Урок русского языка по теме "Времена глагола"

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Времена глагола 1 урок.docx

Конструкт урока русского языка №2                              

Тема урока: «Времена глагола»

Цель: развивать у обучающихся умение учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи посредством выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать, оказывать помощь другим, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол и его свойства (форма, время), умеют находить глагол в предложении, определять время глагола по вопросу, употреблять глагол в разных временных формах.

Задачи:

Воспитательные: Формировать положительное отношение к учению, интерес к предмету. * Развивать умение сотрудничать, оказывать помощь другим. * Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Развивающие: развивать у обучающихся умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в парах и группах, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательные: актуализировать у обучающихся знания о понятии глагол и его свойствах (форма), познакомить с понятием «время глагола», совершенствовать умение находить глагол в предложении, определять время глагола по вопросу, употреблять глагол в разных временных формах.

Принципы воспитания

·         создание положительно эмоционального подъема;

·         воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психической комфортности;

 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирование: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: дневник, рабочая тетрадь, учебник, пишущие принадлежности, карточка для самостоятельной работы на тему «Времена глагола»,карточка для рефлексии «Мишень»

Демонстрационные: мультимедийная презентация по теме «Времена глагола»

 

Демонстрационные: мультимедийная презентация по теме «Времена глагола»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и способов действий:

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий (3 мин)

3. Выявление проблемы (2 мин)

4. Решение проблемы (15 мин)

5. Физминутка (2 мин)

6. Первичное закрепление (12 мин)

7. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

Итог: 40 мин

Использованная литература:

1. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. — Текст: электронный // CONSULTANT.RU: [сайт]. URL: https://shkola10rubczovskr22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2611/FOP_NOO.pdf

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с 01.01.2021 г. – Текст: непосредственный.

3. Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Мо ро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-09-038411-7.

4. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России»

 

Эскиз доски

 

 

 

Классная работа.

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

словесные: объяснение. 

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

 

-Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Проверим готовность: на парте у вас лежит дневник, пенал, рабочая тетрадь и учебник.

-У кого всё это есть - садимся на свои места.

-Не забываем про посадку: ноги у нас стоят ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки на парте полочкой, между вами и партой - кулачок.

-Отлично, чтобы настроиться на предстоящую деятельность и быть активными сегодня, предлагаю выполнить упражнение «Ухо-нос».

 

 

-Замечательно, молодцы, встряхните ваши руки. Думаю мы готовы начинать наш урок.

Приветствуют учителя.

 

Проверяют готовность.

 

 

Проверяют посадку.

 

 

Выполняют упражнение «Ухо-нос»

Ф

-

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о прошлой теме.

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

Наглядные: демонстрация. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

-Ребята, кто напомнит, какую часть речи мы изучаем с вами?

-Глагол, а кто может сказать, что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

-Приведите примеры глаголов.

-Отлично, спасибо за ваши ответы. Обратите внимание на экран: какие слова  здесь лишнее и почему?

(катит, бежит, солнце, летает, светит, дерево, читает, стоит.)

-Верно, солнце и дерево здесь лишние, так как это существительные, а всё остальное - глаголы.

 

Вспоминают, что такое глагол, на какие вопросы отвечает.

 

 

 

 

 

 

Находят лишнее слово, объясняют почему оно является лишним.

 

 

 

 

 

 

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация по теме «Времена глагола»

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол умеют находить глагол.

3. Выявление проблемы

Выявить причины затруднений у обучающихся, выйти на тему и цель урока.  

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

Наглядные: демонстрация. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязанности: оперативный контроль.

-Ребята, мы с вами сказали, что глаголы обозначают действия. А всегда ли эти действия происходят в один и тот же момент?

-Приведите примеры действий, которые происходили раньше, происходят сейчас и будут происходить потом.

-Спасибо за ваши ответы. Как вы думаете, как называется это свойство глагола?

 -Тема нашего урока: "Времена глагола". Как думаете, что мы узнаем сегодня, чему научимся?

-Спасибо за ваши предположения. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое времена глаголов научимся определять, когда происходило действие, которое обозначает глагол.

-Это и будет нашей целью. Предлагаю приступить к её достижению.

Ставят совместно с учителем тему и цель урока с помощью наводящих вопросов

 

 

 

 

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация по теме «Времена глагола»

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

4. Решение проблемы

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Откройте тетради, отступите две строки от предыдущих записей.

-Не забываем следить за тем, как лежит тетрадь, как мы держим ручку, пишем красиво, аккуратно.

-Записываем число, сегодня у нас ... апреля. «Классная работа».

-Кто записал - ставит руку на локоток.

-Сейчас откроем учебники на странице 109. Найдите внизу страницы правило.

-Кто уже открыл учебник и увидел правило - руку на локоток.

-..., Прочитай, как называется правило

-Отлично. Сейчас предлагаю ... прочитать первый абзац.

-О каких глаголах говорится здесь?

-На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

-Спасибо,... читает второй абзац

*аналогичные вопросы*

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ, БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ.

-Итак, ребята, что мы сейчас с вами сделали?

-Прочитали правило, верно, о чем в нём говорилось?

-О том, какие бывают времена глагола и как мы можем их определить, отлично, сейчас я предлагаю потренироваться применять это правило и выполнить задание на карточках:

-Я выдаю вам карточку с глаголом, ваша задача прочитать его, задать к нему вопрос и с опорой на правило определить время этого глагола.

-У каждого из вас свой глагол, начинает с 1 парты 1 ряда по цепочке. ..., читаешь свой глагол, задаёшь к нему вопрос и называешь время.

*работа с карточками по цепочке.

-Итак, отлично, молодцы, мы потренировались с вами применять правило и определять с помощью него времена глаголов.

 

Открывают тетради, записывают число, «классную работу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебники.

 

 

 

 

 

Читают правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по содержанию правили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с карточками: по цепочке задают вопрос и  определяют время глагола

 

Ф

Индивидуальные: дневник, рабочая тетрадь, учебник, пишущие принадлежности, карточка для самостоятельной работы на тему «Времена глагола»

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, умение сотрудничать, оказывать помощь другим, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, анализировать информацию, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол и его свойства (форма, время), умеют находить глагол в предложении, определять время глагола по вопросу

 

5.  Физминутка

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

-Перед тем, как мы продолжим нашу работу, я предлагаю встать, размяться и немного отдохнуть.

-Встаньте так, чтобы вам ничего не мешало, можете задвинуть свои стулья.

-Повторяем движения за мной:

Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах, отбивает каждый такт. (Наклоны влево – вправо).

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед).

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Приседания).

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо).

Повернёмся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращение туловища влево).

А часы идут, идут. (Ходьба на месте).

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы).

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (Бег на месте).

Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются). 

-Отлично, ребята, тихо садимся на свои места, не забываем про посадку. Думаю мы готовы продолжать наш урок.

Встают со своих мест.

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на места, проверяют посадку.

Ф

-

ОК, СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию

6. Первичное закрепление

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Сейчас я предлагаю нам закрепить то, что мы сегодня узнали о временах глагола и выполнить упражнение 193 на странице 110. Запишите в тетрадь.

-..., читай первое четверостишие.

-Спасибо, ..., читай второе.

-Спасибо, скажите, о чем эти два стихотворения?

-О весне, верно. ..., прочитай второе задание ниже, что нам  необходимо сделать?

-Найти глаголы, предлагаю работу по цепочке: называем по одному глаголу, задаём вопрос, определяем время. Начинаем с ...

-Отлично, и в последнем задании  что нам нужно сделать?

-Списать первый текст, указать время глаголов. На эту работу у вас есть 7 минут. Кто закончит раньше - самостоятельно выполняем разбор по составу слова «бегут».

-А ... запишет первое предложение у доски. Не забываем выделять грамматическую основу в предложении, подписывать часть речи и времена глагола.

-Второе предложение запишет ...

-Итак, отлично, кто из вас уже выполнил разбор?

-..., запиши на правой доске.

-Сверяем с доской, поднимите руку, у кого получилось так же?

-Кто закончил упражнение и разбор - можете закрыть тетради и убрать на край парты.

Записывают упражнение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По цепочке называют глагол, задают вопрос, определяют время глагола.

 

 

 

 

 

 

Списывают текст, указывая время глагола.

 

 

 

Работают у доски и в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют тетрадь с доской.

 

 

 

 

Ф, И

Индивидуальные: дневник, рабочая тетрадь, учебник, пишущие принадлежности

 

ОК, ВК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол и его свойства (форма, время), умеют находить глагол в предложении, определять время глагола по вопросу.

7. Рефлексия учебной деятельности

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

 

Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа,

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Наш урок подходит к концу, вспомним тему урока.

-Какую цель мы ставили?

-Как думаете, достигли мы её?

-Что нам помогало в её достижении?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что было самым сложным?

-Спасибо за ваши ответы. А для того, чтобы оценить свою работу сегодня, обратите внимание на слайд:

- На слайде нарисована мишень, разделенная на сектора: "Понял тему", "Умею определять время глагола", "Могу приводить примеры глаголов в разных временах", "Нужна помощь"

-Сейчас я раздам вам карточки с мишенью, закрасьте тот сектор, который лучше всего отражает ваше понимание темы.

-Сейчас я предлагаю передать ваши карточки с последних парт на первую.

-А наш урок подошел к концу, я благодарю вас за внимательность, активность и любознательность, было приятно работать с вами, ребята, до свидания!

Вспоминают тему, цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексируют о своих успехах и неуспехах на уроке с помощью карточки «Мишень»

Ф

Индивидуальные: шущие принадлежности, карточка для рефлексии «Мишень»

Демонстрационные: мультимедийная презентация по теме «Времена глагола»

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют положительное отношение к учению, интерес к предмету

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию,

осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, делать выводы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

 


 

Скачано с www.znanio.ru