Тема урока: «Заглавная буква в словах». (2 урок)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.
Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», карточки для работы в группах
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Минутка каллиграфии.
3. Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний
4. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
5. Реализация построенной стратегии, проекта.
6. Закрепление изученного материала.
7. Физминутка.
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
9. Самоконтроль и самооценка.
10. Рефлексия учебной деятельности
1.Оргмомент.
- Встали красиво, подравнялись! Оглянитесь, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам на урок! Поздоровайтесь!
- Тихо садитесь!
- Начинаем наш урок Русского языка!
2.Минутка каллиграфии.
- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (м, з, п, М, н, ф) и объясните свой выбор.
- Пишем в заглавную букву М красивым каллиграфическим почерком до конца строки.
- Найдите королеву и подчеркните самую красивую букву или нарисуйте ей корону простым карандашом! (Самооценка).
3. Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний
- Определите тему урока, послушав стихотворение , которое прочитает нам Милана.
Стихотворение Е. Измайлова:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг…
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и видней,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое,имя улицы,города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Назовите тему урока.
Заглавная буква в словах
4. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?
(Научиться писать большую букву в именах собственных).
-Ребята, а как вы думаете, что такое имена собственные?
(имена,отчества, фамилии людей и клички животных, географические названия (названия городов, сел, деревень, морей, озер, рек, стран)
- Как вы думаете, почему имена собственные пишутся с большой буквы?
5. Реализация построенной стратегии, проекта.
1) - А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем предложение о том, как вас зовут. А какая у вас фамилия?
(Вспоминаем правила записи предложения)
Меня зовут …..
Вывод:
- Как пишутся имена, фамилии , отчества людей?
(Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.)
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга…
-Поднимите руку, у кого сосед не допустил ни одной ошибки: Написал имя, и фамилию правильно.
- Поставьте плюсик на полях! Разменяйтесь тетрадями.
2) - Люди дают имена (они называются клички) своим маленьким друзьям, как бы выражая тем самым свою любовь к ним.
- Послушайте стихотворение, которое нам прочитает Вера.
Стихотворение шутка.
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё у них была
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка.
А ещё – два козла:
Сивка да Бурка!
-Почему стихотворение называется шуточным?
- «Одна голова хорошо, а две лучше», работаем в парах!
(Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.)
собака Мурка
курица Буренка
корова Сивка да Бурка
кошка Жучка
жеребята Хохлатка
- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).
Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.
-А сейчас, ребята оцените свою работу. Если вам работалось вместе хорошо, вы ставите +, если ….). На полях в тетради.
- Поднимите руку, кому работалось хорошо вместе.
-Молодцы! Погладьте себя по головке!
6. Закрепление изученного материала.
1) - Продолжаем работу!
- Вчера на уроке литературы мы свами познакомились с очень интересным рассказом Михаила Пляцковского«Сердитый дог Буль». И как выяснилось, никто ничего не знал о породе собак дог.
- Сейчас нам Катя расскажет об этих собаках….
(рассказ Кати о породе дог)
Вывод: - Итак, что же вы узнали о догах?
- К какой группе относятся эти собаки? (Это служебные собаки).
7. Физминутка.
(музыкальная)
2) – А сейчас выполним следующее задание. Оно сегодня немного необычное. Мы будем работать в учебнике по литературе. Откройте учебники на странице 48. Рассказ «Сердитый дог Буль».
- Мы с вами с ним уже работали. Назовите героев рассказа.
- Как звали дога?
-Как звали утенка?
-Назовите друзей утенка…
- Задание: выпишите из текста названия животных и их кличку.
(Работа вместе на доске и в тетрадях.По одному человеку.).
Дог Буль, утенок Крячик, цыпленок Фью, корова Муренка, козленок Мармеладик, поросенок Хрюша.
- Вывод: Какие из написанных слов являются именами собственными?
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Вам даны карточки. Прочитайте текст и найдите в тексте слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объясните их написание. Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Школа.
В деревне (И,и)льинка новая школа. Утром (В,в)ера (П,п)авлова и (А,а)ндрей (П,п)етров идут туда. Их учит (А,а)нна(И,и)вановна. После уроков (Щ,щ)укин (С,С)аша убрал класс. Ребят ждет собака (Д,д)ружок.
9. Самоконтроль и самооценка.
Проверка: - Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Проверьте, так ли у вас как на доске?
- Поднимите руку, кто уже без труда определяет, где нужно писать заглавную букву.
-Молодцы!
- Поднимите руку, у кого ни одной ошибки. Ставим +.
-У кого одна-две ошибки +и -.
- А какие задания вам понравились больше всего?
10. Рефлексия учебной деятельности.
- А теперь давайте посчитаем, у кого сегодня на уроке получилось три плюсика и ни одного минуса? Поднимите руку. (Ф.О.)Идем берем наклейку на флажок.
- Если у вас нет трех плюсиков, ничего страшного, значит есть над чем еще поработать.
Вывод: - Итак, ребята, скажите, над чем мы сегодня с вами работали?
- Молодцы! Урок окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.