет наш урок? (составили памятку)

- Где она пригодится?

- А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголе теперь?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. В 5 и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.