Урок русского языка для 3 класса по теме: «Предлоги и приставки».
(УМК «Перспективная начальная школа»).
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога
2. Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений;
коммуникативные: работать в паре, обосновывать сделанные выводы;
личностные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс»
-Раздаточный материал
· Памятка разбора слова по составу ( для слабоуспешных учащихся).
· Карточки для работы в парах
· Карточки – помощники для самостоятельной работы
· Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point
Литература:
1. Чуракова Н. А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Части 2, 3. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.
2. Байкова Т. А., Ерышева Е. Р., Малаховская О. В. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка и для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь отвечать. Я желаю вам успехов. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. А теперь давайте настроимся на работу.
Девиз урока: «С маленькой удачи рождается большой успех»
- -Перед началом работы вспомните правила посадки за партой. Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
- В этом учебном году на уроках русского языка мы начали осваивать научный язык. Посмотрите на доску (слайд…). Прочитайте научные названия, распределите их на две группы:
Имя существительное, приставка, основа, глагол, суффикс, имя прилагательное, предлог, корень, глагол, окончание, местоимение.
- (слайд…) Дайте название каждой группе ( части речи, части слова). Какую часть речи можно спутать с частью слова, и с какой? А почему их можно перепутать? На этот вопрос вам поможет ответить минутка чистописания.
3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.
А) Чистописание (записать строчку)
В За Над По На Про
в за над по на про
- Что написано на доске? Так предлоги или приставки? Почему сложно ответить на этот вопрос (они похожи)? Как вы думаете, а можно всё - таки отличить предлог от приставки?
- Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Кто сможет сформулировать тему урока?
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
Б) - Цель нашего занятия (Научится распознавать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи).
4. Построение проекты выхода из затруднения
А) Работа в паре с таблицей.
- А теперь пришла пора ответить на вопрос – чем отличается предлог от приставки (слайд…). Постарайтесь вспомнить всё, что вы о них знаете. Поработайте в паре и заполните таблицу.
|
Предлог |
Приставка |
Что такое? |
|
|
Для чего служит? |
|
|
Как пишется со словами? |
|
|
Как проверить? |
|
|
- На все ли вопросы вы смогли ответить?
- Давайте, проверим. Итак, предлог…
-А приставка? Так чем отличается предлог от приставки?
- А можно ли вообще как-то проверить предлог это или приставка?
Как отличить предлог от приставки? ( Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово, а между приставкой и словом вопрос вставить нельзя).
Б) Первичное закрепление.
- Для начала попробуйте отличить предлог от приставки на слух. Это сможет сделать только самый внимательный.
Физ. минутка.
- Предлог – присесть, приставка – встать.
На столе, уехал, прилетел, за деревом, выбежал, у дома, написать, срисовать, в лесу, подосиновик.
- Легко было? Почему?
5. Усвоение новых знаний и способов действий (слайд…)
- Что записано на доске? Какое задание вы бы предложили к этим словосочетаниям.
(До) ехал (до) д..ревни,
(по)б..жал (по)д.роге,
(про)ч..тал (про) зайца,
(на)кр..чал (на)с..баку.
-Как вы будите рассуждать? Работать будем у доски.
- А теперь посмотрите на эти словосочетания с другой точки зрения.
- Прочитайте первое слово в каждом словосочетании. Что вы можете о них сказать? Что у них общего? Подписать часть речи.
(Это глаголы, потому что отвечают на вопрос (что сделал?), обозначают действие предмета. У каждого из них есть приставка).
- Прочитайте вторую часть словосочетания. Что у них общего? Какой части речи служит предлог? Подписать часть речи.
- Существуют ли существительные с приставками. Например…
- Существует ли глагол, который бы употреблялся с предлогом? Например…
- Какое открытие мы с вами сделали?
Вывод: Предлог никогда не употребляется с глаголом (слайд…)
- А с какой известной вам частью речи употребляется предлог? (с существительным, местоимением). А приставка может быть и у существительного, и у прилагательного, но чаще всего, у глагола. Это ещё одно отличие предлога от приставки.
6. Применение новых знаний. Самостоятельная работа.
- Один наш общий знакомый, Миша, тоже учился отличать предлог от приставки. Посмотрите на его работу. Как вы думаете, у него хорошо это получается?
- Маша тоже недовольна. Она проверила работу Миши и нашла 6 ошибок. А сколько ошибок найдёте вы? Текст лежит у вас на столах.
Зимняя рыбалка
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они
взяли сети и поехали на санях по льду. Рыбалка удалась!
-Проверка.
- Оцените свою работу в соответствии с критериями.
5 - 6 ошибок – «5»
4 ошибки - «4»
3 ошибки – «3»
Меньше 3 ошибок – повторите правило.
7. Рефлексия.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Подведём итог.
- Сегодня на уроке я повторил…
Я узнал… Я научился… Мне понравилось…
- На следующем уроке нас ждут новые открытия. А пока, возьмите карточки-самооценки и оцените свои знания по теме : «Предлоги и приставки».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.