Урок русского языка "Понятие об окончании" 3 класс
Оценка 4.6

Урок русского языка "Понятие об окончании" 3 класс

Оценка 4.6
docx
26.09.2020
Урок русского языка "Понятие об окончании" 3 класс
Филина_Т_2128_9647_2015-06-08.docx

 

Филина Т. Н.,

учитель начальных классов МБОУ ПСОШ № 2 ,

г. Королёв, Московская область.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ем классе на тему «Понятие об окончании».

Тип урока:

 ОНЗ

Авторы УМК:

 Т.Г. Рамзаева

Цели урока:

 - систематизировать знания о частях слова; 
- дать понятие об окончании, как части слова; 
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- - воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;

- формировать УУД.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 умение вести диалог, решать проблемы, делать выводы, проводить планирование, контроль, коррекцию результата действия, самостоятельно выделять и формировать учебную проблему, осознанно применять новые знания, контролировать и оценивать результаты деятельности, научатся различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оборудование:

 учебник «Русский язык», 3 класс, автор: Т.Г. Рамзаева; карточки, мультимедийный проект.

 

Этапы урока

Организационная структура урока

1.      Мотивация и самоопределение  к учебной деятельности.

 

 

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

5. Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Физкультминутка

7. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия

 

 

9. Подведение итогов.

 

 

 

 

10. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверьте свои рабочие места.

Я  хочу вам пожелать.
На уроке не молчать,
Руку часто поднимать,

Грамотно писать.

- Давайте сегодня вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Улыбнитесь себе и окружающим.

 

2.1.- Прочитайте пословицу, записанную на доске.

 

Дер..во д..ржится своими к…рнями, а человек пищей.

 

- Попробуйте объяснить смысл пословицы.

- Какая орфограмма пропущена в словах. Объясните написание этих слов.

Какое слово в пословице имеет ещё одно значение? Как называют такие слова? (Многозначные).

- У чего ещё бывает корень?

- Что вы знаете о корне слова?

-Спишите пословицу, соблюдая все правила каллиграфии, подчеркните орфограмму.

 

2.2. Орфографическая минутка ( на доске кроссворд).

 

- Мы вспомнили орфограмму «Безударный гласный, проверяемый ударением». Продолжим работу.

 

- На доске кроссворд.  Я буду читать загадки. Один ученик работает  у доски, записывая отгадки и объясняя орфограммы. Все записывают отгадки в тетрадь в строчку, подчеркивая орфограмму.

 

1.                 Бурное ненастье с дождем, громом и молнией. (Гроза)
 2.  Очень мелкий, моросящий дождь. (Изморось)


(Со значением данного слова идет более подробная работа).
На доске появляются 2 слова: 
изморось изморозь
- Посмотрите, это одно и то же слово, записанное в одном случае с ошибкой? (Слово «изморось» проверяем словом «моросить», «изморозь» - словом «морозить». Изморозь – снежный покров, который образуется, когда частицы влаги замерзают)
- Какое слово впишем в кроссворд?
- Как называются слова, которые звучат одинаково, но разные по значению? (Омонимы)


3.  Без рук, без ног,
     А ворота отворяет,
     Под окном стучится,
     В избу просится. (Ветер)
4.  На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
5.  Как по-другому называется снежная буря? (Вьюга) 

Учитель отмечает, что другие, подобранные детьми синонимы, тоже являются верным ответом, но в кроссворд подходить слово «вьюга»).
- Какое слово получилось по вертикали? (Осень)
- Подумайте над значением каждого слова. Что обозначаю все эти слова? (Явления природы)
- Какие явления природы из данных характерны для осени?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/8422_4443a830d400f54052f60ee77db4e2b4.jpg.jpg

2.3.  Фонетическая работа.
- Назовите слова, где букв больше, чем звуков. Почему? (Изморось, осень)
- Назовите слова, где все согласные звуки – твердые. (Гроза)
- Что еще можно сказать обо всех согласных звуках в слове «гроза»? (Все согласные – звонкие)

Ученикам предлагается 2 столбика слов (на доске или на карточках).


1 столбик:                           2 столбик: 


к березе                               березонька                    

                                            березовый                         
березу                                  подберезовик
 
березы 


- Как вы думаете, почему именно так разделили слова на группы? Что можно сказать о словах каждой группы? После ответов учеников следует беседа.


- Объясните значение каждого слова из первого столбика? Почему их можно назвать однокоренными? (Выделяется корень в этих словах)
- Что можно сказать о значении слов во втором столбике? (Одинаковое)  К березе, березы, березу – это формы одного и того же слова. Чем отличаются эти слова?


- Как вы думаете, для чего надо менять форму слова, использовать различные формы?

- Чем будем заниматься на уроке? Поставьте задачи на урок.

 

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Вспомним всё, что повторяли,

Без моей подсказки.

 

Работа в группах. Раздаётся задание для групп.


Сухой листву падали на земля.


- Подумайте и подготовьте ответ: «Можно ли назвать данные слова предложением? Почему?» 

 

 Измените формы слов так, чтобы получилось предложение.

Запишите получившееся предложение.


Ученики читают предложение и делают вывод.


Сухая листва падала на землю.


- Теперь слова связаны по смыслу, сообщается о том, что происходит с листвой.
- Отметим ту часть слова, которую мы меняли, значком. (Учитель показывает, как выделять окончание)


- То, что мы сейчас выделили – окончание.
- Попробуйте сделать вывод, что такое окончание? Если ученики затрудняются, можно задать ряд вопросов, а ответы обобщить. (Это слово, часть слова?

Что можно менять с помощью окончания? Для чего служит окончание?)


- Проверяем себя. Открываем учебник на с. 60. Читаем правило. Что ещё нового встретилось в правиле?

 

 

- Упр. 130 (устно).

 

 

(профилактика нарушения зрения)

 

Ученики читают предложения с фразеологизмами и объясняют их значение.


Петя и Вася дружат так, что водой не разлить. Молодой хоккеист чувствует себя на льду как рыба в воде. Павлик обладал счастливой способностью всегда выходить сухим из воды.


Водой не разлить. Так говорят о людях, которые очень дружны. Был древний обычай: обливать водой дерущихся быков, т.к. другие средства не помогали. 

Как рыба в воде. Чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться. 

Выходить сухим из воды. Так говорят о человеке, который ловко избежал заслуженного наказания после совершения плохого поступка.


- Формы какого слова встречалась во всех фразеологизмах? (Вода)


- Выпишите формы этого слова. Какая часть слова оставалась неизменной. Выделите окончание и основу слова.

 

- Проверка по образцу.

 

- Напишите любое имя существительное. Измените форму этого слова. Напишите как можно больше форм этого слова. Задание выполнять легче, если подставлять предлоги к слову.

-Проверка (несколько учеников читают свои варианты, остальные проверяют).


- С какой частью слова мы сегодня познакомились?
- Что такое окончание? Что такое основа слова?
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
- Если вы знали ответы почти на все вопросы, задания не вызывали затруднений, нарисуйте в тетради зеленый листик.
- Если некоторые задания вызывали трудности, некоторые вопросы казались сложными, нарисуйте желтый листик.
- Если вам сложно было выполнять все задания, вы не знали, как отвечать на многие вопросы, нарисуйте красный листик.

С. 60,правило; упр.133.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Филина Т. Н., учитель начальных классов

Филина Т. Н., учитель начальных классов

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Физкультминутка 5

Физкультминутка 5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Домашнее задание. -

Домашнее задание. -

Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

Мотивация и самоопределение к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2020