Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Употребление прописной и строчной буквы.» (стр.49-50, учебник 2023 года)
Цель урока:
1. Формирование умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
2. Развитие умения употреблять прописную букву в именах собственных
3. Формирование умения правильно использовать строчную и прописную буквы в именах существительных
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формирование познавательных интересов при изучении русского языка
- Развитие ответственности за соблюдение правил русского языка
Метапредметные:
- Определять существенный признак для классификации имён существительных
- Устанавливать основания для сравнения слов
Предметные:
- Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- Применять правила правописания прописной буквы в именах собственных
- Писать с прописной буквы имена, фамилии, клички животных, географические названия
- Употреблять строчную букву в именах нарицательных
- Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: Ребята, давайте запишем имена существительные в два столбика: в первый - те, которые отвечают на вопрос "кто?", во второй - на вопрос "что?": кошка, дом, врач, карандаш. Чем отличаются эти слова?
(Дети: Одни слова называют живых существ, другие - неживые предметы)
Этап 2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
- На какие вопросы отвечают имена существительные? (Дети: Кто? Что?)
- Как определить, какой вопрос задать? (Дети: Если живое существо - кто?, если неживой предмет - что?)
Этап 3. Словарная работа
Учитель: Запишите слово: ельник
Поставьте ударение: éльник
Ельник - это лес, где растут одни ели. Это неодушевлённое имя существительное, отвечает на вопрос что?
Найдите орфограммы в слове.
(Дети: Буква е в первом слоге)
Составьте предложение с этим словом.
(Дети составляют и записывают предложения)
Этап 4. Объяснение нового материала
-Ребята, сегодня мы с вами узнаем удивительную особенность имён существительных: все они делятся на одушевлённые и неодушевлённые. А ещё научимся правильно использовать в них большие и маленькие буквы!
Представьте, что мы отправились в путешествие. Кого мы можем встретить в пути? Учитель, врач, шофёр (кто?) - это одушевлённые существительные, потому что они называют людей. А вот собака, кошка, воробей (кто?) - тоже одушевлённые существительные, они называют животных и птиц.
А что нас окружает во время путешествия? Дорога, машина, дерево (что?) - это неодушевлённые существительные, они называют предметы и явления. Заметили? Одушевлённые существительные отвечают на вопрос "кто?", а неодушевлённые - на вопрос "что?".
Есть ещё одно важное правило: некоторые имена существительные пишутся с большой буквы. Например, если мы говорим про город Москва, кошку Мурку или мальчика Петю - это имена собственные, их нужно писать с большой буквы. А вот слова город, кошка, мальчик пишутся с маленькой буквы - это имена нарицательные.
Это умение очень важно - оно поможет вам правильно писать имена людей, клички животных, названия городов и стран!
Работа с упражнением 82:
Прочитайте стихотворение В. Маяковского.
Нужные работники -
Столяры и плотники!
Столяру хорошо,
а инженеру - лучше.
Инженеру хорошо,
а доктору - лучше.
Кондуктору хорошо,
а шофёру - лучше.
Объясните значение каждого выделенного имени существительного. Кого так называют? Измените выделенные имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто?
Этап 5. Физминутка
Этап 6. Закрепление изученного материала
Работа с упражнением 83:
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова.
Люди: художник, ..., ...
Птицы: снегирь, ..., ...
Насекомые: шмель, ..., ...
Домашние животные: лошадь, ..., ...
Дикие животные: медведь, ..., ...
Работа с упражнением 84:
Запишите любую составленную группу. Прочитайте два ряда слов:
1. Учитель, друг, отец, лётчик, врач.
2. Дети, луна, лягушка, прозвище.
С помощью словаря подберите синонимы. Запишите ряд с одушевлёнными существительными.
Этап 7. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Какие имена существительные называются одушевлёнными?
(Дети: Те, которые обозначают живых существ и отвечают на вопрос кто?)
- Какие неодушевлёнными?
(Дети: Те, которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что?)
- Где в жизни нам пригодится это знание?
(Дети: При составлении предложений, при общении)
А теперь оцените свою работу:
- я всё понял и могу объяснить
другому
- - я понял, но есть небольшие вопросы
- - мне нужна помощь
Домашнее задание: упражнение 85.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.