Урок русского языка
Тема: Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.
Цель: наблюдение за связью слов в предложении и связью предложений в тексте. Обучение составлению предложения по опорным словам. Развитие устной и письменной речи, развитие грамотного письма, воспитание внимания, умения работать в коллективе.
Ход урока
I. Организация класса. Тема. Цель.
II. Мобилизирующий этап. Чистописание. Словарная работа.
1. На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом
А |
|
|
|
Б |
|
В |
А |
|
В |
|
Б |
Учит.: Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Скажите, какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы одинаково располагались. (Надо карточку с буквой В поставить за букву Б)
Учит.: Какой звук обозначает буква А? (Буква А обозначает звук [а]. Он гласный. Бывает ударный и безударный)
2. Учит.: Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Она встречается чаще чем другие. Сколько раз? Какая это буква?
Г |
Б |
|
Р |
С |
Р |
|
В |
Р |
|
И |
Ж |
Т |
|
||
Р |
Дети: Сегодня мы будем писать букву Р. Она изображена чаще других. Четыре раза.
Учит.: Определите порядок написания букв.
Дети: Заглавная буква Р в соединении со строчной.
Учит: Продолжите запись.
3. Словарно-орфографическая работа.
Учит.: Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв.
С Р К Г О Д О О А О Р
Дети: Получились слова сорока и огород.
Учит.: Что означает слово сорока?(название птицы)
- Что означает слово огород? (место, где сажают овощи)
Учит.: Что можно сказать о написании этих слов? (В обоих имеется сочетание оро)
Учит.: Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить. (Проверить. Сигнальная карточка)
Устно. Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова.
III. Работа по теме урока.
Учит.: Давайте вспомним, что такое предложение. (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
Учит.: Прочитайте написанное на доске. Выделите предложения.
Пришла весна на улице тепло с юга прилетели птицы
Учит.: Сколько здесь предложений? (3)
Учит.: А какие птицы прилетают с юга? (скворцы, ласточки)
- А сорока улетает на юг или остается зимовать с нами? (Остается)
Учит.: Откройте учебники на странице 13, упр. 15. Посмотрите на картинку в учебнике и на доске. Прочитайте загадку и сравните рисунок с изображением сороки в тексте загадки.
Списывание текста. Взаимопроверка.
Физкультминутка
IV. Устно составить из слов предложения.
1. идут в дети лес.
2.сорока на стрекотала дереве.
V. Восстановление деформированных предложений и запись текста (упр.16)
1. Повторение сведений о связи слов в предложении
Загадка о дятле
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
- Почему написанные в каждой строчке слова не составляют предложения (нет смысла).
- В каком порядке нужно поставить слова в первой строчке, чтобы было понятно, о чем сообщается в предложении. (Я увидел на дереве дятла)
- В каком порядке лучше поставить слова во второй строчке, чтобы второе предложение было связано по смыслу с первым. (Он долбит осину крепким клювом)
Озаглавьте текст. Комментированное письмо. Устно рассказать о том, видели ли дети дятла.
VI. Устно. Расположить предложение так, чтобы получился рассказ.
Озаглавить.
Вкусный суп.
Дети положили грибы в лукошко.
Под елкой они нашли много грибов.
Маша и Таня пошли в лес.
Дома мама сварила из грибов вкусный суп.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
(с.14 упр.17 Списать текст. Сигнальная карточка.)
VIII. Игра «На одну букву»
1. река, рыбак, рыба
2. дорога, дети, домой
3. весна, ветер, вишня
IX. Обобщение. Итог урока.
Чем занимались на уроке? Что нового узнали на уроке?
МОУ «Верхнекалиновская СОШ»
Урок русского языка
Тема: Связь слов в предложении.
Связь предложений в тексте
Составила и провела
учитель начальных классов
Липчанская О.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.