Технологическая карта пробного внеурочного занятия по русскому языку «Архаизмы, неологизмы, омонимы.»
Оценка 4.8

Технологическая карта пробного внеурочного занятия по русскому языку «Архаизмы, неологизмы, омонимы.»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—2 кл
21.12.2020
Технологическая карта  пробного внеурочного занятия по русскому языку «Архаизмы, неологизмы, омонимы.»
Технологическая карта пробного пробного внеурочного занятия по русскому языку во 2 классе по теме: «Архаизмы, неологизмы, омонимы.» .Составлен студенткой 332 группы ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» Лобановой Лилианой Александровной
Вн. рус. яз Лобанова Лилиана 332.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 пробного внеурочного занятия по русскому языку

 

                                                  

 

ТЕМА

«Архаизмы, неологизмы, омонимы.»

___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 332 группы Лобанова Лилиана Александровна

Класс 2

Дата проведения урока 17.12.2020

ФИО преподавателя-консультанта:

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2020


Тема урока: «Архаизмы, неологизмы, омонимы.»

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:                  

Деятельностная: : создать условия для развития УУД

Содержательная: Познакомить учащихся с архаизмами, неологизмами, омонимами

Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         осознавать слово как единство звучания и значения

·         различать однозначные и многозначные слова (простые случаи)

·         овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами

·         воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа,

·         и языкам, на которых говорят другие народы

Познавательные

·         работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

·         составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные

·         принимать и сохранять цель и учебную задачу;

·         выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации

·         понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

·         выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Коммуникативные

·         слушать собеседника и понимать речь других;

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме

·         принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения

·         работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

·         положительное отношение к языковой деятельности;

·         этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

·         развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Добрый день, дорогие ребята, я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок.

Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие

Актуализация опорных знаний учащихся

 

Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум «Мир слов». На симпозиумы собираются учёные.

Кого можно называть учёным?

Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «симпозиум» и «лексика».

В каком источнике можно найти эту информацию?

Верно, на ваших столах лежат карточки, на которых вынесены определения данных слов из словаря Ожегова С.И. Прочитайте их.

Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

Лексика  (от греч. – «словесный»)  – раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка.

 

Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия

 

 

 

В толковом словаре

Постановка цели и задач урока

 

Как вы думаете, что означают эти слова:

АРХАИЗМЫ  НЕОЛОГИЗМЫ   ОМОНИМЫ   

Какую цель и задачи мы поставим сегодня на занятии?

 

Возникает затруднение. Предполагают.

Познакомиться с новыми словами архаизмы, неологизмы, омонимы и учиться находить их в тексте

Открытие нового знания

 

Одни слова в русском языке живут долго, мы часто используем их в речи, а другие быстро забываются, и мы перестаём их употреблять.

Давайте вспомним, как назывались раньше части человеческого тела. В парах определите значение этих слов.

Выя-

Очи-

Ланиты-

Чело-

Рамена-

Перст-

Такие слова, как выя, ланиты, рамена и другие вышли из активного употребления и встречаются только в исторической литературе или в фольклоре. Это устаревшие слова.

Если устаревают слова, но вещь, предмет, явление остается – такие слова называются архаизмами.

Существуют и специальные словари устаревших слов.

А также некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках.

Какие еще архаизмы вы знаете?

Отлично! Рада, что вы знаете устаревшие слова.

Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Четвёртое лишнее». Перед вами слова, найдите лишнее и объясните почему вы так думаете.

1. Бумага

2. Халат

3. Лошадь

4. Интернет

И так, какое слово выбрали? Почему?

Верно, это слово появилось в речи сравнительно недавно

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и   понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы.

Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм –  новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы.

А какие слова неологизмы вы знаете? Попробуйте объяснить их значение. Может это те слова, которые вы используете в повседневно жизни.

Отлично! Ну, а с еще одним языковым понятием поможет нам рассказ Н.Сладкова «Овсянка»

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Что интересного вы заметили?

Какие одинаково звучащие слова вы услышали?

Верно, и они имеют разное значение. Такие слова в русском языке принято называть омонимами, то есть это слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Приведите примеры омонимов в русском языке.

Замечательно! Продолжайте работать в том же духе.

 

 

 

 

Шея

Глаза

Щёки

Лоб

Плечи

Палец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют неологизмы, которые знают и объясняют их значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одно слово имеет 2 значения

Овсянка (каша) и овсянка (птица)

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры омонимов

Первичное  закрепление новых знаний

 

И так, что же обозначают архаизмы? Какие архаизмы вы запомнили, узнали?

Что такое омонимы? Какие омонимы вы знаете?

Что вы узнали о неологизмах?

 

Вы невероятно быстро учитесь!

это слова, обозначающие предметы, явления, действия, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новыми, но имеющие синонимы в современной речи.

это слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

это слова, которые не так давно появились в языке.

Включение в систему знаний и повторение

 

Сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Каждая колонка – это одна группа.

Но для начала давайте повторим правила работы в группе.

Каждой группе я выдам конверт с заданием, после его выполнения мы обменяемся результатами. На выполнение даю вам 7 минут.

1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова (архаизмы); слова, которые используются в языке сегодня.

 

2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.

 

3 группа.  Найди в стихах омонимы и объясните их значение:

 

1.В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик шел косой.

2. Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла

Отлично, вы великолепно справились с заданием!

 

Говори тихо; выслушивай мнение товарища до конца; не перебивайте друг друга; будь вежлив и сдержан.

 

 

А: писало, промокашка

С: перо, учитель, лицей, гимназия

 

 

 

А: уста, око, лавочник

Н: продленка, презентация, менеджер, браузер 

 

 

 

Косой- инструмент, для скашивания травы

Косой- кривой линией

 

 

Мыла- моющее средство

Мыла- действие

Рефлексия

 

И так, чем мы занимались на этом занятии?

Какие открытия сделали?

Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?   

Где мы можем применить наши знания?

В случае затруднения кто придет к вам на помощь?

Что больше всего вас заинтересовало?

А теперь, закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

Словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

В качестве домашнего задания предлагаю найти в толковом словаре слова по новой теме, а на следующем уроке проверим, кто, что нашел.

 

 

 





 


 

Технологическая карта пробного внеурочного занятия по русскому языку

Технологическая карта пробного внеурочного занятия по русскому языку

Тема урока: «Архаизмы, неологизмы, омонимы

Тема урока: «Архаизмы, неологизмы, омонимы

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Лексика (от греч. – «словесный») – раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка

Лексика (от греч. – «словесный») – раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка

Отлично! Рада, что вы знаете устаревшие слова

Отлично! Рада, что вы знаете устаревшие слова

Как это вкусная? Как с молоком? -

Как это вкусная? Как с молоком? -

Включение в систему знаний и повторениеСейчас я предлагаю поработать вам в группах

Включение в систему знаний и повторениеСейчас я предлагаю поработать вам в группах

Рефлексия И так, чем мы занимались на этом занятии?

Рефлексия И так, чем мы занимались на этом занятии?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020