Урок русского языка по теме "Род глагола в прошедшем времени"

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Род глаголов в прошедшем времени.docx

Конструкт урока русского языка №6

 

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цель: развивать у обучающихся умение учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи посредством выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать, оказывать помощь другим, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные:  обучающиеся знают, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам, умеют определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умеют согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

Задачи:

Воспитательные: формировать положительное отношение к учению, интерес к предмету, развивать умение сотрудничать, оказывать помощь другим, воспитывать бережное отношение к родному языку.

Развивающие: развивать у обучающихся умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательные:  формировать у обучающихся знания, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. Развивать умение определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умение согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

Принципы воспитания

·         создание положительно эмоционального подъема;

·         воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психической комфортности;

 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирование: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: дневник, пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, учебник, карточка

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Род глаголов в прошедшем времени»

Урок усвоения новых знаний и способов действий:

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин)

3. Решение проблемы (15 мин)

4. Физминутка (2 мин)

5. Первичное закрепление (12 мин)

6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

Итог: 40 мин

Использованная литература:

1. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. — Текст: электронный // CONSULTANT.RU: [сайт]. URL: https://shkola10rubczovskr22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2611/FOP_NOO.pdf

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с 01.01.2021 г. – Текст: непосредственный.

3. Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Мо ро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-09-038411-7.

4. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России»

 

Эскиз доски

 

 

 

Классная работа.

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы воспитания

Методы стимулирования: поощрение.

Методы обучения

словесные: объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

педагогическое требование

 

-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Проверим готовность: на парте у вас лежит дневник, пенал, рабочая тетрадь и учебник.

-У кого всё это есть - садимся на свои места.

-Не забываем про посадку: ноги у нас стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки на парте полочкой, между вами и партой - кулачок.

-Чтобы нам с вами красиво и ровно писать сегодня и настроиться на продуктивную работу, я предлагаю перед письмом размять наши руки.

- Покажите мне правую руку. Согните большой, указательный и средний пальцы. На левой руке согнём, большой безымянный и мизинец.

-Теперь поменяем их местами. Попробуем быстрее.

-Молодцы, ребята.

-Встряхните ваши руки. Я уверена, что теперь мы готовы активно работать.

 

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность, посадку.

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Ф

-

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о прошлой теме. Выйти на тему и цель урока. 

Методы воспитания

1. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

2. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

 

-Итак, ребята, обратите внимание на слайд:

-Перед вами предложения. (Мальчик рисовал. Девочка рисовала. Солнце светило.)

-Прочитайте их про себя, подумайте и скажите, что в них общего?

-Есть глаголы в прошедшем времени. Чем отличаются глаголы в этих предложениях?

-Окончаниями. Как вы думаете, почему глаголы имеют разные окончания?

-Обратите внимание на существительные, от которых зависят эти глаголы: чем они отличаются?

-Родом, верно, значит глаголы отличаются окончаниями почему?

-Так как они разного рода, верно. Как думаете, как будет звучат наша тема урока?

-Темой нашего урока сегодня будет «Род глаголов в прошедшем времени»

-Какую цель мы себе поставим? Обратите внимание на слайд.

-Научиться определять род глаголов в прошедшем времени, спасибо. Предлагаю приступить к достижению нашей цели.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно с учителем ставят тему, цель урока

 

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Род глаголов в прошедшем времени»

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать цель; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол умеют находить глагол.

3.Решение проблемы

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

-Откройте тетради, отступите две строки от предыдущих записей.

-Не забываем следить за тем, как лежит тетрадь, как мы держим ручку, пишем красиво, аккуратно.

-Записываем число, сегодня у нас ... мая. «Классная работа».

-Кто записал - ставит руку на локоток.

-Откроем учебники на странице 122.

лаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род – окончание -л (читал), женский род – окончание -ла (читала), средний род – окончание -ло (читало). Род глагола зависит от рода существительного, к которому он относится.

-Обратим внимание на правило на страницу 122 в рамке, кто нашел его - поднимите руку.

-..., читай первый абзац.

-Спасибо, теперь по цепочке называем глагол, задаём к нему вопрос и называем род.

-Так, молодцы, теперь ... читает последний абзац.

-Можем ли мы в о множественном числе в прошедшем времени определить род глагола?

-Не можем, только в каком времени и числе мы можем это сделать?

-Предлагаю нам потренироваться определять род глаголов в прошедшем времени в единственном числе

-Запишем к себе в тетрадь упражнение под номером 216.

-..., прочитай, что нам необходимо сделать?

-Предлагаю записывать в строчку через запятую. Первое разберём устно.

-Расти, далее читаем глагол, задаём вопрос, называем время и род.

-..., глагол «рос».

-Дальше, ..., росла.

-И росло, ...?

-Отлично, спасибо, ребята. Следующий глагол «упасть» записываем так же, по образцу, а ... поработает у доски.

-Не забываем подписывать род и выделять окончания глаголов.

*аналогичное выполнение задания.

-Посмотрите на доску и поднимите руку, у кого получилось так же?

-Отлично, мы с вами потренировались определять род имён существительных.

 

Открывают тетради, записывают число, «классная работа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают правило по абзацам, обсуждают совместно с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

По цепочке читают глаголы из правила, задают к ним вопросы, определяют род.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают глаголы по образцу, подписывают род, выделяют окончание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сверяют тетрадь с доской.

Ф

Индивидуальные: пишущие принадлежности, рабочая тетрадь, учебник

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

Предметные:  обучающиеся знают, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам, умеют определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умеют согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

 

4. Физминутка

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

-Перед тем, как мы продолжим нашу работу, я предлагаю встать, размяться и немного отдохнуть.

-Встаньте так, чтобы вам ничего не мешало, можете задвинуть свои стулья.

-Сейчас я буду называть вам глаголы, если глагол мужского рода – руки вверх, женского – руки в стороны, среднего – руки вперед.

-Попробуем:

Шёл, смеялась, светило, падал, росло, бежала.

-Отлично, ребята, тихо садимся на свои места, не забываем про посадку. Думаю мы с вами размялись и готовы продолжать наш урок.

Встают со своих мест.

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на места, проверяют посадку.

Ф

-

ОК, ВК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

5.Первичное закрепление

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Сейчас, чтобы закрепить наши знания и ещё раз потренироваться определять род глагола в прошедшем времени, предлагаю выполнить задания на карточке:

-..., прочитай задание: что здесь необходимо будет сделать?

-Отлично, кому непонятно, как выполнять это задание?

-На эту работу у вас есть 3 минуты. Кто закончит - руку на локоток

-Итак, вижу, что вы готовы проверять. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите простые карандаши.

-Начинаем проверку. Предложение под номером 1, глагол здесь какого рода?

-У кого получилось так же - ставят «+», у кого другой ответ - «-».

*аналогично.

-Кто закончил проверку - меняемся обратно.

-Итак, ребята, у кого ни одной ошибки?

-1 ошибка?

-Молодцы, подпишите ваши карточки и передайте с последних парт на первые.

-Мы с вами научились определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, сейчас я попрошу вас закрыть и убрать тетради на край стола.

Выполняют задание на карточке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют  взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф, И

Индивидуальные: пишущие принадлежности, карточка «Род глаголов в прошедшем времени»

ОК, СК, ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, ринимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

 

Предметные:

обучающиеся знают, что глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам, умеют определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе, умеют согласовывать глагол прошедшего времени с существительным, к которому он относится.

6.Информация о домашнем задании

Выдать обучающимся домашнее задание

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение.

-Итак, откроем дневники, запишем домашнее задание: дома вам необходимо будет выполнить упражнение под номером 217. Здесь вам необходимо списать текст, у всех глаголов определить и подписать число. А род только у тех глаголов, где мы можем это сделать. У каких глаголов мы можем определить род?

-Только у глаголов единственного числа в прошедшем времени.

-Кому не понятно домашнее задание?

-Кто уже записал его - можете убирать дневники и учебники на край парты.

 

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Ф

Индивидуальные: дневник, пишущие принадлежности, учебник

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

 

7.Рефлексия учебной деятельности

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

 

Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы обучения

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Наш урок подходит к концу, предлагаю вспомнить, какая была тема урока?

-Род глагола в прошедшем времени.. Какую цель мы поставили себе на урок?

-Что мы делали для достижения этой цели?

-Вспоминали, что такое глагол, как определять род глагола в прошедшем времени

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этой цели.

-Сейчас по цепочке 1 ряд придумывает 1 глагол женского рода, 2 ряд - мужского, 3 ряд - среднего.

-Спасибо за ваши ответы, а были ли у вас трудности на уроке?

-Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми трудностями и с лёгкостью будете решать все задания.

-На уроке сегодня вы были очень активными, любознательными, внимательными и старательными, мне было приятно с вами работать, я благодарю вас за урок, до свидания!

 

Вспоминают тему, цель урока.

 

 

 

По рядам придумывают глаголы женского,  мужского, среднего рода.

Ф

-

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию,

осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, делать выводы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 


 

Скачано с www.znanio.ru