Урок русского языка для 6 класса на тему: «Словообразование имен существительных»
Оценка 4.7

Урок русского языка для 6 класса на тему: «Словообразование имен существительных»

Оценка 4.7
docx
16.05.2021
Урок русского языка для 6 класса на тему: «Словообразование имен существительных»
Урок русского языка для 6 класса на тему.docx

Урок русского языка для 6 класса на тему:

«Словообразование имен существительных»

1-й урок из 3-х

Цели:

Образовательная: изучить способы образования существительных, научить различать морфемный и словообразовательный разборы слова.

Развивающая: развивать представления детей о различных способах образования имен существительных, о значениях суффиксов.

Воспитывающая: воспитывать умение организовывать свою работу.

 

1.    Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами вспоминали морфологические признаки существительного. Дома вы должны были разобраться со сложными случаями образования форм множественного числа и определить род иноязычных имен существительных. Проверяем упражнение с существительными множественного числа с помощью сигнальных карт. Аналогично и второе упражнение

 

2.    Актуализация знаний по теме урока.

На доске написаны слова:

Груз, грузить, грузы, погрузчик, грузовик, грузовой, грузовики, грузи, грузят, грузовая.

Ваша задача распределить их в 2 столбика. В одном из них будут формы одного и того же слова. Т.е. лексическое значение будет одинаковым, но будет различаться форма. Во втором столбике – однокоренные слова. Т.е. и грамматическое, и лексическое значение будет различным.

Вы выписали в столбик однокоренные слова (груз, грузить, погрузчик, грузовик, грузовой). Разберите их по составу.

А теперь отдельно выпишите слова грузовик, погрузчик и сделайте их словообразовательный разбор.

В чем будет разница между этими разборами?

Давайте запишем эти формулировки в тетрадь, чтобы не забыть.

Морфемный разбор – выделить все части слова.

Словообразовательный разбор– обозначить от чего и при помощи чего образовано слово.

3.    Способы образования имен существительных (работа со статьей в учебнике)

Какие способы образования слов вы знаете? (приставочный, суффиксальный, сложение)

Сегодня на уроке мы с вами вспомним эти способы образования слов и познакомимся с новыми.

Мы сейчас будет читать статью в учебнике и конспектировать этот материал. Записываем мы не просто так – сами формулировки способов образования слов сложны с точки зрения орфографии. И чтобы предупредить возможные ошибки в написании, мы с вами все орфограммы объясним.

Хочу обратить внимание на оформление – у нас оно будет отличаться от оформления в учебнике. Вместо овала мы будем использовать знак основы – производящая основа и то, с помощью чего образовано слово.

Дополняем запись своими примерами к каждому способу (не менее трех).

4.    Понятие о словообразовательной цепочке.

При словообразовательном разборе мы записывали с вами пару слов. А можем ли мы эту запись продолжить?

Водянистость – водянистый – водяной - вода

На что похожа эта запись? Как вы думаете, как это называется? (словообразовательная цепочка)

Давайте с вами запишем еще 2 цепочки:

Гитаристка – гитарист – гитара

Теннисистка – теннисист – теннис

Придумайте аналогичный пример и запишите словообразовательную цепочку.

5.    Понятие о словообразовательной модели и значениях суффиксов

Вот мы с вами убедились, что многие слова образуются одинаково с помощью одинаковых суффиксов. Какой вывод мы можем сделать? Что слова образуются в языке по определенным образцам и эти образцы называются словообразовательной моделью.

Работа со словарной статьей (116 или 117)

Давайте придумаем и запишем примеры с суффиксом -ость. Каким способом образованы данные слова? Какое значение придает этот суффикс образованному слову?

Как вы думаете, каждый суффикс имеет свое значение и передает его слову? Давайте убедимся в этом на примере упражнения 118 (119).

Мы с вами записывали слова, образовывая их по моделям при помощи суффиксов. Обратимся к упражнению 124 (126). Перед нами модель слова, образованного каким способом? Записываем все слова в тетрадь, обозначая их морфемный состав. Можете сделать подзаголовок – Приставочно-суффиксальный способ.

6.    Шарады (в презентации)

1. Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.



2. Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.



3. В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.



4. Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён);

Приставка – в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа.

Проверка работы

1.    Оценка

2.    Сочинение

3.    Расписание

4.    Вопрос



7.    Домашнее задание. Упражнение 115 (116).


 

Урок русского языка для 6 класса на тему: «Словообразование имен существительных» 1-й урок из 3-х

Урок русского языка для 6 класса на тему: «Словообразование имен существительных» 1-й урок из 3-х

Дополняем запись своими примерами к каждому способу (не менее трех)

Дополняем запись своими примерами к каждому способу (не менее трех)

Приставка – в «воплощенье» где-то,

Приставка – в «воплощенье» где-то,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021