Урок №39 рус. яз. 11 кл.
Тема: Самостоятельная работа по теме «Простые предложения с однородными членами».
Методическая цель: проверить знания учащихся; развивать речевую и мыслительную деятельность, воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока.
I.Орг момент.
II. Тема и целеполагание.
III.Работа по теме урока.
Самостоятельная работа по теме «Простые предложения с однородными членами».
Вариант 1.
1.Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.
На взгляд – то он хорош да зелен. Приют наш мал зато спокоен. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. Дни стояли пасмурные однако тёплые. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. Не рыбачий парус малый корабли мне снятся. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно.
3.В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Ровное монотонное дыхание прерывается. Радостное праздничное лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? В сундуке я нашёл пожелтевшую написанную по – латыни гетманскую грамоту. Грин населил свои книги племенем смелых простодушных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. Из деревни доносились праздничные торжествующие крики выпущенных на волю петухов. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку.
3. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.
Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, … лишённый многих необходимых знаний, упорства … мужества, погружался в блеск славы. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов … падал в темноту, вырывая из неё … полосатую будку часового, … бронзовый памятник полководцу, … колонну, украшенную замёрзшими листьями. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно … разговаривает сам с собой, … свистит, … поёт, … сшибает палкой сухие листья.
4. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь – олицетворение прекрасных … Франции, Италии, Греции – казались печальными. И … на столах, на рояле, на полу – громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. Пусть нет ещё первого снега, но … уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.
5.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
4) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
6. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) И на суше и на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
Вариант 2.
1.Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися или двойными союзами.
Были и лето и осень дождливы. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что – нибудь подобное. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. Средний сын и так и сяк. Там белые рубахи баб да пёстрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. С чужим я либо робел либо важничал. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы.
2.В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Красные зелёные лиловые жёлтые синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую берёзу. Крупный осанистый плечистый человек с ярко – синими глазами на всегда загорелом лице. Из –под по – монашески повязанного тёмного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме.
3. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.
… сил, … чувств для ближних не щади. … мысли, …. воспоминания, …. мечты бродили в голове Оленина. Его авторитет коренился … в занимаемом им высоком посту, … в обаянии его образованности.
4. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в предложениях.
Каждый раз Настя находила под водой новые интересные …. : то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловый от холода и мёртвый лист водяной лилии. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - … На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван – чая - … безропотно останется здесь зимовать.
5.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены
1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа и слева и впереди.
4) От него не было ни слуху ни духу.
6.Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
IV.Итог урока.
V.Дом.зад.: 1)упр.355(7 пр-ий)(раздат.материал)
2)повт.обособление определений и приложений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.