МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете заведующий _________ А.С. Горовая
от 31.08. 2020 № 1
приказ от 01.09№.2020 № 138
План работы по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика»
(ритмопластика)
для детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель:
Филимонова Л. В
2020 -2021
г. Смоленск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшие традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, ритмопластика.
На музыкальных занятиях детей учат слушать, воспринимать, любить и оценивать музыку. Еще основатель ритмики Э. Жак - Далькроз видел суть и задачи ритмического воспитания в «…общей подготовке к искусству». Само собой, напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В то же время, в возрасте от 3 до 6 лет закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония.
У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стал известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза, прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения, по его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку. Поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала о пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н. Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.
Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.
Члены Московской ассоциации ритмистов (Н. Г. Александрова, В. А. Гринер, Ю. А. Двоскина, Е. В. Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребенок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворительное влияние во всех планах.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников также разрабатывалось Н. А. Ветлугиной. Она считала, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности; релаксационную функцию - помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка, движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Эти движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Развитие пластики, освоение динамической красоты движений, богатство мимического рисунка, ощущение пространства составляют важный аспект эстетического воспитания.
Таким образом, танцевальные занятия являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетический, эмоциональный, волевой и познавательной. Танец является средством нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания детей. Так как приучает к нормам культурного общения, учит коллективизму; формирует осанку, учит выразительности, пластичным движениям; расширяет кругозор, развивает внимание и память, воображение, наблюдательность, творческую активность; развивает эмоциональную восприимчивость, прививает эстетический вкус, чувство прекрасного.
Между тем и хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Речь может идти о своеобразной хореотерапии — методе, разработанном и апробированном в последние годы.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, так как музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Основная направленность моей работы, является универсальной – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ ДВИЖЕНИЙ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ТАНЦЕ
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
Формирование у дошкольников творчества в танце предусмотрено Программой музыкального воспитания в детском саду (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение.
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества. В таких случаях детские танцевальные импровизации бедны и однообразны, движения, которые к них используются, стереотипны и неоригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, они будто боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных вариантов движений.
Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения танцев и созданию творческих композиций.
Предполагается, что одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
Б. В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход, может быть, применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже не самых ранних этапах обучения танцу.
Суть выбранной мной методики состоит в обучении детей языку ритмопластических и пантомимических движений с целью формирования у них творчества в танце.
Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностям: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.
Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться так же, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. Диктуемые сюжетом взаимодействие исполнителей танца, будучи проявлением детского игрового сотворчества, направляет фантазию ребенка, определяет выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка. Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми этого языка, в связи, с чем в своей работе широко использую сюжетные танцы.
Обучение языку движений состоит из двух разделов: музыкальная пантомима (в том числе жесты общения) и танцевальные движения, - определяют основные направления обучения.
Формирование творчества в танце – очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются также следующие условия.
Чтобы дети не теряли интерес к изучаемому материалу, считаю, что не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом следует избегать оценок «плохо» или «неправильно», но обращать внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
Содержание работы кружка
«Ритмическая мозаика»
Цель кружка «Ритмическая мозаика» - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественными успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…
· Другими словами, работа кружка по ритмопластике «Ритмическая мозаика» нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а её содержание и формы работы могут конкретизоваться в зависимости от возможностей детей. Главное – это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
IV. Развитие и тренировка психических процессов:
· Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
· Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
· Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
· Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
· Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Возрастная группа 5 -7 лет (старшая)
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание.
1. Развитие музыкальности:
· Воспитание интереса и любви к музыке, потребности в слушании знакомых и новых музыкальных произведений, движении под музыку, желании узнавать, что это за произведения, и кто их написал;
· Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
· Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
· Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (громко-тихо, меццо форте, меццо пиано, крещендо и диминуэндо); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), вариации, рондо;
· Развитие способности различать жанр произведения (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
· 3. Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
· Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках, «гусиным шагом», с ускорением и замедлением;
· Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
· Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой, боковой галоп), подскок «легкий и сильный и др.;
Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость, плавность движений, точность и ловкость движений, координации рук и ног;
Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние. Уметь передавать динамику настроения, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т. д.;
Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступных по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
· 3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары, и друг за другом, несколько кругов, в шеренги и колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.)
4. Развитие творческих способностей:
· Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
· Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
· Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
· 5. Развитие и тренировка психических процессов:
· Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам; Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
· Развитие восприятия, произвольного внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.);
· Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения, например, «Рыбки легко и свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.
· 6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
· Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
· Воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже усвоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
· Формирование чувства такта, умения себя вести в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т. д.);
· Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т. д.
Репертуар кружка по ритмопластике «Ритмическая мозаика»
1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новы репертуар – (2-й уровень сложности): «Упражнения с осенними листьями», «Дождик, кап-кап-кап», «Лесная полька», «Марш елочных игрушек», «Танец капелек», «Полька - наряжалка», и др.
2-е полугодие: «Мамино сердце», «Танец с цветами», «Дорога – не тропинка», «Хвостики, как бабочки», «Я люблю тебя, мама», танец дочек с мамами, «Яблочко», «Самовар», «Дракоша», «Кремена», «Светит месяц» и др.
Показатели уровня развития детей:
· Выразительность исполнения движения под музыку;
· Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
· Освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
· Умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
· Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
· Точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях
Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений
Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как «Зайчик», «Белочка», «Мячик», тренируют умение легко прыгать на двух ногах; «Лисичка» - это «мягкая», пружинящая ходьба, «Мячик покатился! - бег; «Мишка» - ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях – кататься с боку на бок; «Собачка» - ходьба на четвереньках, бег; «Кошечка» - стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), «умывается», ходит на полупальцах и т. д.
Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях («Плюшевый медвежонок», «Белочка», «Мячик» и др. из репертуара «Ритмической мозаики»).
Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку и т. д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, плясовые.
Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобретает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции для старших детей различаются также по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества и умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна.
С самых первых занятий ритмопластикой важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребёнка, произвольность движений. Используются различные методические приемы – это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т. д.
Важно обращать внимание детей на характер исполнения, «вхождение в образ», на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям – и к простейшим, типа «Белочка» или «Чебурашка», и к более сложным, с философским звучанием – например, «Цыганские напевы», «Красный сарафан» и др.
Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции «Кремена», «Полкис», «Светит месяц», «Калинка» и др.), так и в специально подобранных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Еще одна, не «музыкальная», но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит её за совместный танец. Основные методические приемы – это объяснение педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.
Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть прямое указание (кому, где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение («рассыпались горошком»).
Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную – сложная задача, и для этого понадобится много времени и терпения.
Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
Для того чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр. При этом важно правильно обозначить направление движения – «направо», «налево», «вперед», «назад», то есть связать «мышечное чувство» направления движения со словом (задействовать 1-ю и 2-ю сигнальные системы – основу формирования навыка, по И. П. Павлову). Можно использовать также метод моделирования – выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими детьми).
Таким образом, формирование умения ориентироваться «на себе» (правая-левая рука, нога), «от себя» (направо, налево, вперед, назад) закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.
Разучивание ритмопластических композиций на занятиях кружка «Ритмическая мозаика»
Процесс разучивания ритмопластических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого способствует эмоциональному «заражению», установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности.
В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи:
· Заинтересовывание новой композицией;
· Максимальная концентрация внимания детей;
· Активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.
Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности самого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспитанников. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов и т. д.
Допустим, педагог начинает работу над освоением музыкально-ритмической композиции «Три поросенка». Детям предлагается загадка, например:
Нужен дом для трех друзей, чтобы было им теплей.
Быстро принялись за дело, строим дружно и умело.
Раз-два-три – и всё готово, приходите в дом наш новый!
Далее воспитатель спрашивает детей, кто их приглашает к себе на новоселье, и затем предлагает вместе с Поросятами исполнить веселую пляску.
Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движением педагога, их внимание полностью поглощено отражением действий взрослого. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребёнка.
Однако во многих композициях (как и в приведенном примере – пляске Поросят) сочетается исполнение фиксированных движений (по показу) и свободное, самостоятельное выполнение движение (на проигрыш песни «Ни кола и ни двора» - импровизация движений, где каждый ребенок сам придумывает и показывает, как танцует Поросенок). Переход от подражания к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в собственных силах.
В процессе наблюдения, педагог определяет те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова детям предлагается исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то можно их заменить на более простые.
Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения, сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ и ориентироваться на поиск приемов, облегчающих детям усвоение упражнений. Чтобы добиться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка установки на исполнение композиции. Важно «зацепить» интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть «мостик» от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание «войти в образ», показать его в пластике. Разнообразные ритмопластические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композиция «Танцкласс» преподносится детям как игра в будущих артистов балета, а настрой на исполнение композиции «Голубая вода» требует игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеску голубой воды. И совсем иная установка на исполнение композиции «Песенка о ремонте» - это обыгрывание ситуации «весело, дружно и энергично делаем ремонт» и т. д.
Как показывает практика, освоение детьми композиций происходит в течение примерно 2 -3 недель. При этом мы не ставим задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются, кто как может, главное, чтобы с удовольствием. По мере повторения композиций постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые педагог ставит танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае акцентируется внимание на качестве, выразительности движений.
Опытный педагог средствами ритмопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, занятия по ритмопластике являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогают такие композиции, как «Цыганские напевы», «Красный сарафан» «Мельница». Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки, таких, как «Кремена», «Полкис», «Калинка», позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акиншина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики. – Токио, 1980.
2. Андронеску А. Анатомия ребенка. – Бухарест, 1988.
3. Антронова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М., 1983.
4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. М., 1983.
5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
6. Васильева Е. Танец. – М., 1968.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
8. Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В.Кветная Учите детей танцевать.-Владос,2004.
9. Воспитание детей в игре. / Сост. А.Бондаренко, А.Матусик. 2-е изд. – М., 1983.
10. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание, 1991. - №12. – с.47 – 55.
11. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
12. Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981.
13. Миловзоров М. Анатомия и физиология человека. – М., 1972.
14. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
15. Степанова Л. Бальные танцы. – М., 1972.
16. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.
17. Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1973.
18. Светинская В. Танцевальные постановки для детей. – М., 1966.
19. Фильденкрайз М. Осознавание через движение. – М., 1994.
20. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.П.Ветлугиной. – М., 1972.
Список детей, посещающих кружок «Ритмическая мозаика»
1. |
Абрамова Дарья |
2. |
Абрамова Екатерина |
3. |
Алексеева Анна |
4. |
Алешкина Евгения |
5. |
Батрасова Кристина |
6. |
Васильева Дарья |
7. |
Горовой Артем |
8. |
Григорьев Артем |
9. |
Игнатенко Макар |
10 |
Казутина Альбина |
11 |
Ковалева Мария |
12 |
Костин Макар |
13 |
Крисанов Николай |
14 |
Кузьменков Владимир |
15 |
Луньков Артем |
16 |
Малышкин Даниил |
17 |
Марков Максим |
18 |
Минченкова Элина |
19 |
Морунов Федор |
20 |
Никитина Юлия |
21 |
Оприш Иван |
22 |
Пивкин Роман |
23 |
Рокоренкова Елизавета |
24 |
Пильников Михаил |
25 |
Подольская Милана |
26 |
Устинов Артем |
27 |
Хохлова Марьяна |
Календарно – тематическое планирование кружка по развитию музыкально – ритмических способностей «РИТМОПЛАСТИКА» на 2020 – 2021 г
№ занятия |
Наименование разделов тем |
Задачи |
Количество часов, календарные сроки изучения тем |
Репертуар |
1-4 |
Тема «Вводные упражнения»
|
1.Знакомство с правилами кружка «Ритмопластика» 2.Упражнения на перестроения, вводные упражнения |
4 ч сентябрь |
«Упражнения с осенними листьями»; автор Кучер Н. А. Вводные упражнения: ходьба, бег; Движения: подскоки, прямой и боковой галоп; приставной шаг, ковыря-лочка;
|
5-9 |
Тема «Осенние картины» |
1.Учить передавать музыкальные образы в движении 2.Координация движений рук и ног 3.Умение согласовывать движения с музыкой
|
5 ч октябрь |
«Дождик, кап-кап-кап», автор Н. Май «Лесная полька» автор А. Чугайкина; Игра «Ёжик и листочки» А. Чугайкина; |
10-13 |
Тема «Урожай на грядке» |
1.Инценировка песен про урожай 2.Координация движений, ориентировка в пространстве
|
4 ч ноябрь |
«В огороде» А Чугайкина; «Танец капелек» муз. В. Алексеева |
14-17 ч |
Тема «Зимняя сказка» |
1.Знакомить детей со способами воплощения фантастического образа. 2.Пробуждение детей к поиску способа воплощения сказочных образов. |
4 ч декабрь |
«Полька – наряжалка» А Чугайкина «Марш елочных игрушек» В. львовский «Танец льдинок» А. Боброва |
18-20 |
Тема |
1.Отработка плясовых движений 2.Закрепить умения и навыки музыкально – ритмических движений в построении различных фигур |
3 ч январь |
Танец «Яблочко» «Дорога – не тропинка» А. Усачев, А. Пинегин |
21 - 24 |
Тема |
1.Развитие творческой фантазии 2.Побуждать детей к поиску образов пробуждения природы ото сна. |
4 ч февраль |
«Мамино сердце», К. Брейтбург, «Танец с цветами» о. Догилевой, «Хвостики, как бабочки» Н Май |
25 - 28 |
|
1.Освоение способов образов нежности, любви, взаимопонимания.
|
4 ч март |
«Я люблю тебя, мама» Василек Елена, танец дочек с мамами; «Пластический этюд» |
29 - 33 |
|
1.Подводить детей к движениям изображающие видоизменения внешнего облика персонажа (оживление, увядание и т п) |
5 ч апрель |
«Кремена» автор Буренина А. И, «Светит месяц» Буренина А. И.
|
34 - 37 |
|
1.Координация движений, ориентировка в пространстве 2.Выполнение имитационных движений, передавая игровой образ |
4 ч май |
«Дракоша» автор неизвестен |
Кружок проводится один раз в неделю – в четверг в 16.00
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.