Урок русского языка для 6 класса на тему:
«Словообразование имен существительных»
1-й урок из 3-х
Цели:
Образовательная: изучить способы образования существительных, научить различать морфемный и словообразовательный разборы слова.
Развивающая: развивать представления детей о различных способах образования имен существительных, о значениях суффиксов.
Воспитывающая: воспитывать умение организовывать свою работу.
1. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами вспоминали морфологические признаки существительного. Дома вы должны были разобраться со сложными случаями образования форм множественного числа и определить род иноязычных имен существительных. Проверяем упражнение с существительными множественного числа с помощью сигнальных карт. Аналогично и второе упражнение
2. Актуализация знаний по теме урока.
На доске написаны слова:
Груз, грузить, грузы, погрузчик, грузовик, грузовой, грузовики, грузи, грузят, грузовая.
Ваша задача распределить их в 2 столбика. В одном из них будут формы одного и того же слова. Т.е. лексическое значение будет одинаковым, но будет различаться форма. Во втором столбике – однокоренные слова. Т.е. и грамматическое, и лексическое значение будет различным.
Вы выписали в столбик однокоренные слова (груз, грузить, погрузчик, грузовик, грузовой). Разберите их по составу.
А теперь отдельно выпишите слова грузовик, погрузчик и сделайте их словообразовательный разбор.
В чем будет разница между этими разборами?
Давайте запишем эти формулировки в тетрадь, чтобы не забыть.
Морфемный разбор – выделить все части слова.
Словообразовательный разбор– обозначить от чего и при помощи чего образовано слово.
3. Способы образования имен существительных (работа со статьей в учебнике)
Какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, сложение)
Сегодня на уроке мы с вами вспомним эти способы образования слов и познакомимся с новыми.
Мы сейчас будет читать статью в учебнике и конспектировать этот материал. Записываем мы не просто так – сами формулировки способов образования слов сложны с точки зрения орфографии. И чтобы предупредить возможные ошибки в написании, мы с вами все орфограммы объясним.
Хочу обратить внимание на оформление – у нас оно будет отличаться от оформления в учебнике. Вместо овала мы будем использовать знак основы – производящая основа и то, с помощью чего образовано слово.
Дополняем запись своими примерами к каждому способу (не менее трех).
4. Понятие о словообразовательной цепочке.
При словообразовательном разборе мы записывали с вами пару слов. А можем ли мы эту запись продолжить?
Водянистость – водянистый – водяной - вода
На что похожа эта запись? Как вы думаете, как это называется? (словообразовательная цепочка)
Давайте с вами запишем еще 2 цепочки:
Гитаристка – гитарист – гитара
Теннисистка – теннисист – теннис
Придумайте аналогичный пример и запишите словообразовательную цепочку.
5. Понятие о словообразовательной модели и значениях суффиксов
Вот мы с вами убедились, что многие слова образуются одинаково с помощью одинаковых суффиксов. Какой вывод мы можем сделать? Что слова образуются в языке по определенным образцам и эти образцы называются словообразовательной моделью.
Работа со словарной статьей (116 или 117)
Давайте придумаем и запишем примеры с суффиксом -ость. Каким способом образованы данные слова? Какое значение придает этот суффикс образованному слову?
Как вы думаете, каждый суффикс имеет свое значение и передает его слову? Давайте убедимся в этом на примере упражнения 118 (119).
Мы с вами записывали слова, образовывая их по моделям при помощи суффиксов. Обратимся к упражнению 124 (126). Перед нами модель слова, образованного каким способом? Записываем все слова в тетрадь, обозначая их морфемный состав. Можете сделать подзаголовок – Приставочно-суффиксальный способ.
6. Шарады (в презентации)
1. Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
2. Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
3. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
4. Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
Проверка работы
1. Оценка
2. Сочинение
3. Расписание
4. Вопрос
7. Домашнее задание. Упражнение 115 (116).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.