Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
Алабина Анастасия Дмитриевна
Группа ПНК-4Б
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Части речи»
Место проведения: МБОУ СШ №12, 3В класс
Дата проведения: 16.12.2019 г.
Учитель: Царева Е.А.
Методист: Ким С.Н.
Дзержинск – 2019
Тема: «Части речи»
Класс: 3В
Тип урока: урок повторения
УМК: Начальная школа XXI века
Цель: обобщение знаний о частях речи
Задачи:
Образовательные:
1. Организовать наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса).
2. Познакомить с понятием «части речи», обобщить знания о признаках слов изученных частей речи.
3. Закреплять умение распознавать части речи.
Развивающие:
1. Развивать РУУД: самоконтроль и взаимоконтроль в ходе парной работы.
2. Развивать ПУУД: умение обнаруживать среди других слов слова, не удовлетворяющие заданным условиям.
Воспитательные:
1. Воспитывать внимательное отношение к слову при употреблении в устной и письменной речи слов разных частей речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Понимают понятие «части речи», называют признаки изученных частей речи.
2. Находят изученные части речи в предложениях с разными частями речи.
Метапредметные:
1. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль в ходе парной работы.
2. Находят среди других слов слова, не удовлетворяющие заданным условиям, доказывают свой выбор.
3. Проявляют внимательное отношение к слову в устной и письменной речи.
Оборудование:
Для учителя: учебник Русский язык автор: Иванов С.В., 3 кл. 1 ч. с. 144-149, презентация
Для учеников: учебник, пенал, тетрадь.
План урока:
1. Организационный этап. ( 2 мин)
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.(8 мин)
3.. Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы ( 10 мин)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (6 мин)
5. Обобщение и систематизация знаний ( 7 мин)
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.( 5 мин)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 3 мин)
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности ( 4 минут)
Ход урока
Этап урока
|
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап.
|
1. Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.
|
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте должны лежать: учебник, тетрадь и пенал. У кого все есть? Поднимите спокойно руку -Молодцы. Вы готовы к уроку, тогда можно начинать. |
*Здороваются *Проверяют готовность
|
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
|
1.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
|
Посмотрите на слайд. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно переставить буквы в словах. На слайде: ЧИСАТ ЧЕРИ Кто уже догадался, поднимайте руки. *Спрашиваю ученика, какая тема урока? Верно, тема нашего урока «Части речи» (На слайде) Откройте учебники на с.144. Прочитаем, что нам предстоит узнать в этой теме. Ребята, а какие части речи вы знаете? Может кто-нибудь назовет другие части речи?
Давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки частей речи, которые вы изучали во 2 классе. Выполним следующее задание на стр.144, ( имя) прочитай задание. Сейчас прочитайте внимательно его и исправьте ошибки, даю вам минуту подумать, затем начну спрашивать.
(имя) какие ошибки ты нашла? Совершенно верно, кто еще нашел ошибку, поднимаем руку. (спрашиваю)
Итак, мы вспомнили признаки частей речи, а теперь предлагаю вам поиграть в игру. Я буду кидать мячик кому-то из вас и называть слово, а вы должны сказать какой частью речи это слово является и на какой вопрос отвечает. Примерные слова: голубь, мяч, веселая, мальчик, прыгать, игривый, гулять, машина, нежная. Ребята, я вижу, вы хорошо помните части речи, которые изучали во 2 классе. Чтобы узнать, чему вы будете учиться на сегодняшнем уроке, продолжите предложения. ( спрашиваю учеников)
1. Обобщим знания о признаках …. 2. Будем учиться различать …., находить их в …. Спасибо за ответ, на слайд выводятся задачи на урок. Вы совершенно правы , сегодня на уроке мы с вами: 1Обобщим знания о признаках частей речи. 2.Будем учиться различать части речи, находить их в предложениях.
|
*Отгадывают тему урока *Поднимают руки
Тема урока : Части речи
Да, знаем.
Читают
Существительное, глагол, прилагательное, предлог.
Предлог, мы не знаем больше
Читает Работают самостоятельно
Признаки предмета – это значение прилагательного, существительное отвечает на вопросы ( кто? что?) Название предмета – это значение существительного. Действие предмета – это значение глагола и они отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
*Играют
Обобщим знания о признаках слов разных частей речи. Будем учиться различать одну части речи от другой и находить их в тексте и предложениях.
|
3. Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы
|
2. Создать условия для воспроизведения опорных знаний.
|
Ребята, давайте откроем тетради и запишем число классная работа. Начнем со словарной работы Словарная работа: Задание: сейчас я вам буду диктовать словарные слова, вы должны будете записать их, поставить знак ударения и подчеркнуть в них буквы непроверяемых гласных. Яг. да, б.реза, с.рока, .зык, м.дведь, .сина. Как вы написали данные слова? *Спрашиваю учеников
- У кого так же? Поднимите руки - Какой части речи все эти слова? Докажите ( спрашиваю ученика) - Хорошо, если вы с этим задание справились, значит и следующее задание будет несложным для вас.
Найдите на стр.144 упражнение 1.
(имя) прочитай задание. - Кто объяснит задание? Что нужно сделать? - У вас 2 минуты, чтобы вы в паре обсудили и нашли лишнее слово. *Спрашиваю 3-их учеников. - Какое лишнее слово под цифрой 1? 2? 3? - Кто согласен с (имя) поднимите руки. А кто не согласен? Почему ты не согласен? - Молодцы, чтобы убедиться, что хорошо научились отличать одну часть речи от другой, выполним упр.2.
Нам нужно распределить слова в 3 группы. Давайте выполним упражнение письменно в тетради. Запишите упражнение 2. Подписываем колонки: 1 колонка в таблице как будет называться? Значит, пишем в 1 колонке «сущ.». 2- я колонка? Верно, значит, пишем во 2-ой колонке «прил.». 3-я колонка как будет называться? Совершенно верно, в 3 – ей колонке пишем «глаг.». - Один человек будет работать у доски, остальные в тетради. Читаем слова и говорим, куда будете записывать и почему. (имя) Пойдем к доске. Так по очереди каждого ученика, до слова «нога». - Остальные слова вы запишете самостоятельно. - Ребята, давайте проверим, какие слова у вас получились в колонках. - ( имя) прочитай, пожалуйста, какие слова ты выписал в колонку имя существительное, поднимите руку у кого получились такие же слова. - ( имя) прочитай, какие слова ты выписал в колонку прилагательные. Поднимите руки у кого также - (Имя) и прочитай, что ты выписала в последнюю колонку. У кого так же поднимите руки. - Ребята, давайте назовем слова, которые вы не выписали в таблицу. пожалуйста, (имя) У кого так же, поднимите руки. Хорошо, вы очень внимательны. В этом упражнении есть еще задание, нужно составить предложение из данных слов на строчке. 1 ряд составит предложение из слов 1 строки, 2-ой ряд – из слов 4 строки, 3 ряд – из слов 5 строки. Кто понял задание? Запишите предложение на следующей свободной строке. *Спрашиваю по одному из учеников с каждого ряда зачитать предложение. Вы хорошо поработали, давайте отдохнем
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели. Вновь за дело!
|
Пишут
Пишут
*Читает
Все части речи являются именем существительным, они отвечают на вопросы (кто? что?) Что?- ягода, что? – береза, кто? – сорока, что? – язык, кто?- медведь, что? –осина.
Нужно прочитать группы слов и в каждой группе найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее 1)лететь – это глагол, среди существительных 2) гербарий – существительное, среди прилагательных 3) Письмо – это существительное среди глаголов
*Смотрят на упражнение
1 колонка – существительное. 2 колонка – прилагательное 3 колонка – глагол
*Выходит к доске: по – это не сущ., не гл., не прил., значит, я его не пишу. Следующее слово улица – это существительное, отвечает на вопрос (Что?), пишу его в 1 колонку.
*Пишут самостоятельно
Называет Поднимают руки Называет Поднимают руки Называет Поднимают руки
(имя) По, у, хорошо, на, быстро.
Поднимают руки
*Составляют предложения и записывают в тетрадь *Зачитывают полученные предложения. 1 ряд – По улице мчался быстрый автомобиль. 2 ряд – На небе светит яркое солнце. 3 ряд – Вера быстро выполняет задания.
*Повторяют движения |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
|
1. Установить степень осознанности усвоения нового материала и закрепить ранее изученное |
Итак, выполняя упражнение 2, мы поняли, что есть разные части речи и все они важны. Прочитаем определение о частях речи на с.145.
(Имя) прочитай, пожалуйста. Спасибо, на какие группы делятся все слова? (Спрашиваю ученика). А знаете ли вы, почему некоторые слова попали в группу «имена существительные», а некоторые в группу «Имена прилагательные» от чего это зависит? Так, хорошо, ну давайте проверим, правы ли вы, перевернем страницу и прочитаем продолжение этого определения. (имя) прочитай.
Что же объединяет слова одной части речи? Какие признаки объединяют все имена существительные? Совершенно верно и так у каждой части речи, есть свои общие признаки, а какие - мы с вами в дальнейшем узнаем. |
*Читает
*На имена сущ, имена прил., имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы и т.д
У них вопросы разные
*Читает
Общие признаки Что имена существительные обозначают предмет, относятся к одному из трех родов, изменяются по числам и падежам и т.д. У других частей речи, другие признаки. |
5. Обобщение и систематизация знаний
|
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме. |
Ребята, давайте теперь рассмотрим иллюстрацию, которую авторы учебника придумали для того, чтобы показать все части речи. откроем стр.146. В виде чего изобразил художник нашу речь? А сами части речи?
Обратите внимание, что вам уже знакомо? Так, а что нового вы видите?
Обратите внимание на слои в данном торте, в данном торте все признаки у нас расположены по слоям. 1 слой в разных частях это что?- это значение, второй слой – это что, посмотрите внимательно? А во всех ли частях речи есть вопросы, посмотрите внимательно. Верно, а 3-ий слой, это что? Верно, на 4 слой обратите внимание, что этот слой обозначает? А в каких частях речи нет 4 слоя? Эти части речи называются служебными, потому что, они не являются членами предложения, а у всех остальных есть 4 слой их называют самостоятельными частями речи. Служебные части речи собственного значения не имеют, а самостоятельные имеют свое значение, например: предмета, признака, количества, действия и т.д. Служебные части речи помогают самостоятельным в нашей речи. Давайте повторим, как называются части речи, у которых есть собственное значение? Верно, на (слайде термин) А как называются части речи, которые помогают самостоятельным? ( на слайде термин) Как вы думаете, почему их так назвали? |
*Открывают
Торта Кусочков торта
*Называют *Называют: новые части речи это - частица, числительные и т.д.
Значение Второй слой вопросы Нет, не во всех, в союзах нет, частицах, предлогах, в междометиях. Третий слой, как изменяются части речи Каким членом предложения они являются
Называют
Самостоятельные Служебные
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
|
1.Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. |
- Итак, благодаря торту, мы узнали, какие части речи есть в нашем языке, рассмотрели признаки частей речи, узнали, какие части речи относятся к служебным и самостоятельным. - Воспользоваться тортом вы сможете при выполнении следующего упражнения. Откроем упражнение 4 на стр.148
- (имя) прочитай задание.
- Итак, что вам нужно сделать? - Вы выписываете 5 слов разных частей речи в строчку, и сверху подписываете, какая это часть речи.
*Прошу двух учеников выйти к доске, ты пишешь с обратной стороны доски , а ты так же с другой стороны.
-Давайте проверим. * Зачитай какие слова ты выписал (у доски) . - Хорошо, теперь
ты зачитай, какие у тебя слова получились. - Спасибо,
садитесь, теперь давайте прочитаем второе задание в этом упражнении. - К словам: подснежник, кричал, зубами подберите 2 слова, а к слову охотник – 1 слово. И в этих словах выделить корень - Выполняем
самостоятельно, у любого могу взять тетрадь на
проверку. |
*Читает
Выписать 5 слов любой части речи и подписать, какой частью речи является данное слово
Пишут самостоятельно 2 ученика у доски
*Зачитывает
*Зачитывает
(Поднимают руки)
*Читает
*Работают самостоятельно |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
1. Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения. |
Домашнее задание, повторить определения. Если время не остается, то задание №4 на стр.148 на дом. Сообщаю, что нужно будет сделать в этом упражнении |
|
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности |
1.Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке. |
Ребята, мы сегодня с
вами повторили 3 части речи, давайте посмотрим, как вы усвоили данный
материал. Например: 1 ряд – солнце, 2 ряд – какое прилаг. подойдет? яркое, 3 ряд – какой глагол можно назвать? светит. - Молодцы, теперь давайте попробуем. Молодцы, вы много знаете о частях речи. Но впереди у вас еще много нового и интересного. (На слайде рефлексия) Наш урок подходит к концу. Продолжите предложения: На уроке я узнал(а) … Мне было сложно … Сегодня мне удалось … *Спрашиваю некоторых учеников
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.