План- конспект урока по родному русскому языку " По одёжке встречают"
Оценка 5

План- конспект урока по родному русскому языку " По одёжке встречают"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—2 кл
03.05.2022
План- конспект урока по родному русскому языку " По одёжке встречают"
дать представление об одежде, которую носили на Руси; познакомить со словами, обозначающими предметы одежды в прошлом.
План-конспект урока. Тема 1.docx

Урок №1. По одежке встречают…

 

Слайд 1. Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с одной очень известной пословицы: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Скажите, кто-нибудь из Вас слышал такие слова? В каких ситуациях? Давайте посмотрим какое значение одежда имела в древности.

Слайд 2. Человек стал одеваться примерно 170 тысяч лет назад. Первой одеждой наших предков были листья и перья, сплетенные травой. Позже появились первые швейные иглы - рыбьи кости, а с ними и одежда из шкур. Намного позже по старинной одежке можно было определить из какого класса люди: бедные они или богатые.

Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Например, у нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»). А в простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями.

Слайд 3. Одежда на Руси отличалась не только своей значимостью и внешним видом, но и оригинальными названиями.  Рассмотрите изображение мужского костюма. Из каких элементов он состоит? (Элементы указаны на слайде)

- Какие названия предметов одежды вам знакомы? (Рубаха, пояс, сапоги, шапка)

- Как вы понимаете, что такое армяк, тулуп, малахай, и т.д.? (Запишите незнакомые слова в строчку)

- Ребята, где можно найти значение слов, которые нам незнакомы? (Толковый словарь)

- Рассмотрим значения этих слов по толковому словарю (раздаточный материал).

Слайд № 4–5. Рассмотрите изображения женского костюма. Из каких элементов он состоит?

- Какие названия предметов одежды вам знакомы? (Сапоги, рубаха)

- Как вы понимаете, что такое, кушак, понева, передник, коты, нагрудник? (Запишите незнакомые слова в строчку).

Рассмотрим значения этих слов по толковому словарю (раздаточный материал).

Аналогичная работа со слайдом № 5.

Какие из предметов одежды можно встретить в современном гардеробе? (Рубаха, сарафан, сапоги, валенки)

- Как вы думаете, по каким признакам можно было отличить одежду взрослого от детской? (Предположения детей)

- На самом деле, ребята, всё было очень просто. Наш богатый русский язык был отличным помощником, чтобы понять о какой вещи идёт речь. Внимание на слайд (Слайд № 6). Скажите, пожалуйста, чем отличаются данные слова, указывают ли выделенные части слов на то, что называется меньшим по размеру предметом? (Предположения учеников)

Выделенная часть слова называется суффиксом, который играет важную роль в образовании слов с новым значением. Спишите в тетрадь эти пары слов, выделите суффикс (продемонстрировать на доске как выделяется суффикс).

- Рассмотрите репродукцию картины, прочитайте её описание. Догадайтесь, какие слова пропущены (Слайд № 7). Какие эмоции вызывает у Вас картина?

- Спасибо! Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами множество предметов одежды, которые были раньше и остались культурным наследием нашего времени, а также те, которые прошли долгий путь и сопровождают нас до сих пор. Про одежду слагали много пословиц и устойчивых выражений.

(Слайд № 8). Например, про хорошо работающего человека говорят, что он работает засучив рукава. А если человек ленится, трудится плохо, то про него говорят, что он работает спустя рукава. Эти выражения появились потому, что на Руси носили одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали. Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно. Ребята, а какие пословицы про одежду вы знаете?

Парная (групповая) работа: перед вами на партах лежат конверты с пословицами внутри, слова которых перепутались. Наша задача собрать пословицы правильно.

Проверим, как вы справились с заданием, внимание на слайд (Слайд 9).

- Какие из пословиц вам знакомы? Как вы понимаете смысл данных пословиц?

Пояснение для учителя:

По одёжке встречают, по уму провожают — о человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям. При встрече с незнакомым человеком, прежде всего, бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям.

Одежда лучше новая, а друг старый - в новой одежде вы себя чувствуйте уверенно, а со старым другом вы себя чувствуйте надёжно.

Не одежда красит человека, а добрые дела — важно не то, как человек одет, а важно то, какие поступки он совершает.

Тёплая одежда тело греет, а теплое слово – душу - для человека важно услышать нужные подбадривающие слова, так же, как и важно тепло одеться.

Ребята, кто желает проанализировать свою работу на уроке и рассказать одноклассникам о своих результатах. (Слайд № 10).

Задание на дом: Ответить на вопрос с.4 учебника письменно «Если бы человек, живший двести лет назад, попал в наше время, показались бы ему привычными современная одежда и обувь? Почему?»


 

Урок №1. По одежке встречают…

Урок №1. По одежке встречают…

Слайд № 4–5. Рассмотрите изображения женского костюма

Слайд № 4–5. Рассмотрите изображения женского костюма

Руси носили одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали

Руси носили одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022