Урок русского языка по теме "Части речи"
Оценка 4.6

Урок русского языка по теме "Части речи"

Оценка 4.6
doc
13.04.2020
Урок русского языка по теме "Части речи"
Конспект урока по русскому.doc

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ  «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Алабина Анастасия Дмитриевна

Группа ПНК-4Б

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Части речи»

 

 

 

 

 

Место проведения: МБОУ СШ №12, класс

Дата проведения: 16.12.2019 г.

 

Учитель: Царева Е.А.

Методист: Ким С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск – 2019

 

Тема: «Части речи»

Класс:

Тип урока: урок повторения

УМК: Начальная школа XXI века

Цель: обобщение знаний о частях речи

Задачи:

Образовательные:

1.    Организовать наблюдение за грамматическими признаками слов (на основании смыслового вопроса).

2.    Познакомить с понятием «части речи», обобщить знания о признаках слов изученных частей речи.

3.    Закреплять умение распознавать части речи.

Развивающие:

1.    Развивать РУУД: самоконтроль и взаимоконтроль в ходе парной работы.

2.    Развивать ПУУД: умение обнаруживать среди других слов слова, не удовлетворяющие заданным условиям.

Воспитательные:

1.    Воспитывать внимательное отношение к слову при употреблении в устной и письменной речи слов разных частей речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.    Понимают понятие «части речи», называют признаки изученных частей речи.

2.    Находят изученные части речи в предложениях с разными частями речи.

Метапредметные:

1.    Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль в ходе парной работы.

2.    Находят среди других слов слова, не удовлетворяющие заданным условиям, доказывают свой выбор.

3.    Проявляют внимательное отношение к слову в устной и письменной речи.

Оборудование:

Для учителя:  учебник Русский язык автор: Иванов С.В., 3 кл. 1 ч. с. 144-149, презентация

Для учеников: учебник, пенал, тетрадь.

 

План урока:

1. Организационный этап. ( 2 мин)

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.(8 мин)

3.. Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы ( 10 мин)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации (6 мин)

5. Обобщение и систематизация знаний ( 7 мин)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.( 5 мин)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 3 мин)

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности ( 4 минут)

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

 

1.    Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.

 

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте должны лежать: учебник, тетрадь и пенал.

У кого все есть? Поднимите спокойно руку

-Молодцы. Вы готовы к уроку, тогда можно начинать.

*Здороваются

*Проверяют готовность

 

 

2. Мотивация учебной деятельности.

Постановка задач урока.

 

1.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

 

Посмотрите на слайд. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно переставить буквы в словах.

На слайде: ЧИСАТ ЧЕРИ

Кто уже догадался, поднимайте руки.

*Спрашиваю ученика, какая тема урока?

Верно, тема нашего урока «Части речи» (На слайде)

Откройте учебники на с.144. Прочитаем, что нам предстоит узнать в этой теме.

Ребята, а какие части речи вы знаете?

Может кто-нибудь  назовет другие части речи?

 

Давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки частей речи, которые вы изучали во 2 классе. Выполним следующее задание на стр.144, ( имя) прочитай задание.

Сейчас прочитайте внимательно его и исправьте ошибки, даю вам минуту подумать, затем начну спрашивать.

(имя) какие ошибки ты нашла? Совершенно верно, кто еще нашел ошибку, поднимаем руку. (спрашиваю)

 

 

 

 

 

 

Итак, мы вспомнили признаки частей речи, а теперь предлагаю вам поиграть в игру. Я буду кидать мячик кому-то из вас и называть слово, а вы должны сказать какой частью речи это слово является и на какой вопрос отвечает.

Примерные слова: голубь, мяч, веселая, мальчик, прыгать, игривый, гулять, машина, нежная.

Ребята, я вижу, вы хорошо помните части речи, которые изучали во 2 классе.

Чтобы узнать, чему вы будете учиться на сегодняшнем уроке, продолжите предложения. ( спрашиваю учеников)

 

1. Обобщим знания о признаках ….

2. Будем учиться различать …., находить их в ….

Спасибо за ответ, на слайд выводятся задачи на урок.

Вы совершенно правы , сегодня на уроке мы с вами:

1Обобщим знания о признаках частей речи.

2.Будем учиться различать части речи, находить их в предложениях.

 

*Отгадывают тему урока

*Поднимают руки

 

 

Тема урока : Части речи

 

Да, знаем.

 

 

Читают

 

Существительное, глагол, прилагательное, предлог.

 

Предлог, мы не знаем больше

 

Читает

Работают самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки предмета – это значение прилагательного, существительное отвечает на вопросы ( кто? что?)

Название предмета – это значение существительного.

Действие предмета – это значение глагола и они отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

 

 

*Играют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщим знания о признаках слов разных частей речи. Будем учиться различать одну части речи от другой и находить их в тексте и предложениях.

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний и умений с целью подготовки к изучению новой темы

 

 

2. Создать условия для воспроизведения опорных знаний.

 

 Ребята, давайте откроем тетради и запишем число классная работа.

Начнем со словарной работы

Словарная работа:

Задание: сейчас я вам буду диктовать словарные слова, вы должны будете записать их, поставить знак ударения и подчеркнуть в них буквы непроверяемых гласных.

Яг. да, б.реза, с.рока, .зык, м.дведь, .сина. Как вы написали данные слова? *Спрашиваю учеников

 

- У кого так же? Поднимите руки

- Какой части речи все эти слова? Докажите ( спрашиваю ученика)

- Хорошо, если вы с этим задание справились, значит и следующее задание будет несложным для вас.

 

Найдите на стр.144 упражнение 1.

https://sun9-16.userapi.com/c855320/v855320501/1a7595/_47CUmuptNI.jpg

https://sun9-39.userapi.com/c200320/v200320501/ec0d/na91rf-MRhA.jpg

 

(имя) прочитай задание.

- Кто объяснит задание? Что нужно сделать?

- У вас 2 минуты, чтобы вы  в паре обсудили и нашли лишнее слово. *Спрашиваю 3-их учеников.

- Какое лишнее слово под цифрой 1? 2? 3?

- Кто согласен с (имя) поднимите руки. А кто не согласен? Почему ты не согласен?

- Молодцы, чтобы убедиться, что хорошо научились отличать одну часть речи от другой, выполним упр.2.

https://sun9-39.userapi.com/c200320/v200320501/ec0d/na91rf-MRhA.jpg

Нам нужно распределить слова в 3 группы.

Давайте выполним упражнение письменно в тетради.

Запишите упражнение 2.

Подписываем колонки: 1 колонка в таблице как будет называться? Значит, пишем в 1 колонке «сущ.».

2- я колонка? Верно, значит, пишем во 2-ой колонке «прил.».

3-я колонка как будет называться? Совершенно верно, в 3 – ей колонке пишем «глаг.».

- Один человек будет работать у доски, остальные в тетради. Читаем слова и говорим, куда будете записывать и почему.

(имя) Пойдем к доске.

Так по очереди каждого ученика, до слова «нога».

- Остальные слова вы запишете самостоятельно.

- Ребята, давайте проверим, какие слова у вас получились в колонках.

- ( имя) прочитай, пожалуйста, какие слова ты выписал в колонку имя существительное, поднимите руку у кого получились такие же слова.

- ( имя) прочитай, какие слова ты выписал в колонку прилагательные. Поднимите руки у кого также

- (Имя) и прочитай, что ты выписала в последнюю колонку. У кого так же поднимите руки.

- Ребята, давайте назовем слова, которые вы не выписали в таблицу. пожалуйста, (имя)   

У кого так же, поднимите руки. Хорошо, вы очень внимательны.

В этом упражнении есть еще задание, нужно составить предложение из данных слов на строчке.

1 ряд составит предложение из слов 1 строки, 2-ой ряд – из слов 4 строки, 3 ряд – из слов 5 строки.

Кто понял задание?

Запишите предложение на следующей свободной строке.

*Спрашиваю по одному  из учеников с каждого ряда зачитать предложение.

Вы хорошо поработали, давайте отдохнем

 

 

 

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели. Вновь за дело!

 

Пишут

 

Пишут

 

 

 

*Читает

 

 

 

Все части речи являются именем существительным, они отвечают на вопросы (кто? что?) Что?- ягода, что? – береза, кто? – сорока, что? – язык, кто?- медведь, что? –осина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно прочитать группы слов и в каждой группе найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее

1)лететь – это глагол, среди существительных

2) гербарий – существительное, среди прилагательных

3) Письмо – это существительное среди глаголов

 

*Смотрят на упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 колонка – существительное.

2 колонка – прилагательное

3 колонка – глагол

 

 

 

*Выходит к доске: по – это не сущ., не гл., не прил., значит, я его не пишу. Следующее слово улица – это существительное, отвечает на вопрос (Что?), пишу его в 1 колонку.

 

*Пишут самостоятельно

 

Называет

Поднимают руки

Называет

Поднимают руки

Называет

Поднимают руки

 

(имя) По, у, хорошо, на, быстро.

 

 

 

 

 

Поднимают руки

 

*Составляют предложения и записывают в тетрадь

*Зачитывают полученные предложения. 1 ряд – По улице мчался быстрый автомобиль.

2 ряд – На небе светит яркое солнце.

3 ряд – Вера быстро выполняет задания.

 

 

 

*Повторяют движения

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

 

1. Установить степень осознанности усвоения нового материала и закрепить ранее изученное

Итак, выполняя упражнение 2, мы поняли, что есть разные части речи и все они важны. Прочитаем определение о частях речи на с.145.

https://sun9-39.userapi.com/c200320/v200320501/ec0d/na91rf-MRhA.jpg

(Имя) прочитай, пожалуйста.

Спасибо, на какие группы делятся все слова? (Спрашиваю ученика).

А знаете ли вы, почему некоторые слова попали в группу «имена существительные», а некоторые в группу «Имена прилагательные» от чего это зависит?

Так, хорошо, ну давайте проверим, правы ли вы,  перевернем  страницу  и прочитаем продолжение этого определения. (имя) прочитай.

https://sun9-51.userapi.com/c854532/v854532501/19c07d/6YRiM2JjvTY.jpg

Что же объединяет слова одной части речи?

Какие признаки объединяют все имена существительные?

Совершенно верно и так у каждой части речи, есть свои общие признаки, а какие - мы с вами в дальнейшем узнаем.

*Читает

 

 

 

 

 

 

*На имена сущ, имена прил., имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы и т.д

 

У них вопросы разные

 

 

*Читает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие признаки

Что имена существительные обозначают предмет, относятся к одному из трех родов, изменяются по числам и падежам и т.д. У других частей речи, другие признаки.

5. Обобщение и систематизация знаний

 

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Ребята, давайте теперь рассмотрим иллюстрацию, которую авторы учебника придумали для того, чтобы показать все части речи. откроем стр.146.

В виде чего изобразил художник нашу речь?

А сами части речи?

https://sun9-72.userapi.com/c854520/v854520501/1a0b83/iL_BM9keCpg.jpg

Обратите внимание, что вам уже знакомо?

Так, а что нового вы видите?

 

Обратите внимание на слои в данном торте, в данном торте все признаки у нас расположены по слоям.

1 слой в разных частях это что?- это значение,

второй слой – это что, посмотрите внимательно?

А во всех ли частях речи есть вопросы, посмотрите внимательно.

Верно, а  3-ий слой, это что?

Верно, на 4 слой  обратите внимание, что этот слой обозначает?

А в каких частях речи нет 4 слоя? Эти части речи называются  служебными, потому что, они не являются членами предложения, а у всех остальных есть 4 слой их называют самостоятельными частями речи.

Служебные части речи собственного значения не имеют, а самостоятельные имеют свое значение, например: предмета, признака, количества, действия и т.д. Служебные части речи помогают самостоятельным в нашей речи.

Давайте повторим, как называются части речи, у которых есть собственное значение? Верно, на (слайде термин)

А как называются части речи, которые помогают самостоятельным?  ( на слайде термин)

Как вы думаете, почему их так назвали?

*Открывают

 

Торта

Кусочков торта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Называют

*Называют: новые части речи это -  частица, числительные и т.д.

 

 Значение

Второй слой вопросы

Нет, не во всех, в союзах нет, частицах, предлогах, в междометиях.

Третий слой, как изменяются части речи

Каким членом  предложения они являются

 

Называют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельные

Служебные

 

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

1.Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

- Итак, благодаря торту, мы узнали, какие части речи есть в нашем языке, рассмотрели признаки частей речи, узнали, какие части речи относятся к служебным и самостоятельным.

- Воспользоваться тортом вы сможете при выполнении следующего упражнения.

Откроем упражнение 4 на стр.148

 

- (имя) прочитай задание.

https://sun9-51.userapi.com/c854532/v854532501/19c07d/6YRiM2JjvTY.jpg

https://sun9-46.userapi.com/c858236/v858236501/12974b/7-INcmpdFtc.jpg

- Итак, что вам нужно сделать?

- Вы выписываете 5 слов разных частей речи в строчку, и сверху подписываете, какая  это часть речи.

 

*Прошу двух учеников выйти к доске, ты пишешь с обратной  стороны доски , а ты так же с другой стороны.

 

-Давайте проверим. * Зачитай какие слова ты выписал (у доски) .

- Хорошо, теперь ты зачитай, какие у тебя слова получились.
- Так хорошо, поднимите руки, у кого другие слова. *Спрашиваю этого ученика

- Спасибо, садитесь, теперь давайте прочитаем второе задание в этом упражнении.
- (Имя) прочитай, пожалуйста.

- К словам: подснежник, кричал, зубами подберите  2 слова, а к слову охотник – 1 слово. И в этих словах выделить корень

- Выполняем самостоятельно, у любого могу взять тетрадь на проверку.
Беру 5 тетрадей и выставляю за это задание отметки.

 

 

 

 

 

 

 

 

*Читает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписать 5 слов любой части речи и подписать, какой частью речи является данное слово

 

Пишут самостоятельно

2 ученика у доски

 

 

*Зачитывает

 

*Зачитывает

 

(Поднимают руки)

 

 

*Читает

 

 

*Работают самостоятельно

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Обеспечить понимание содержания домашнего задания и способов его выполнения.

Домашнее задание, повторить определения. Если время не остается, то задание №4 на стр.148 на дом. Сообщаю, что нужно будет сделать в этом упражнении

 

8.  Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

1.Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке.

Ребята, мы сегодня с вами повторили 3 части речи, давайте посмотрим, как вы усвоили данный материал. 
Поиграем, 1 ряд называет существительное, 2- прилагательное к нему, 3- к нему глагол.

Например: 1 ряд – солнце, 2 ряд – какое прилаг. подойдет? яркое, 3 ряд – какой глагол можно назвать? светит.

- Молодцы, теперь давайте попробуем.

Молодцы, вы много знаете о частях речи. Но  впереди у вас еще много нового и интересного. (На слайде рефлексия)

Наш урок подходит к концу. Продолжите предложения:

На  уроке  я  узнал(а)  …

Мне  было  сложно  …

Сегодня  мне  удалось  …

 *Спрашиваю некоторых учеников

 

 

 

 

 

 

 


Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Тема: «Части речи» Класс: 3В

Тема: «Части речи» Класс: 3В

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Совершенно верно, кто еще нашел ошибку, поднимаем руку

Совершенно верно, кто еще нашел ошибку, поднимаем руку

Обобщим знания о признаках частей речи

Обобщим знания о признаках частей речи

У вас 2 минуты, чтобы вы в паре обсудили и нашли лишнее слово

У вас 2 минуты, чтобы вы в паре обсудили и нашли лишнее слово

Пойдем к доске. Так по очереди каждого ученика, до слова «нога»

Пойдем к доске. Так по очереди каждого ученика, до слова «нога»

Применение знаний и умений в новой ситуации 1

Применение знаний и умений в новой ситуации 1

Обратите внимание, что вам уже знакомо?

Обратите внимание, что вам уже знакомо?

А как называются части речи, которые помогают самостоятельным? ( на слайде термин)

А как называются части речи, которые помогают самостоятельным? ( на слайде термин)

Давайте проверим. * Зачитай какие слова ты выписал (у доски)

Давайте проверим. * Зачитай какие слова ты выписал (у доски)

На слайде рефлексия) Наш урок подходит к концу

На слайде рефлексия) Наш урок подходит к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020