Технологическая карта
пробного внеурочного занятия по русскому языку
ТЕМА
«Архаизмы, неологизмы, омонимы.»
___________________________________________________
Составила студентка 332 группы Лобанова Лилиана Александровна
Класс 2
Дата проведения урока 17.12.2020
ФИО преподавателя-консультанта:
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(подпись преподавателя)
Сыктывкар, 2020
Тема урока: «Архаизмы, неологизмы, омонимы.» |
Тип урока:ОНЗ |
|
Цели урока: Деятельностная: : создать условия для развития УУД Содержательная: Познакомить учащихся с архаизмами, неологизмами, омонимами |
||
Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· осознавать слово как единство звучания и значения · различать однозначные и многозначные слова (простые случаи) · овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами · воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, · и языкам, на которых говорят другие народы |
Познавательные · работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; · составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя · делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные · принимать и сохранять цель и учебную задачу; · выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации · понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; · выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Коммуникативные · слушать собеседника и понимать речь других; · оформлять свои мысли в устной и письменной форме · принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения · работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; |
· положительное отношение к языковой деятельности; · этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей; · развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Время на этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|
Добрый день, дорогие ребята, я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок. Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
Приветствие |
Актуализация опорных знаний учащихся |
|
Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум «Мир слов». На симпозиумы собираются учёные. Кого можно называть учёным? Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «симпозиум» и «лексика». В каком источнике можно найти эту информацию? Верно, на ваших столах лежат карточки, на которых вынесены определения данных слов из словаря Ожегова С.И. Прочитайте их. Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу. Лексика (от греч. – «словесный») – раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка. |
Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия
В толковом словаре |
Постановка цели и задач урока |
|
Как вы думаете, что означают эти слова: АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ ОМОНИМЫ Какую цель и задачи мы поставим сегодня на занятии?
|
Возникает затруднение. Предполагают. Познакомиться с новыми словами архаизмы, неологизмы, омонимы и учиться находить их в тексте |
Открытие нового знания |
|
Одни слова в русском языке живут долго, мы часто используем их в речи, а другие быстро забываются, и мы перестаём их употреблять. Давайте вспомним, как назывались раньше части человеческого тела. В парах определите значение этих слов. Выя- Очи- Ланиты- Чело- Рамена- Перст- Такие слова, как выя, ланиты, рамена и другие вышли из активного употребления и встречаются только в исторической литературе или в фольклоре. Это устаревшие слова. Если устаревают слова, но вещь, предмет, явление остается – такие слова называются архаизмами. Существуют и специальные словари устаревших слов. А также некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках. Какие еще архаизмы вы знаете? Отлично! Рада, что вы знаете устаревшие слова. Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Четвёртое лишнее». Перед вами слова, найдите лишнее и объясните почему вы так думаете. 1. Бумага 2. Халат 3. Лошадь 4. Интернет И так, какое слово выбрали? Почему? Верно, это слово появилось в речи сравнительно недавно Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм – новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы. А какие слова неологизмы вы знаете? Попробуйте объяснить их значение. Может это те слова, которые вы используете в повседневно жизни. Отлично! Ну, а с еще одним языковым понятием поможет нам рассказ Н.Сладкова «Овсянка» - А у меня дома овсянка. - Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка. - Люблю я овсянку! - И я люблю! - Она жёлтая, красивая такая! - И вкусная! Особенно с молоком! - Как это вкусная? Как с молоком? - Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?! - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать! Что интересного вы заметили? Какие одинаково звучащие слова вы услышали? Верно, и они имеют разное значение. Такие слова в русском языке принято называть омонимами, то есть это слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Приведите примеры омонимов в русском языке. Замечательно! Продолжайте работать в том же духе. |
Шея Глаза Щёки Лоб Плечи Палец
Это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
Называют неологизмы, которые знают и объясняют их значение.
Одно слово имеет 2 значения Овсянка (каша) и овсянка (птица)
Приводят примеры омонимов |
Первичное закрепление новых знаний |
|
И так, что же обозначают архаизмы? Какие архаизмы вы запомнили, узнали? Что такое омонимы? Какие омонимы вы знаете? Что вы узнали о неологизмах?
Вы невероятно быстро учитесь! |
это слова, обозначающие предметы, явления, действия, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новыми, но имеющие синонимы в современной речи. это слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. это слова, которые не так давно появились в языке. |
Включение в систему знаний и повторение |
|
Сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Каждая колонка – это одна группа. Но для начала давайте повторим правила работы в группе. Каждой группе я выдам конверт с заданием, после его выполнения мы обменяемся результатами. На выполнение даю вам 7 минут. 1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова (архаизмы); слова, которые используются в языке сегодня.
2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.
3 группа. Найди в стихах омонимы и объясните их значение:
1.В полях, не кошенных косой, Все утро дождик шел косой. 2. Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла Отлично, вы великолепно справились с заданием! |
Говори тихо; выслушивай мнение товарища до конца; не перебивайте друг друга; будь вежлив и сдержан.
А: писало, промокашка С: перо, учитель, лицей, гимназия
А: уста, око, лавочник Н: продленка, презентация, менеджер, браузер
Косой- инструмент, для скашивания травы Косой- кривой линией
Мыла- моющее средство Мыла- действие |
Рефлексия |
|
И так, чем мы занимались на этом занятии? Какие открытия сделали? Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи? Где мы можем применить наши знания? В случае затруднения кто придет к вам на помощь? Что больше всего вас заинтересовало? А теперь, закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. |
Отвечают на поставленные вопросы.
Словарь
|
Домашнее задание |
|
В качестве домашнего задания предлагаю найти в толковом словаре слова по новой теме, а на следующем уроке проверим, кто, что нашел. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.