Урок 66
Тема урока: Роль местоимений в речи
Цель урока: закрепить знания учащихся о местоимении.
Задачи урока:
- выявить и обосновать роль личных местоимений в речи;
- развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах;
- воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: книга, презентация к уроку, индивидуальные карточки
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
2. Актуализация знаний
Прочитайте высказывание. (Нас ждут великие они.)
– Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (Неверно употреблено местоимение они.)
– А какую особенность местоимений мы знаем? (Указывают на лицо, но не называют.)
– Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?
– А теперь посмотрите, какие слова я выбрала девизом нашего сегодняшнего урока. (Нас ждут великие дела.)
– Как понимаете?
3. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем о роли личных местоимений в речи.
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.
4. Повторение
– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.
Что такое местоимение?
Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные)
С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (я)
В каких случаях местоимение Вы пишется с заглавной буквы?
Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)
Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)
Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)
5. Чистописание
– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах: а – б – в к – л – м у – ? – х
– Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать?
– Напишите пары букв. В каждую пару входит буква ф и по очереди буквы в алфавитном порядке.
6. Словарная работа
– Написание нового словарного слова вы узнаете, отгадав загадку:
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари)
Толковый словарь русского языка Ушакова.
– Осветительный прибор в виде той или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается какой-нибудь источник света.
– Синяк от побоев, от ушиба.
– Сколько значений у слова фонарь? Как называются такие слова?
– Запишите слово, поставьте ударение, обозначьте орфограмму.
– Вам известны “Царь-колокол”, “Царь-пушка”, а еще есть “Царь-фонарь”, который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Этот фонарь высотой более двух метров, весом 160 кг, несли его перед крестным ходом на Пасху восемь человек.
– От слова фонарь образуйте и запишите однокоренные слова. Разберите по составу.
– Какие слова называем однокоренными?
– Каким местоимением можно заменить слово фонарь?
– Устно проанализируйте личное местоимение он как часть речи.
7. Работа по теме
1) Минутка для шутки
Стр. 100 упр. 307
- Прочитайте диалог и подумайте, для чего нам нужны местоимения?
- Сделайте вывод. Сравните его с правилом на стр. 101
- Как вы думаете, где применение местоимений просто необходимо? (В загадках)
- А почему?
Стр. 101 упр. 308 (работа над загадками).
2) Тренировочные упражнения
Стр. 102 упр. 311 (устно)
Стр. 102 упр. 312 (фронтально)
8. Закрепление
1) Физминутка с элементами закрепления по теме.
“Львята”
Вы разве не знаете дети
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.
Он громко рычит басом
И слышно его далеко
Он ест за обедом мясо,
А львята сосут молоко.
Учащиеся показывают то, о чем говорится в стихотворении.
- Какие местоимения встретились в тексте?
- Прослушайте его еще раз, найдите местоимения, определите их лицо и число.
2) Самостоятельная работа
– Исправьте предложения.
1) Я укорял меня за невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого себя.
3) Он обиделся на их.
4) Мы с ими давно дружим.
5) Они ждали него.
6) Я горжусь ним.
Стр. 102 упр. 313 (Помоги Незнайке)
9. Итог урока
– Подведем итог. Какова же роль местоимений в нашей речи?
– Ваши достижения на уроке. Оцените вашу работу на уроке.
10. Д/З стр. 101 упр. 310, стр. 102 упр. 314
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.