Урок русского языка по теме "Число глагола" Урок закрепления

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Число глаголов 2 урок.docx

Конструкт урока русского языка №5                             

Тема урока: «Число глагола»

Цель: развивать у обучающихся умение учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи посредством выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать, оказывать помощь другим, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные: обучающиеся знают понятия «глагол», «единственное число» и «множественное число» глагола, умеют определять число глагола по его значению и связи с существительным, согласовывать глаголы с именами существительными в числе.

Задачи:

Воспитательные: Формировать положительное отношение к учению, интерес к предмету. * Развивать умение сотрудничать, оказывать помощь другим. * Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Развивающие: развивать у обучающихся умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательные: повторить и закрепить с обучающимися понятия "единственное число" и "множественное число" глагола, формировать умение определять число глагола по его значению и связи с существительным., совершенствовать умение согласовывать глаголы с именами существительными в числе.

Принципы воспитания

·         создание положительно эмоционального подъема;

·         воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психической комфортности;

 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирование: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: дневник, пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, учебник, карточка «Число глагола»

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Число глагола»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

3. Комплексное применение и систематизация знаний

4. Физминутка

5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

6. Информация о домашнем задании

7. Рефлексия учебной деятельности

Использованная литература:

1. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. — Текст: электронный // CONSULTANT.RU: [сайт]. URL: https://shkola10rubczovskr22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2611/FOP_NOO.pdf

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с 01.01.2021 г. – Текст: непосредственный.

3. Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Мо ро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-09-038411-7.

4. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России»

 

Эскиз доски

 

 

 

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

словесные: объяснение. 

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

 

-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Проверим готовность: на парте у вас лежит дневник, пенал, рабочая тетрадь и учебник.

-У кого всё это есть - садимся на свои места.

-Не забываем про посадку: ноги у нас стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки на парте полочкой, между вами и партой - кулачок.

-Отлично, чтобы настроиться на предстоящую деятельность и быть активными сегодня, предлагаю выполнить упражнение «Заяц-коза-вилка».

-Повторяем за мной: заяц-коза вилка, заяц-вилка-коза, коза-заяц-вилка

-Замечательно, молодцы, встряхните ваши руки. Думаю мы готовы начинать наш урок.

Приветствуют учителя

 

 

 

Проверяют готовность к уроку, посадку

 

 

 

 

Выполняют упражнение «Заяц-коза-вилка».

Ф

-

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о прошлой теме. Выйти на тему и цель урока. 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Откройте тетради, отступите две строки от предыдущих записей.

-Не забываем следить за тем, как лежит тетрадь, как мы держим ручку, пишем красиво, аккуратно.

-Записываем число, сегодня у нас ... апреля. «Классная работа».

-Кто записал - ставит руку на локоток.

-Чтобы нам с вами красиво и ровно писать сегодня, предлагаю выполнить минутку чистописания.

-В первой строчке пишем слог «еч», во второй сочетание букв «мн».

-Теперь возьмите простой карандаш и отметьте знаком + сверху те слоги и сочетания букв, которые, на ваш взгляд, вы написали красИвее и аккуратнее других.

-Отлично, а теперь посмотрите, какие два понятия вам напоминает то, что вы записали?

-Понятия «единственное число» и «множественное число»

-Кто помнит, какая была тема прошлого урока?

-Число глагола, верно. С какой частью речи обычно связан глагол в предложении?

-С именем существительным, верно. Как они связаны?

-Они составляют грамматическую основу предложения, верно. На что мы опираемся при определении числа глагола?

-На число имени существительного, от которого он зависит. Отлично.  Сегодня мы продолжаем изучение данной темы.

-Обратите внимание на слайд: цель заляпана кляксами, кто разгадает, что там написано?

-Сегодня на уроке мы закрепим наши знания о числе глагола.

-Предлагаю приступить к достижению нашей цели.

Открывают тетради, записывают число, «классная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют минутку чистописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по теме прошлого урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают цель урока.

Ф

Индивидуальные: пишущие принадлежности, рабочая тетрадь

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Число глагола»

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

3.Комплексное применение и систематизация знаний

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Для этого откроем учебники на странице 110, выполним упражнение 192. Запишите его номер в тетрадь.

-..., прочитай задание под первой точкой, что нам нужно сделать?

-Списать, объяснить орфограммы, списывает к себе в тетрадь, а ... поработает у доски.

-Записываем предложение, выделяем грамматическую основу, подписываем число существительного и глагола.

*аналогично с каждым предложением

-Какое проверочное слово мы можем подобрать к слову «алеет»?

-Алый, верно, подчёркиваем орфограмму.

*аналогично светлый, ясный, белый, зелень и зелёный, тёмный, синий)

-Сверяем с доской, поднимите руку, у кого получилось так же?

-Отлично, мы с вами вспомнили, как мы определяем число глагола.

-Чтобы закрепить наши знания я предлагаю поработать в парах:

-Игра "Найди пару" (работа с карточками):

Сейчас я вам раздам карточки с существительными в единственном и множественном числе, а также карточки с глаголами в единственном и множественном числе.

-Ваша задача: Соединить карточки так, чтобы получились правильные словосочетания (существительное + глагол в нужном числе).

Существительные: Солнце, тучи, дождь, звёзды.

Глаголы: Светит, плывут, идёт, сияют.*

Итак, предлагаю проверить, обратите внимание на слайд:

Солнце светит

Тучи плывут

Дождь идёт

Звёзды сияют

-Поднимите руки домиком те пары, у кого получилось так же?

-Отлично, ребята, вы большие молодцы!

Открывают учебники, записывают номер упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают  у доски и в тетради.

 

 

 

 

 

Подбирают проверочные слова для проверки орфограмм.

 

 

 

 

 

 

Сверяют тетрадь с доской.

Ф, И

Индивидуальные: пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, учебник

 

ОК, ВК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Предметные: обучающиеся знают понятия «глагол», «единственное число» и «множественное число» глагола, умеют определять число глагола по его значению и связи с существительным, согласовывать глаголы с именами существительными в числе.

4. Физминутка

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

-Перед тем, как мы продолжим нашу работу, я предлагаю встать, размяться и немного отдохнуть.

-Встаньте так, чтобы вам ничего не мешало, можете задвинуть свои стулья.

-Сейчас я буду читать вам слова, если слышите глагол в единственном числе – приседаем, а если глагол во множественном числе – поднимаем обе руки.

Бежит, прыгают, рисует, поют, сидит

-Отлично, садимся на свои места. Не забываем про посадку. Теперь посмотрите на меня, на пол, на дверь, на потолок, на окно, поморгайте.

-Думаю мы отдохнули и готовы продолжать работу

Встают со своих мест.

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

Садятся на свои места, проверяют посадку.

 

 

Выполняют глазодвигательную гимнастику.

 

 

Ф

-

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

5.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

 

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Сейчас, чтобы проверить, насколько хорошо мы усвоили данную тему, я предлагаю выполнить задание на карточках. Подпишите их. Прочитайте задание.

-Кому непонятно, что необходимо сделать?

-На эту работу у вас есть 5 минут.

-Кто закончил - руку на локоток.

-Отлично, вижу, что вы закончили. Итак, обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш. Сравните задание с эталоном на слайде:

-Если задание записано верно - ставим +, если неверно -

-У кого оба предложения полностью записаны верно?

-У кого 1 ошибка?

-2-3 ошибки?

-Сейчас передаем с последних парт на первые ваши работы.

-Сегодня мы с вами закрепили наши знания о числе глагола.

Выполняют задание на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают с эталоном на слайде, осуществляют взаимопроверку.

Ф, И, П

Индивидуальные: пишущие принадлежности, карточка «Число глагола»

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Число глагола»

ОК, ВК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельностиПредметные: обучающиеся знают понятия «глагол», «единственное число» и «множественное число» глагола, умеют определять число глагола по его значению и связи с существительным, согласовывать глаголы с именами существительными в числе.

7. Информация о домашнем задании

Выдать обучающимся инструктаж домашнего задания

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение.

-Откройте ваши дневники, запишите домашнее задание: дома вам необходимо Найти и записать из художественной литературы 3 предложения, где существительное и глагол употреблены во множественном числе. Подчеркнуть главные члены предложения.

-Кому непонятно, как выполнять домашнее задание?

-Кто записал домашнее задание - можете закрыть дневники и убрать на край парты.

 

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Ф

Индивидуальные: дневник, письменные принадлежности

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

8.Рефлексия учебной деятельности

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

 

Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа,

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Наш урок подходит к концу, предлагаю вспомнить, какая была тема урока?

-Число глагола.. Какую цель мы поставили себе на урок?

-Что мы делали для достижения этой цели?

-Вспоминали, что такое глагол, как определять число глагола.

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этой цели.

-Отлично, а для того, чтобы оценить себя и свою деятельность на уроке, я предлагаю вам обратить внимание на слайд: вам предложено дополнить одну из трёх фраз «знаю», «понимаю», «умею».

-Кто хочет поделиться своими успехами?

-Спасибо, ещё кто желает?

-Спасибо за ваши ответы, а были ли у вас трудности на уроке?

-Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми трудностями и с лёгкостью будете решать все задания.

-На уроке сегодня вы были очень активными, любознательными, внимательными и старательными, мне было приятно с вами работать, я благодарю вас за урок, до свидания!

Вспоминают тему, цель урока.

 

 

 

 

 

 

Дополняют фразы «знаю», «понимаю», «умею».

 

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация по теме «ЧИсло глагола»

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

 


 

Скачано с www.znanio.ru