Урок русского языка, 2 класс
Тема: Правописание корней в родственных словах.
1.
Краткая аннотация.
Тип урока: Закрепление пройденного;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
2. Учебник «Русский язык:», 2 класс, УМК «Школа России»
3. Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
4. Полное описание разработки
Цель:
находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.
Планируемые результаты:
предметные:
нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму, овладение «секретом корней».
личностные:
· проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
· использует знако-символические средства при выполнении заданий;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||||||||||||
Организационный этап. |
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
Приветствие. - Проверим готовность. По каким критериям? |
Вспоминают критерии , проверяют свою готовность.
|
Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
|
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
|||||||||
Актуализация знаний |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Работа в тетради.
Какую букву отрабатывали? Оцените записи друг друга в паре.
Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения. Учитель подводит к подбору родственных слов к слову стол. Запись слов с «окошками» на месте неизученных орфограмм. Выделение корня. Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница. Какие знания понадобились при подборе родственных слов? (У родственных слов есть общее значение и общая часть – корень).
|
Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. записывают слово стол, заглавную букву С.
Учащиеся работают со словом стол. Рассуждают, записывают.
Предположения детей.
|
Коммуникативная: Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания Познавательная: Выделять существенную информацию. Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
|
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
|||||||||
Постановка учебной задачи |
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого |
-У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи. Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться? Как вы думаете, какая тема урока? Учитель фиксирует тему на доске Написание корня в родственных словах. Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) |
Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют.
|
Регулятивная: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательная: -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; - Слушают учителя; - Отвечают на вопросы учителя Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме |
Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
|||||||||
Открытие «нового» знания
|
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
инструкция
целеполагание
предъявление результата
|
Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? Каждая группа работает со своей группой слов. 1 группа – гриб 2 группа – хлопать 3 группа – дар 4 группа - белый А план работы такой: 1. Прочитать слова. 2. Определить, являются ли слова родственными или есть лишние. 3. Выделить корень. 4. . Обратить внимание на слово, которое объясняет другие. 5. Сформулировать правило нахождения родственных слов. 6. Сформулировать правило написания корня родственных слов. Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Родственные слова
Общее значение Общая часть - корень
О чём говорит эта схема? Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему? Сформулируйте правило. |
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило нахождения родственных слов.
Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило.
Запись слов. Выделение корней. |
Регулятивная: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
|||||||||
Структу-рирование полученных знаний
|
Построение способа действия |
Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова. Составьте алгоритм написания корней родственных слов.
Физминутка Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки». 1 группа – рыба, рыпка, рыбачить, рыбак. 2 группа – трава, трафка, травушка, травинка. 3 группа – дом, дамишко, домик, домовой. 4 группа – дубовый, дуп, дубок.
|
Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником, делают вывод.
Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.
|
Регулятивная: -– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
Составленный алгоритм нахождения родственных слов и единого написания корней родственных слов. |
|||||||||
Рефлексия. |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как? Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью
|
Дают словесную оценку. |
|
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.