Технологическая карта пробного внеурочного занятия по русскому языку «Архаизмы, неологизмы, омонимы.»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта пробного пробного внеурочного занятия по русскому языку во 2 классе по теме: «Архаизмы, неологизмы, омонимы.» .Составлен студенткой 332 группы ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» Лобановой Лилианой Александровной
Иконка файла материала Вн. рус. яз Лобанова Лилиана 332.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 пробного внеурочного занятия по русскому языку

 

                                                  

 

ТЕМА

«Архаизмы, неологизмы, омонимы.»

___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 332 группы Лобанова Лилиана Александровна

Класс 2

Дата проведения урока 17.12.2020

ФИО преподавателя-консультанта:

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2020


Тема урока: «Архаизмы, неологизмы, омонимы.»

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:                  

Деятельностная: : создать условия для развития УУД

Содержательная: Познакомить учащихся с архаизмами, неологизмами, омонимами

Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         осознавать слово как единство звучания и значения

·         различать однозначные и многозначные слова (простые случаи)

·         овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами

·         воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа,

·         и языкам, на которых говорят другие народы

Познавательные

·         работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

·         составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные

·         принимать и сохранять цель и учебную задачу;

·         выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации

·         понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

·         выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Коммуникативные

·         слушать собеседника и понимать речь других;

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме

·         принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения

·         работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

·         положительное отношение к языковой деятельности;

·         этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

·         развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Добрый день, дорогие ребята, я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок.

Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие

Актуализация опорных знаний учащихся

 

Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум «Мир слов». На симпозиумы собираются учёные.

Кого можно называть учёным?

Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «симпозиум» и «лексика».

В каком источнике можно найти эту информацию?

Верно, на ваших столах лежат карточки, на которых вынесены определения данных слов из словаря Ожегова С.И. Прочитайте их.

Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

Лексика  (от греч. – «словесный»)  – раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка.

 

Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия

 

 

 

В толковом словаре

Постановка цели и задач урока

 

Как вы думаете, что означают эти слова:

АРХАИЗМЫ  НЕОЛОГИЗМЫ   ОМОНИМЫ   

Какую цель и задачи мы поставим сегодня на занятии?

 

Возникает затруднение. Предполагают.

Познакомиться с новыми словами архаизмы, неологизмы, омонимы и учиться находить их в тексте

Открытие нового знания

 

Одни слова в русском языке живут долго, мы часто используем их в речи, а другие быстро забываются, и мы перестаём их употреблять.

Давайте вспомним, как назывались раньше части человеческого тела. В парах определите значение этих слов.

Выя-

Очи-

Ланиты-

Чело-

Рамена-

Перст-

Такие слова, как выя, ланиты, рамена и другие вышли из активного употребления и встречаются только в исторической литературе или в фольклоре. Это устаревшие слова.

Если устаревают слова, но вещь, предмет, явление остается – такие слова называются архаизмами.

Существуют и специальные словари устаревших слов.

А также некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках.

Какие еще архаизмы вы знаете?

Отлично! Рада, что вы знаете устаревшие слова.

Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Четвёртое лишнее». Перед вами слова, найдите лишнее и объясните почему вы так думаете.

1. Бумага

2. Халат

3. Лошадь

4. Интернет

И так, какое слово выбрали? Почему?

Верно, это слово появилось в речи сравнительно недавно

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и   понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы.

Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм –  новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы.

А какие слова неологизмы вы знаете? Попробуйте объяснить их значение. Может это те слова, которые вы используете в повседневно жизни.

Отлично! Ну, а с еще одним языковым понятием поможет нам рассказ Н.Сладкова «Овсянка»

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Что интересного вы заметили?

Какие одинаково звучащие слова вы услышали?

Верно, и они имеют разное значение. Такие слова в русском языке принято называть омонимами, то есть это слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Приведите примеры омонимов в русском языке.

Замечательно! Продолжайте работать в том же духе.

 

 

 

 

Шея

Глаза

Щёки

Лоб

Плечи

Палец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют неологизмы, которые знают и объясняют их значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одно слово имеет 2 значения

Овсянка (каша) и овсянка (птица)

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры омонимов

Первичное  закрепление новых знаний

 

И так, что же обозначают архаизмы? Какие архаизмы вы запомнили, узнали?

Что такое омонимы? Какие омонимы вы знаете?

Что вы узнали о неологизмах?

 

Вы невероятно быстро учитесь!

это слова, обозначающие предметы, явления, действия, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новыми, но имеющие синонимы в современной речи.

это слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

это слова, которые не так давно появились в языке.

Включение в систему знаний и повторение

 

Сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Каждая колонка – это одна группа.

Но для начала давайте повторим правила работы в группе.

Каждой группе я выдам конверт с заданием, после его выполнения мы обменяемся результатами. На выполнение даю вам 7 минут.

1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова (архаизмы); слова, которые используются в языке сегодня.

 

2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.

 

3 группа.  Найди в стихах омонимы и объясните их значение:

 

1.В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик шел косой.

2. Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла

Отлично, вы великолепно справились с заданием!

 

Говори тихо; выслушивай мнение товарища до конца; не перебивайте друг друга; будь вежлив и сдержан.

 

 

А: писало, промокашка

С: перо, учитель, лицей, гимназия

 

 

 

А: уста, око, лавочник

Н: продленка, презентация, менеджер, браузер 

 

 

 

Косой- инструмент, для скашивания травы

Косой- кривой линией

 

 

Мыла- моющее средство

Мыла- действие

Рефлексия

 

И так, чем мы занимались на этом занятии?

Какие открытия сделали?

Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?   

Где мы можем применить наши знания?

В случае затруднения кто придет к вам на помощь?

Что больше всего вас заинтересовало?

А теперь, закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

Словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

В качестве домашнего задания предлагаю найти в толковом словаре слова по новой теме, а на следующем уроке проверим, кто, что нашел.