Урок русского языка
Непроизносимые согласные в корне слова.
Обобщение урока- непроизносимые согласные в корне слова так же, как и парные согласные
в корне слова могут и должны проверятся.
Цель урока:
- отработать алгоритм написания парных согласных в корне слова ( в середине и в конце слова);
- познакомить учащихся с непроизносимыми согласными в корне слова и способами их проверки.
Материал к уроку: чистые листы, рабочие листы, карточки со словами.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
-различать орфограммы написания согласных в корне слова (парные согласные, непроизносимые согласные);
- находить орфограмму непроизносимая согласная в корне слова;
-проверять написание слов с непроизносимой согласной в корне слова;
-ставить исследовательские вопросы;
Умения характеризующие достижения этих результатов:
-определять орфограмму в слова;
-повторять алгоритм проверки написания непроизносимых согласных в корне слова;
-ставить исследовательские вопросы;
-обобщать изученный материал.
Ход урока (индуктивного типа)
1. Мотивация.
Для создания проблемной ситуации на уроке можно использовать приём «выполнимое-невыполнимое действие». Для этого ребятам предлагается списать слова с доски и вставить пропущенную букву(парные согласные в корне слова), среди которых есть слово на новую тему( непроизносимая согласная в корне слова)
Посмотрите на доску.
Перед вами слова. Ваша задача определить орфограмму, вспомнить способы проверки и верно записать.
Сто…, ска..ка, ры…ка, грус…ный, зу…, кни..ка.
(Ребята выполняют задание и обращают внимание на то, что есть слова, которое вызывает затруднение в проверке)
Учащиеся высказывают свои предположения и их мнения расходятся.
Учитель обращает внимание на возникшее разногласие.
Мы запутались Мы не можем прийти к согласию. У нас несколько вариантов написания слова. Как нам быть? Что нам необходимо узнать об этих словах? На что следует обратить внимание? Какой способ проверки нам необходим?
2. Исследование в группах.
Учитель раздает детям карточки на которых записано по 2 слова ( в каждой группе свои слова)
1. Прочитайте слова.
Звез..ный Чудес…ный |
Прелес..ный Опас..ный |
Ярос…ный Пес…ня |
Ус…ный Ужас…ный |
2 На какое сочетание букв следует обратить внимание?
3 От какого слова произошло каждое слово?
4. Предполагаемые способы проверки.?
5. Как можно назвать данную орфограмму?
3.Обмен информации.
Дать возможность ученикам поочередно предоставить сообщение в ходе исследования материала.
Каждая группа, вывешивает на доску свои листы со словами, на которых предлагается способ проверки. Пытаются вывести правила, отвечая на поставленные вопросы.
Собираем информацию, выводим правило.
После чего появляется небольшой кластер
А теперь давайте сравним наше правило, с правилом, которое в учебнике.
Есть ли дополнения к нашему правилу?
4. Закрепление написания слов с непроизносимой согласной, опираясь на правило.
5. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.