Учитель: Шарифуллина Джамиля Артиковна, учитель начальных коассов.
Место работы: МБОУ СОШ №13 г.Нефтеюганск
Предмет: Русский язык 1 класс.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема: Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Класс: 1А класс.
Цель урока: ученик, умеющий различать слова- предметы (живые, неживые), отвечающие на вопросы кто? что?
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать умения различать слова-предметы(живые-неживые);
- Учить детей соотносить вопросы кто? что? И слова- название предмета;
-Активизировать словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
-развивать умения слушать и слышать учителя, друг друга;
-развивать зрительное и слуховое внимание, память;
-развивать мышление. Воображение, познавательную активность;
Васпитательные:
- формировать положительную мотивацию на уроке;
-воспитывать интерес к слову, к собственной речи;
-способствовать воспитанию самоконтроля, самооценки;
Основная деятельность на уроке: учебно – поисковая;
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, игровой.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.
Этап |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение к деятельности) |
Ребята, начинаем урок русского языка. Сегодня вас будут учить я-Д.А. Учитель-логопед: Наталья Николаевна Учитель-психолог: Инна Валерьевна. Учитель: «Прозвенел звонок-начинается урок» |
Мы-старательные. Мы-внимательные. Мы-прекрасно учимся. Все у нас получится! (хором)
|
Слова психолога: «Ребята, здравствуйте. Сегодня я вам открою секрет успешной учебы. Каждый ученик умеет управлять своим голосом. Когда вы пишите, вы…? (молчите, кричите..?). Когда вы работаете в парах как вы говорите … (тихо, громко, шёпотом?). Для каждого дела на уроке нужно использовать определённую громкость голоса. Тогда вы будете внимательными, и всё будет получаться лучше. Сейчас мы с вами потренируемся управлять своим голосом и настроимся быть внимательными на уроке. Для вас игра «Хор и дирижёр». Я дирижёр, а вы мой хор. Ваши слова «Я внимательный ученик». Когда я поднимаю руку над головой – вы говорите громко: «Я внимательный ученик» (показываю громкость голоса). Если моя рука на уровне грудной клетки – вы говорите обычно, в пол голоса : «Я внимательный ученик» (показываю громкость голоса). Если моя рука на уровне живота – вы шепчете: «Я внимательный ученик». Если моя рука опущена вдоль туловища – вы молчите. (демонстрирую громкость фразы еще раз и дережирую). Итак , хор 1А класса, внимание! Начали… Спасибо, а сейчас очень внимательно и в тишине, начинаем работать. |
(Начинают с громкости "В пол голоса"- "Громко"- "Шёпот"- "Тишина"). |
|
|
-Ребята, а какое сейчас время года? -сегодня на урок русского языка к нам из зимней сказки пришел сказочный герой. -Я прочитаю загадку, а вы внимательно послушайте и помогите движениями отгадать кто это. Мы слепили снежный ком, (Учитель открывает доску и показывает Снеговика.) -Да, это Снеговик. Он поможет нам сегодня в работе и отметит в конце урока самых активных. старательных и внимательных! -Ребята,давайте расскажем Снеговику какие правила нам помогут в работе.
-Молодцы! |
-сейчас время года зима.
(дети с учителем показывают движения) -Снеговик!
-Уметь слушать друг друга. -Слушать учителя. -Быть дружными. -Уметь договариваться. -Ответил сам, дай ответить другому. |
• Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии • Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты; • Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала; Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.
|
1задание. -Ребята, посмотрите на доску. Подул сильный ветер, пошел снег и буквы, из которых состоят слова, рассыпались! Снеговик просит вас собрать слова. (акелб, олкв, гакни,кадашран — набор букв на доске.) Но для, того, чтобы выполнить задание, нам необходимо работать в группах. И обязательно соблюдать правила работы! Повернулись друг к другу. Взяли карточку №1 .Один пишет, остальные диктуют слова, которые у вас получатся. Кабаков Вадим и Чеботарева Катя выполняют то же самое задание, но только с подсказкой! Поставили ударение. Кто напишет слова, показывают свою готовность. (один ребенок составляет слова у доски). ПРОВЕРКА! Слова зачитывает та группа, которая первая составила слова.(вывешиваются картинки +слова к ним) -Проверяем.Это слова: белка, волк, книга, карандаш. -Ребята, проверьте правильно ли вы записали. (сверяют с записью на доске: картинка-слово) Молодцы! -Снеговик благодарит вас за выполненное задание. |
-Дети разворачиваются в группы. Берут карточку. Составляют слова. Берутся за руки. Поднимают их в знак готовности.
-Белка, волк, книга, карандаш.
|
_Ребята, Снеговик в награду хочет пригласить вас прогуляться по лесным дорожкам. Открыли тетради. Я тетрадь свою открою И наклонно положу Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Запишите число, чтобы запомнить, какого числа мы совершили прогулку. 8 февраля. -Для того, чтобы совершить прогулку, давайте встанем.(ВСТАЛИ!)
- «Пришла зимушка-зима, Стала улица бела! По тропинке мы шагаем, (на носочках) В рыхлый снег не наступаем!» (повторить значение слова РЫХЛЫЙ)
М/ч. Мы идем по тропинке ровно, не сходим с тропинки, а то попадем в рыхлый снег. (показываю на доске м.ч. - буква «е» строчная и длинная наклонная линия с петлей вверху) -прописали в воздухе, сели прямо. Локти не висят, пишем в тетради.
|
Я тетрадь свою открою И наклонно положу Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу.
Открыли тетради, записали число.
Показывают движения за учителем.
Дети смотрят на образец, пишут в тетрадях. |
|
• Постановка проблемы. • Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения) • Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне; Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог). Тема урока |
-Можем мы их увидеть. Потрогать? Это ПРЕДМЕТЫ. (вывешивается карточка) -Какие предметы вы видите у нас в классе, на улице?
-На какие две группы мы можем поделить эти предметы? (на доску - живые, неживые) -К живым-одушевленным мы зададим какой вопрос? (КТО?)- на доску - К неживым-неодушевленным мы зададим вопрос? (ЧТО?) - на доску
-Ребята, а теперь давайте вернемся к нашим словам БЕЛКА,ВОЛК, КНИГА, КАРАНДАШ. -Что вы о них можете сказать?
|
- Учебные вещи, животные.
Да.
-Пенал, учитель, девочки, мальчики, тетрадь, ручка, снег... |
-Как вы думаете, какая сегодня ТЕМА нашего урока?
Какую цель мы поставим перед собой? Чему Вы хотите научиться на уроке? |
-Слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО? (слайд 1)
Цель: -Правильно задавать вопросы к словам. - Различать слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? |
|
- А теперь физмунутка. Встаём. 1. Держите голову прямо, не напрягаю шею и подбородок. 2. Возьмитесь за уши руками, таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы- спереди. Вот так (показывает). 3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. 4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте её. (Повторяем три раза).
- Следующее упражнение "Перекрёстные движения". 1. Логтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2. Это же движение повторяемпрвой рукой и левой ногой. - А теперь соединяем левую ногу и правую руку за спиной. Меняем руку и ногу. (Повторяем 4-8 раз). Посмотрите на экран на Х. - Последнее упражнение. Ноги на ширине плеч. Сомкните кончики пальцев рук перед собой и дышите спокойно. Вдох через нос, выдох через слегка разомкнутые губы (1мин.) Присаживайтесь. |
Повторяют движения. |
|
Открытие нового знания • Рационально выбрана форма работы по построению нового способа действия (парная, групповая, коллективная) • Чётко зафиксирован новый способ действия в языке (устно, знаково); |
Загадки-различение слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО?
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз, Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Обозначено словами. Каждый предмет имеет своё название! Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. Заворчал живой замок, Лёг у двери поперек. Две медали на груди- Лучше в дом не заходи. (Собака). ______________ По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом-ушки торчком. (Заяц). _____________ Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется – под лучами Отливает серебром. (Самолет). _____________
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто ж это? (Лиса). ___________ Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла – И пропала. (Снежинка). ___________
Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический… (Утюг).
Скажите, пожалуйста, на какие вопросы отвечают эти предметы? (Дети по очереди называют предмет и вопрос – собака – кто? Почему? (Одушевл., неодушевл.) |
|
• Первичное закрепление • Показан образец комментирования выполнения задания учителем; • Задания для первичного закрепления дают возможность самостоятельного комментирования |
(Работа в парах) -Ребята. Снеговик приготовил вам еще задание. Возьмите карточку №2. КТО? ЧТО? Собака книга стул птица заяц
Укажите стрелочками на какой вопрос отвечают данные вам слова. Работаете в парах. Кто выполнит, показываете свою готовность. -Докажите, почему вы задали такой вопрос к слову?
|
Дети работают в парах, проводят стрелочки к вопросам. Кто готов, поднимает руки.
Дети зачитывают слова по порядку и объясняют. (КТО?собака-она живая. И т. д.) |
• Самостоятельная работа с проверкой по эталону. • Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учётом особенностей обучающихся (дифференциация);
|
Одновременно проводится игра: «Паровозик» Дети расселяют слова-предметы по соответствующим вагонам. |
Выходят Вадим и Катя. Работают индивидуально возле доски. |
Включение в систему знаний и повторение. Выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний |
Развитие фонематического восприятия! -Ребята, я называю слова. Если вы слышите слова, отвечающие на вопрос КТО?, то вы хлопаете в ладоши. Если слышите слова, отвечающие на вопрос ЧТО?, то не хлопаете. -ДОМ, КОНЬ, ПАРТА, УЧЕНИК, ШКАФ, СТОЛ. -Молодцы! |
Дети хлопают в ладоши. |
• Рефлексия учебной деятельности на уроке. • Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности; • Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма); Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений. |
ИТОГ. Я узнал ( слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос КТО? Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос ЧТО?) Я научился (правильно подбирать вопрос к словам)
_Снеговик доволен вашей работой! Вы молодцы! |
|
Рефлексия. Для завершения проводится мониторинг и коррекция эмоционального фона учащихся. Упражнение «Подарок». Слова психолога: «Поднимите руку, у кого хорошее настроение!» «Это вам ( на слайде улыбка). «С ними втаньте те, кто устал». «Это вам (на слайде улыбка). (на слайде написано «Молодцы!!! Ура перемена»). До свидания, ребята.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.