МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Приказом от 01.09.2021 № 130 Протокол № 1 от 31.08. 2021
План работы по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика»
(ритмопластика)
для детей 6 – 7 лет
Музыкальный руководитель:
Филимонова Л. В
2021 -2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных детских садах музыкально-двигательное воспитание имеет устоявшие традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, ритмопластика.
На музыкальных занятиях детей учат слушать, воспринимать, любить и оценивать музыку. Еще основатель ритмики Э. Жак - Далькроз видел суть и задачи ритмического воспитания в «…общей подготовке к искусству». Само собой, напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины. Само определение ритмопластики логично разделять на два отдельных понятия: ритм и пластика. Из названия можно понять, что под ритмопластикой подразумеваются физические упражнения, выполняемые под музыку. Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка, движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Эти движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Развитие пластики, освоение динамической красоты движений, богатство мимического рисунка, ощущение пространства составляют важный аспект эстетического воспитания.
Таким образом, танцевальные занятия являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетический, эмоциональный, волевой и познавательной. Танец является средством нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания детей. Так как приучает к нормам культурного общения, учит коллективизму; формирует осанку, учит выразительности, пластичным движениям; расширяет кругозор, развивает внимание и память, воображение, наблюдательность, творческую активность; развивает эмоциональную восприимчивость, прививает эстетический вкус, чувство прекрасного.
Между тем и хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно обновлять только репертуар для детей разного возраста, дополняя его современной музыкой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал — например, "Танец снежинок" на музыку А.Жмлина или "Парную пляску" на карельскую народную мелодию (из репертуара типовой программы), как бы хороши они ни были. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара — это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал, нужно использовать его творчески, адаптируя к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы сам педагог внутренне принял эту композицию и сумел увлечь ею своих воспитанников (однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль).
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя" "на себя во взаимодействии с детьми" — вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосредственном, "живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Итак, коротко рассмотрев основы предлагаемой программы, еще раз обратимся к самому названию, определению ведущего вида деятельности. Почему "Ритмическая пластика", а не "Ритмическая гимнастика", как у Жака Далькроза, не "Аэробика" — как у Д.Фонды, не "Музыкальное движение" - как у С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной и др.?
Отвечая на этот вопрос, хочется подчеркнуть еще одну особенность данной системы, включающей всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и др.), доступные детям дошкольного и младшего школьного возраста (а также педагогам, не имеющим профессиональной подготовки в области художественного движения и хореографии). В энциклопедии "Балет" ритмическая пластика характеризуется как "свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика". Там же указывается, что современный ритмический танец является "результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А. Дункан. В нем органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, которая не связана с какой — либо танцевальной традицией"*.
Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяющее использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников), отражено в названии программы — "Ритмическая мозаика".
В программе выражено стремление к тому, чтобы репертуар был музыкальным, выразительным, привлекательным для детей и взрослых, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения.
Основная направленность моей работы, является универсальной – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Содержание работы кружка
«Ритмическая мозаика»
по развитию творческих проявлений детей 6-7 лет
в музыкально-ритмических движениях
Цель кружка «Ритмическая мозаика» - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественными успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…
Другими словами, работа кружка по ритмопластике «Ритмическая мозаика» нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а её содержание и формы работы могут конкретизоваться в зависимости от возможностей детей. Главное – это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Возрастная группа 6 -7 лет (подготовительная)
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительныму, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег -— легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения -- элементы народных плясок и детского бального танца, доступные для координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов -- умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показатели уровня развития детей:
• выразительность исполнения движений под музыку;
• умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
• освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
• умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
• способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
• точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Совершенствование умений педагогов
Безусловно, успех в музыкально-ритмическом развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением. К сожалению, многие взрослые со временем утрачивают не только ловкость, гибкость и грациозность движений, но и саму потребность в них, При этом появляется желание посидеть и понаблюдать за детьми, а не двигаться вместе с ними. В результате значительно снижается не только двигательная активность взрослых, но и детей, поскольку педагоги стремятся использовать в работе больше спокойных игр и заданий, не требующих интенсивных движений. Таким образом, со временем педагоги не в состоянии показать детям пример в танцах и играх, а дети, не имея достаточной тренировки в движениях, также становятся неловкими.
Можно привести и обратный пример, когда педагог по ритмике сам прекрасно владеет движением и нацелен на эффективный результат в обучении детей, но при этом не уделяет достаточного внимания развитию менее одаренных учеников, от которых сразу трудно добиться эффекта в исполнении танцев.
Противостоять этому можно только одним путем — проводить совместные занятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как учеников, так и педагогов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу движения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомимике. На это и ориентирована программа, которая предполагает как совершенствование исполнительских способностей взрослых, так и ориентацию на развитие педагогического мышления, расширение кругозора, привитие обшей и музыкальной культуры.
Итак, для педагогов наиболее актуальными являются следующие задачи: 1. Совершенствование двигательных навыков и умений:
а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;
б ) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций;
в ) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического репертуара (не менее 50 композиций, а желательно до 100 и более пластических миниатюр).
2. Совершенствование музыкальности: работа над исполнительской техникой (владение музыкальным инструментом), постоянно обогащать свой репертуар разнообразными произведениями — например, вальсы Ф. Шопена, Ф.Шуберта, пьесы В.Гаврилина, М.Дунаевского и пр. Следить, чтобы в процессе исполнения произвольно, для удобства в движении, не менялся темп, не появлялись лишние акценты и аккорды и т.д. Стремиться к выразительности исполнения музыки, к тому, чтобы само исполнение стимулировало выразительность и точность движений детей.
При подборе музыки в записи стремиться к расширению круга произведений, включать в работу с детьми шедевры мирового музыкального искусства (произведения П.Чайковского, Ж. Бизе, Э.Грига, М.Мусоргского, В.Моцарта, И.Баха, К.Сен-Санса и пр.), выбирая эти произведения как приоритетные по сравнению с современными эстрадными мелодиями и шлягерами.
Совершенствование умения анализировать форму и содержание музыкального произведения, слышать и видеть разнообразные варианты исполнительской интерпретации через восприятие изменения характера музыки.
3. Развитие творческих способностей:
• развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;
развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;
воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства, изучения наследия музыкантов и педагогов и т.д.); постоянно заниматься в творческих группах, студиях и объединениях;
развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.
4. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:
• развитие профессиональной рефлексии, т.е. умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;
• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования;
развитие умения оценивать проявления детей в движениях под музыку, точно определяя параметры и критерии оценки;
умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;
умение организовать опытно-экспериментальную работу в образовательном учреждении, анализировать и обобщать ее результаты;
• развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.
Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством эстетического и двигательного развития детей, но и как своеобразным психотренингом. Поскольку движения, мимика — это внешние проявления внутреннего состояния ребенка, необходимо научиться понимать и адекватно оценивать эти проявления, а также, если нужно, и корректировать их, подбирая специальные двигательные упражнения и музыку (об этом более подробно — в методических рекомендациях). Поэтому педагог, работающий по данной программе, становится со временем практическим психологом, использующим специфические средства музыки и движения для диагностики развития детей, коррекции их поведения и состояния (см. прил. 3).
Умение подбирать музыку и двигательные упражнения соответственно возрастным возможностям детей и поставленным целям — непростая задача. Поэтому мы предлагаем ориентиры, критерии в подборе музыки и движений.
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
• небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
• умеренной но темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
• 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной но форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
• музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой - для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как;
• детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В. Шаинского, Б.Савельева, Гр. Гладкова и др.;
• народные мелодии: "Калинка", "Светит месяц" и др.;
• эстрадные мелодии (например, пьесы А.Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа: "Под музыку Вивальди", "Жаворонок", Фр. Гойи — "Сиртаки", "Цыганские напевы" и др.);
• классические произведения: "В пещере горного духа" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Менуэт" Л. Боккерини, "Вечерняя серенада" Ф.Шуберта, "Итальянская полька" С.Рахманинова и др.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой. Иногда педагоги небрежно относятся к музыкальному сопровождению, подбирая примитивные современные шлягеры или обрывая звучание музыки (если она звучит слишком долго). Это недопустимо, поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и подобные явления портят художественный вкус ребенка.
В нашей программе музыка — это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте).
Одна из особенностей программы "Ритмическая мозаика" — это использование фонограммы на занятиях. Целесообразность записи диктуется, с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны - наиболее частой практикой работы педагогов без аккомпаниаторов и необходимостью осуществлять показ в процессе разучивания движений. На этапе развития способности к пластической импровизации эффективнее использовать непосредственное, "живое" звучание музыки, которое более эмоционально воздействует на слушателя. В программе праздничных утренников также рекомендуется использовать преимущественно "живую" музыку и, no-возможности, инструментальный аккомпанемент музыкального руководителя
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
• доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
• понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д. );
• разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:
• координационную сложность движений;
• объем движений;
• переключаемость движений;
• интенсивность нагрузки.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседания, выполняемые в умеренно быстром темпе. ТЛисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки: • быстрый бег — 160 акцентов в минуту;
• подскоки, галоп — 120-150 акцентов в минуту;
• маховые движения — 80-90 акцентов в минуту;
• наклоны — 70 акцентов в минуту;
• повороты, наклоны головы, растягивания — 40-60 акцентов в минуту.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Педагог должен соотнести все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться и на средние показатели уровня развития детей в группе.
Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений
Обобщая вышеизложенные требования к подбору музыки и движений, мы определили следующие критерии доступности композиций в соответствии с 1, 2 и 3 уровнями сложности, а именно:
1. Доступность музыкально-игрового образа (понятные и близкие детям образы игрушек, домашних животных и т.д. в соответствии с возможностями младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а также представлениями об окружающем младших школьников).
2. Доступность музыки:
по объему (продолжительность звучания до 2,5 минут в композициях 1-го уровня сложности и до 3,5 минут — 3-го уровня сложности);
по темпу (умеренно быстрый — умеренно медленный для 1-го уровня, быстрый для 2-го и разнообразный — с ускорениями и замедлениями -для 3-го уровня сложности);
по форме (2-3-частная форма с контрастными по звучанию частями для 1-го уровня, с менее контрастными по звучанию частями для 2-го уровня и сложная но структуре форма — вариации, рондо и т.д. — для 3-го уровня сложности);
по характеру ритмического рисунка (от воспроизведения ритмической пульсации и сильной доли — для 1-го уровня к воспроизведению несложных ритмических рисунков (ти-ти-та) — для 2-го уровня и к разнообразным пунктирным и синкопированным ритмам — для 3-го уровня сложности).
3. Доступность движений:
по объему (4-5 двигательных элементов для 1-го уровня сложности, 6-8 элементов — для 2-го уровня и многообразие двигательных элементов — для 3-го уровня);
по интенсивности (нагрузочности) движений:
1-й уровень — небольшая,
2-й уровень — средняя,
3-й уровень — высокая нагрузка;
по сложности для исполнения с точки зрения координации, ловкости, точности или гибкости, пластичности движений.
Критерии доступности, безусловно, относительны. Они не всегда связаны с технической сложностью, иногда при определении уровня сложности мы опирались на трудность пластического выражения образа (например, композиция "Два Барана" или "Кошка и Девочка", в которых самым сложным является умение быстро перевоплощаться и изображать характер персонажа).
Контроль за самочувствием детей
Во время занятий ритмикой необходимо руководствоваться общей заповедью "Не навреди!", поэтому:
1. Постоянно следите за состоянием детей на занятиях.
2. Прислушивайтесь внимательно к жалобам детей, не заставляйте их заниматься, если они не хотят двигаться (это может быть не проявлением лени, а началом заболевания).
3. В беседах с воспитателями и родителями выясняйте все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
4. Следите за чистотой зала, его проветриванием, а также удобством одежды и обуви детей для занятий. Особое внимание обратите на покрытие пола (с точки зрения предотвращения травм — не скользкий ли пол, не торчат ли гвозди из паркета и т.д.).
Организация общения педагога с детьми
Создание теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения ребенка и взрослого — одно из основных условий полноценного развития детей. В этом отношении важна позиция педагога, понимание главного смысла своей деятельности. Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики (указаний, пояснений, замечаний и т.д.). Самое главное — не столько результат деятельности, отточенность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия взрослого направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в собственных силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку.
И чтобы помочь осмыслить предлагаемую методику, внутренне принять позицию "старшего товарища", настроиться на совместную творческую деятельность — движение под музыку, мы предлагаем следующие установки и советы:
1. Во время ритмических композиций представьте, что вы — "симфонический оркестр", внутренне и посредством пластических движений "проигрывайте" музыкальное произведение как можно выразительнее.
2. Обращайте внимание на ту пользу, которую вам приносят систематические занятия ритмической пластикой. Вы постепенно становитесь еще здоровее, стройнее, красивее. Постепенно проходит "хруст" в коленях и шее, у вас развивается гибкость и пластичность суставов. Какое счастье иметь возможность каждый день двигаться вместе с детьми под музыку!
3. Если вы чувствуете внутреннее сопротивление или в чем-то не согласны с отдельными упражнениями, можете изменить некоторые элементы музыкально-ритмических композиций так, чтобы вам было приятно их выполнять.
4. При разучивании композиций на семинаре под руководством преподавателя не старайтесь сразу запомнить всю последовательность движений. Старайтесь представить, что вы — "музыкальный инструмент в оркестре", а преподаватель — "дирижер". Сосредоточьте свое внимание на "проигрывании" музыки своим телом и старайтесь получить от этого максимум удовольствия. Ни о чем не думайте, не напрягайте свою память, ваше тело постепенно само запомнит движения.
5. Стремитесь к постоянному обновлению музыкально-ритмического репертуара, к поиску разнообразных музыкальных произведений. Слушайте музыку, ходите на концерты. Пусть каждый из вас заведет свою "копилку" творческих идея, куда будет "складывать" прекрасную музыку и интересные образные движения.
6. Помните, что дети — ваше "зеркало". Они очень точно колируют все ваши движения и мимику, поэтому будьте как можно выразительнее.
7. Чаше улыбайтесь!
8. Будьте с детьми искренни и естественны. Если у вас не получается какой-нибудь вид (или элемент) двигательных упражнений, то честно признайтесь в этом детям и покажите данное упражнение на способном ребенке. Признание собственного несовершенства только поднимет ваш авторитет в глазах воспитанников.
9. Старайтесь не сердиться на детей за то, что у них что-то не получается. Ведь и у вас движения далеко не совершенны. Не делайте детям замечания "вслух", вы тем самым закладываете ребенку "программу невыполнения", старайтесь наоборот, как можно чаще хвалить детей и внушать им уверенность в собственных силах.
10. Прислушивайтесь к своим мыслям и чувствам, пытайтесь понимать свое тело, доверять его ощущениям. Будьте его союзником и другом, а не строгим надзирателем. Двигайтесь с радостью и удовольствием.
11. Музыка и движение заставляют задуматься о смысле своей деятельности. Стремитесь к философскому отношению к жизни и работе. Почаще обращайтесь к таким специалистам, как А.Лоуэн, М.Фильденкрайз, В.Н.Никитин и др., а они нам советуют;
"...первым делом необходимо развить в себе понимание собственного тела и умение им пользоваться. Самый мощный инструмент, который поможет нам в этом, — наше воображение".
Клер Вест
"Чтобы быть целостной личностью, нужно идентифицироваться со своим телом и со своим словом....Чтобы достичь этой интеграции, мы должны начинать с существования тела. Вы — это ваше тело. Но все не должно заканчиваться на этом. Вы — это ваше слово. А слово должно исходить из сердца".
АЛоуэн
Методические рекомендации к реализации программы "Ритмическая мозаика"
Методика организации педагогического процесса
В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ? На наш взгляд, для реализации этих задач необходимы следующие условия:
1. Использование интенсивных методов обучения — выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
3. " Выбор оптимальной системы занятий.
4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.
Рассмотрим каждое условие более подробно. Говоря об использовании интенсивных методов, мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.), и кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях. Другими словами, чтобы научиться двигаться, надо прежде всего много двигаться. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то, скорее всего, он превратится в муштру (что нередко встречается в практике некоторых педагогов и хореографов). Кроме того, важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции (например, на музыку "Светит месяц" или "Калинка") в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.
Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.
Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Следующее условие — выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинговые композиции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное — это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут — все по-разному. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции (с последующим выступлением ребенка не только на занятиях, но и на утренниках).
И последнее условие — согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а " также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с окружающей природой и т.д.).
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
• дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
• процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени — 2-3 занятия;
• дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;
Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельности, так как значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара.
Однако такой результат достигается не сразу, так как требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов работы с детьми.
Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделяем три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в то же время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).
Рассмотрим более подробно методику организации педагогического процесса на каждом этапе.
В основе 1-го этапа обучения — подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. "Вовлекающий показ" (выражение С.Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего проподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога.
Показ должен быть "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражавшие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.
Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в "зеркальном" отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря "вовлекающему показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить, педагог должен определить "ближайшую зону" развития ребенка (по Л. С. Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
Следующий, 2-й этап занятий — это развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:
• показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди или по желанию);
показ упражнения условными жестами, мимикой;
• словесные указания;
"провокации", то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, -то есть навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Однако некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, "зрелищные") можно выучить с детьми с целью последующего выступления (к ним, например, относятся: ".Волшебный цветок", "Белочка", "Упражнение с обручами" и др.). В этом случае ведется более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитывать чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил. Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: "тренинг", исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка.
Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированное двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов — воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.
Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения, двигательного опыта мы переходим к 3-му этапу — творческому самовыражению движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена "вопросно-ответная" форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент — проигрыш, припев и т, д. Например, в композиции "Танцуйте сидя" дети на проигрыш сами придумывай общеразвивающие упражнения, на проигрыш в композиции "Три поросенка" — пляски Поросят и т.д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой — готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.
Затем переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирования песен. Например, в песне "Два барана" (муз. М.Козлова) дети по тексту исполняют движения по ролям (в образе двух Баранов — Белого и Черного), а в инсценировании песни "Расплата" дети изображают диалог Девочки и Кошки Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению ("Кошки-Мышки", "Все мы делим пополам" В. Шаинского и др.). Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем просто разучивание. Так, вначале детям предполагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем — игровые "пробы", в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога — наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но ни в коем случае не перехватывать их инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.
Старшим дошкольникам и младшим школьникам могут предлагаться и более сложные задания — например, пластические импровизации на классическую музыку (см. в прил. сценарий сюиты на музыку М.Мусоргского "Картинки с выставки") или сочинение сказок, "балетов" и т.д. (см. в прил. 4, включенные в постановку сказки и танцы, которые придумали сами дети).
На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы;
слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;
подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ;
пластические импровизации детей, "пробы" — без показа педагога;
показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это еще сложно для дошкольников и младших школьников (да и для взрослых это не просто!).
'См. Буренина А. И. Мир увлекательных занятий. — СПб., 1999.
Наиболее удобным способом развития танцевального и игрового творчества детей, на наш взгляд, является инсценирование популярных сказок, таких как "Муха Цокотуха" К.Чуковского, "Кошкин дом", "Двенадцать месяцев" С.Маршака и др.*
Итак, резюмируя сказанное, подчеркнем, что импровизация как у детей, так и у взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Так же считал и Жак Далькроз: "Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического, — все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства"**. Поэтому, если мы хотим достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это в свою очередь будет стимулировать их общее развитие.
Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений
Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как "Зайчик", "Белочка", "Мячик", тренируют умение легко прыгать на двух ногах; "Лисичка" - это "мягкая", пружинящая ходьба, "Мячик покатился" - бег; "Мишка" - ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях — кататься с боку на бок; "Собачка" ходьба на четвереньках, бег; "Кошечка" - стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), "умывается", ходит на полупальцах и т.д.
Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях ("Плюшевый медвежонок", "Белочка", "Мячик" и др. из репертуара "Ритмической мозаики").
Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение "оживлять" игровой персонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, плясовые.
Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобретает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции для старших детей также различаются по своей функциональной направленности содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие основных и общеразвивающих видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные к таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. В предлагаемом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а значит и в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократно: повторение позволяет детям "схватить" движение по показу, освоить его и автоматизировать. В процессе наблюдения на групповых занятиях педагог определяет та детей, которым необходима индивидуальная помощь, и проводит с ними дополнительные занятия.
С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений. Используются различные методические приемы — это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т.д.).
Важно обращать внимание детей на характер исполнения, "вхождение в образ", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям — и к простейшим, типа "Белочка" или "Чебурашка", и к более сложным, с философским звучанием — например, "Цыганские напевы", "Красный сарафан" и др.
Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции "Кремсна", "Полкис", "Светит месяц", "Калинка" и др.), так и в специально подобранных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Еще одна, не "музыкальная", но очень важная задача решается в процессе обучения движению — это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы — это объяснение педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.
Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.
В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям возможность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образное сравнение ("рассыпались горошком").
Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную — сложная задача, и для этого понадобится много времени (может, не один год) и терпения.
Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
Для того, чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр. При этом важно правильно обозначать направление движения - "направо", "налево", "вперед", "назад", то есть связать "мышечное чувство" направления движения со словом (задействовать 1-ю и 2-ю сигнальные системы - основу формирования навыка, по И.П.Павлову). Можно использовать также метод моделирования — выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими детьми).
Таким образом, формирование умения ориентироваться "на себе" (правая - левая рука, нога), "от себя" (направо, налево, вперед, назад) закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.
Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого способствует эмоциональному "заражению", установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности.
В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи:
а) заинтересовывание новой композицией;
б) максимальная концентрация внимания детей;
в) активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.
Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности самого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспитанников. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов и т.д.
Приведем примеры такого разучивания. Допустим, педагог начинает работу над освоением музыкально-ритмической композиции "Три поросенка". Детям предлагается загадка, например:
Нужен дом для трех друзей, Чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, Строим дружно и умело. Раз-два-три — и все готово, Приходите в дом наш новый!
Далее воспитатель спрашивает детей, кто их приглашает к себе на новоселье, и затем предлагает вместе с Поросятами исполнить веселую пляску.
Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога, их внимание полностью поглощено отражением действий взрослого. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка.
Однако во многих композициях (как и в приведенном примере — пляске Поросят) сочетается исполнение фиксированных движений (по показу) и свободное, самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песни "Ни кола и ни двора" - импровизация движений, где каждый ребенок сам придумывает и показывает, как танцует Поросенок). Переход от подражанию к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. На первых занятиях не вес дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в собственных силах.
В процессе наблюдения воспитатель определяет тс виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова детям предлагается исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то можно их заменить на более простые.
Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения, сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ и ориентироваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение упражнений. Чтобы добиться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка установки на исполнение композиции. Важно "зацепить" интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть "мостик" от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание "войти в образ", показать его в пластике. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композиция "Танцкласс" преподносится детям как игра в будущих артистов балета, а настрой на исполнение композиции "Голубая вода" требует игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иная установка на исполнение композиции "Песенка о ремонте" — это обыгрывание ситуации "весело, дружно и энергично делаем ремонт" и т.д. Как показывает практика, освоение детьми композиций происходит в течение примерно 2—3 недель. При этом мы не ставим задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются, кто, как может, главное, чтобы с удовольствием. По мере повторения композиции в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями и т.д.) постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые педагог ставит танцы индивидуально или с подгруппой детей, но в этом случае акцентируется внимание на качестве, выразительности движений.
Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса
Данная программа ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические композиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар "Ритмической мозаики" позволяет каждому педагогу определять место его использования и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток ("Кот Леопольд", "Кукляндия", "Танцуйте сидя" и др.). На занятиях природоведческого содержания — творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы — "Упражнение с осенними листьями", "Дети и природа" и т.д.).
Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогают такие композиции, как "Цыганские напевы", "Красный сарафан", "Мельница". Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки, таких, как "Кремена", "Полкис", "Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
Эти идеи раскрыты в программе интеллектуального, художественно—творческого развития ребенка "Гармония" Д.И.Воробьевой.
На основе репертуара из "Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а значит и нагрузку. Приведем несколько примеров.
Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, там как ее назначение — привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции, как "Птички и Ворона", "Кошка к Девочка", "Пастушка", "Упражнение с цветами", "Разноцветная игра" и др. Наиболее оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.
На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) движениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе развивающий эффект снижается.
Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет
"Едем к бабушке в деревню" — образно-игровая композиция, включающая ходьбу, пружинные, имитационные движения.
2. "Белочка" - игровая композиция (имитационные движения, махи, "пружинки").
3. "Разноцветная игра" — игровая композиция с перестроениями (парами — в
свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".
Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет
1. Композиция "Птичий двор" — упражнения на различные виды ходьбы и импровизация игровых движений — 3,5 мин.
2. "Цирковые лошадки" — композиция на общеразвивающие движения спортивного характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений — 3,3 мин,
3. "Голубая вода" — композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимнастики — 3 мин.
4. "Кремена" — танцевальная композиция веселого, бодрого характера ~ 2,5 мин.
На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры.
Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии б могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.
В конце занятия детям предлагаются творческие задания (придумать движения к песне "Дело было в январе"), шуточные композиции ("Два Барана", "Кошка и Девочка"), игры ("Игра с мячом", "Козочки и Волк"), пляски ("Кремена", "Полкис", м "Парная пляска" на финскую польку и др.).
На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых разных вариантах: как вводную часть занятия ("Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями") либо заключительную (игра "Найди себе пару"), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное — активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения. Так, например, композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю. Чичкова) включается в занятие и в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышутся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении, рисовании или аппликации.
Интересно можно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку — "Менуэт" Л. Боккерини, "Танец Троллей" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Танец цветов и бабочек" на музыку Ф.Шуберта и др. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды — импровизации детей и педагога под музыку. Постепенно создается целая картина, которую можно исполнить в соответствующих костюмах и с декорациями ("Аквариум" - водоросли, раковины; "королевский дворец" — колонны, зеркала, канделябры, "Танец Троллей" - сказочный лес, таинственная пещера и т.д.). При создании фантастических образов дети активно включаются в диалог с педагогом, предлагают свои варианты оформления картины (рисуют эскизы костюмов или декораций), придумывают свой сюжет (методику организации творческих занятий см. в пособии "От игры до спектакля").
Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх - драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.
Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выглядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).
Рекомендуется также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например, если вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга" логично провести аттракцион "Кто больше соберет бананов": допрыгнуть и сорвать с "ветки", сосчитать их (у кого больше?), отгадать загадки и пригласить "отгадки" — других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.
Для удобства в планировании мы предлагается проанализировать репертуар "Ритмической мозаики" по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акиншина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики. – Токио, 1980.
Андронеску А. Анатомия ребенка. – Бухарест, 1988.
2.Антронова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М., 1983.
3.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. М., 1983.
4.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
5.Васильева Е. Танец. – М., 1968.
6.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
7.Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В.Кветная Учите детей танцевать.-Владос,2004.
8.Воспитание детей в игре. / Сост. А.Бондаренко, А.Матусик. 2-е изд. – М., 1983.
9.Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание, 1991. - №12. – с.47 – 55.
10.Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.
11.Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981.
12.Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
13.Степанова Л. Бальные танцы. – М., 1972.
14.Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.
15.Череховская Р. Танцевать могут все. – Минск, 1973.
16.Фильденкрайз М. Осознавание через движение. – М., 1994.
17.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.П.Ветлугиной. – М., 1972.
Список детей, посещающих кружок «Ритмическая мозаика»
1. |
Абрамова Дарья |
2. |
Абрамова Екатерина |
3. |
Алексеева Анна |
4. |
Алешкина Евгения |
5. |
Батрасова Кристина |
6. |
Васильева Дарья |
7. |
Горовой Артем |
8. |
Григорьев Артем |
9. |
Игнатенко Макар |
10 |
Казутина Альбина |
11 |
Ковалева Мария |
12 |
Костин Макар |
13 |
Крисанов Николай |
14 |
Кузьменков Владимир |
15 |
Луньков Артем |
16 |
Малышкин Даниил |
17 |
Марков Максим |
18 |
Минченкова Элина |
19 |
Морунов Федор |
20 |
Никитина Юлия |
21 |
Оприш Иван |
22 |
Пивкин Роман |
23 |
Рокоренкова Елизавета |
24 |
Пильников Михаил |
25 |
Подольская Милана |
26 |
Устинов Артем |
27 |
Хохлова Марьяна |
28 |
Примак Даня |
Календарно – тематическое планирование кружка по развитию музыкально – ритмических способностей «РИТМОПЛАСТИКА» на 2021 – 2022 г
№ занятия |
Наименование разделов тем |
Задачи |
Количество часов, календарные сроки изучения тем |
Репертуар |
1-4 |
Тема «Вводные упражнения»
|
1.Упражнения на перестроения, вводные упражнения |
4 ч сентябрь |
«Упражнения с осенними листьями»; автор Кучер Н. А. Вводные упражнения: ходьба, бег; Движения: подскоки, прямой и боковой галоп; приставной шаг, ковыря-лочка;
|
5-9 |
Тема «Осенние картины» |
1.Учить пере-давать музы-кальные образы в движении; 2.Координация движений рук и ног; 3.Умение согла-совывать движе-ния с музыкой.
|
5 ч октябрь |
«Золотой вернисаж», автор А. Чугайкина, «Сказочный художник» автор И. Смирнова; танец «Светит солнышко» Игра «Грибы» Е. Д. Гольцова; |
10-13 |
Тема «Здравствуй, Осень – душенька» |
1.Инценировка песен про осень 2.Координация движений, ориен-тировка в пространстве; 3.Формирование способностей вос-приятия и передачи музы-кальных образов.
|
4 ч ноябрь |
«Осень» И. Н. Ольховик; «Полечка прощальная» муз. А. Чугайкина Танец с зонтиками «Мокрота Кап - Каповна» А. Чугайкина |
14-17 ч |
Тема «Зимняя сказка» |
1.Знакомить детей со способами воплощения фан-тастического образа. 2.Пробуждение детей к поиску способа вопло-щения сказочных образов. 3.Развитие умения передавать в пластике разно-образный харак-тер музыки, различные оттен-ки настроения. |
4 ч декабрь |
Танец с лентами «Новогодняя» Пириева; «Здравствуй, здравствуй, елка» муз. Е. В. Шураховой; , танец Новогодних игрушек «Кавардак» Муз. А. Чугайкина; игра «Снежный ком» А Чугайкина; игра «Мороз – проказник» А. Чугайкина; «Новогодняя полечка» А. Чугайкиной; игра «Займи пенек» А. Чугайкиной;
|
18-20 |
Тема |
1.Отработка пля-совых движений 2.Закрепить уме-ния и навыки музыкально – рит-мических дви-жений в построении раз-личных фигур. |
3 ч январь |
Танец «ВДВ» А. Буйнов, танец «Отмеряют стрелки ход» Т. Бокач; новогодняя мазурка «Ёлка – королева» А. Чугайкиной;
|
21 - 24 |
Тема |
1.Развитие твор-ческой фантазии 2.Побуждать де-тей к поиску творческих образов; 3.Развитие эмо-цииональной сфе-ры и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике. |
4 ч февраль |
Танец «Мамочка» «Для мамочки любимой», - вход с цветами; Танец «Девочка - вертушка» А. Чугайкина; «Полька – обнимашка» А. Чугайкина;
|
25 - 28 |
|
1.Освоение спо-собов образов нежности, любви, взаимопонимания. 2.Развитие гиб-кости и пластичности. |
4 ч март |
Танец «Весенняя нежность»; «Пластический этюд»; «Мамочка любимая» И. Пириева;
|
29 - 33 |
|
1.Развитие двига-тельных качеств и умений. 2.Развитие лов-кости, точности, координации дви-жений. |
5 ч апрель |
Танец «Мы любим буги- вуги»; Песня – танец «К выпускно-му стиляга готов» Л. Филимонова; Игра «За столами мы сидим» А. Чугайкина;
|
34 - 37 |
|
1.Развитие умений ориен-тироваться в пространстве; 2.Выполнение имитационных движений, пере-давая игровой образ; 3.Обогащение двигательного опыта разнооб-разными видами движений. |
4 ч май |
Танец с саксофонами; Танец «Перемена»; Игра с цифрами А. Чугайкиной; Танец «Лялечка в конверте» Суруханов; Танец «Ладошки музыке в такт» Мишель;
|
Кружок проводится один раз в неделю – во вторник в 16.30
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.