Урок русского языка для 2 класса по теме: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки». (УМК «Перспективная начальная школа»).
Цель урока: - создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий:
Предметные:
• создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
• обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
• познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
• коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
• формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»
-Раздаточный материал
• Памятка разбора слова по составу ( для слабоуспешных учащихся).
• Карточки для работы в парах
• Карточки – помощники для самостоятельной работы
• Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point
Литература:
1. Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Части 2, 3. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.
2. Байкова Т. А., Ерышева Е. Р., Малаховская О. В. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка и для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь отвечать. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. А теперь давайте настроимся на работу. Повторяем за мной:
Вместе не трудно,
Вместе на тесно,
Вместе легко
И всегда интересно.
А девизом нашего урока пусть станут слова:
«Мы сможем, мы сумеем, у нас получится».
-Перед началом работы вспомните правила посадки за партой (слайд ). Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний. Чистописание.
Оо в.р.бей в.р.на с.р.ка оро
-Что можно сказать о букве о?
-Что объединяет эти слова? ( одушевлённые предметы, словарные слова)
- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните сочетание оро.
-Какие ещё вы знаете словарные слова с сочетанием оро - 3 слова? (дорога, город, мороз). Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
(у доски записывают по одному)
3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.
А) Фронтальная работа
Мороз, морозик, морозный, заморозки (слайд )
- Дайте характеристику этим словам. Доказать, что они родственные. Какое слово главное? Почему? Выделите корень.
- Какие ещё части слова вы можете выделить? - Какая часть слова помогла образовать слова? Что вы знаете о суффиксе?
(разбор слов по составу самостоятельно)
- Все ли слова мы смогли разобрать по составу? Какое слово вызвало затруднение? Почему?
- Где вы можете получить ответ на свой вопрос?
Б). Постановка темы урока.
- Учебник стр. 59. Прочитать тему урока. Какое новое слово вы услышали?
- Как вы понимаете значение слова - приставка?
- Ещё раз прочитайте тему урока. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
Я хочу …
- узнать, что…
- узнать, какие…
- понять, где…
Я хочу научиться…
- находить …,
- образовывать …,
- обозначать …
- Давайте составим план работы на уроке. Поставьте карточки в нужном порядке (работа в парах) Сверьте с доской.
Что изучаю? – Наблюдаю – применяю – проверяю – оцениваю.
- На какой мы сейчас ступеньке? (Что изучаю?) Что изучаем?
- На какую переходим? (наблюдаю) За чем будем наблюдать?
4. Построение проекты выхода из затруднения (наблюдаю)
А) Работа с Обратным словарём. Упр. 64
бежать
забежать
добежать
пробежать
убежать
выбежать
- Какие это слова? Докажите, что слова, которые вы назвали, являются родственными.
(Слова из словаря выносятся на доску, выделяется корень слова по ходу рассуждения.)
- Чем отличаются эти слова друг от друга? Докажите.
- Зачем же этим словам частички в начале слова ( в словаре они выделены голубым цветом) ?
- Какое слово здесь самое главное? (бежать) Почему?
Вывод: У родственных слов перед корнем бывают частички слов, которые образуют новые слова.
- Как же называется эта частичка?
Б) - Что же такое приставка? Где стоит? Какова ее роль? Как обозначается приставка?
- Правило стр. 60
В) – Вернёмся к списку слов, родственных слову бежать. (работа в паре)
- Дополните словосочетания подходящим по смыслу словом с приставкой, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки.
-Договоритесь в парах, с какими словосочетаниями будете работать.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Самопроверка.
- Всякое ли слово подойдёт? Что его делает неподходящим?
- Вывод. Каждая приставка имеет свой … смысл, и если меняется приставка, то … меняется и смысл слова, т.е. появляется…новое слово.
5. Физ.минутка
- Если в слове есть приставка, присесть, если нет, хлопнуть в ладоши.
(ехать, приехать, бежать, забежать, летать, улетать, прыгать, запрыгать, писать, написать)
6. Закрепление нового содержания и его применение (применяю). Работа в парах.
- А теперь мы поднимаемся на следующую ступеньку нашей лесенки. Применяю.
- Повторите, что вы выяснили о приставке? (Что такое? Где стоит? Для чего? Наполняет слово определённым смыслом). Сейчас вам предстоит сложное задание.
- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его. Всё ли понятно? Чего не хватает?
- Вставьте подходящие по смыслу приставки. Выделите их.
- Кому трудно, поднимите руку. Проверка.
Пришла морозная зима. Леса и поля покрылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и прилетели они к жилью людей. Ребята развесили кормушки для пернатых друзей. Запомните, птицам страшен на холод, а голод!
-Какие приставки помогли вам образовать слова?
- Прочитайте текст, который у вас получился. Какое предложение выражает его главную мысль? Выпишите предпоследнее предложение. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите слово называющее неодушевлённый предмет. Разберите его по составу (у доски). Как оно образовалось? Что общего между суффиксом и приставкой? Чем ни отличаются?
- Вывод: Приставка и суффикс служат для образования новых слов. Только приставка стоит перед корнем, а суффикс после.
7. Проверка, самооценка полученных знаний.
- А сейчас переходим на следующую ступеньку. Проверить себя вы сможете, выполнив тест. Как работать с тестом, вы знаете. На работу две минуты.
1. Приставка – это…
А) Часть предложения
Б) Часть слова.
2. Приставка стоит …
А) между корнем и окончанием.
Б) Перед корнем.
3. Приставка служит для …
А) Образования новых слов
Б) Для связи слов в предложении.
4. В какой строчке все слова имеют приставки
А) Прибежать, улететь, ходить, приехать.
Б) Полететь, забежать, приходить, перебежать.
- Проверка. Самооценка.
- Вывод: Дополнить правило
Приставка – это…., которая стоит…. При помощи приставки…
8. Итог урока. Рефлексия
-Все ли ступеньки мы прошли? Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Что показалось интересным? Над чем еще надо поработать? Рассмотрите следующую страничку в учебнике. Как вы думаете, на следующих уроках будем ли мы продолжать изучать эту тему?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке? Можете воспользоваться нашими подсказками на табличке (письменно):
«Всё понял и могу помочь другим»,
«Понял, но требуется ещё поработать»,
«Ничего не понял»
- (устно) Теперь я знаю…
- Мне ещё надо научиться…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.