Урок русского языка в 1 классе
Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Цели:
· познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
· проанализировать ситуацию описания внешности;
· развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;
· развивать навык каллиграфического письма.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор).
- Формировать ценностно-смысловые установки личностной позиции.
- Развивать самостоятельность.
- Формировать мотивацию.
Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)
-Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Удерживать внимание при решении учебной задачи.
-Учиться высказывать свое предположение (версию).
- Проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства;
Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)
- Знакомство учащихся с ситуацией описания внешности; со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи, согласно грамматическим нормам речи,
- Сотрудничать в группе, совместно договариваться о правилах общения в групповых формах работы и в паре и следовать им,
- Уметь донести свою позицию и понять других.
Оборудование:
иллюстрация с изображением щенка; аудиозапись песни «Пропала собака». Русский язык. 1 класс. Электронный образовательный ресурс для работы в классе / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана – Граф, 2012.; тексты для работы в группе для составления объявления; презентация, корзина с фруктами
Используемые технологии - проблемно-диалогическая, игровая, групповая.
Используемые методы - словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.
Используемые формы организации познавательной деятельности - беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах и группах.
I. Мотивация к учебной деятельности.
(Звенит звонок)
- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю вернуться на несколько лет назад, когда вы были первоклассниками. Закройте глаза и на счет «Три!» сделайте один оборот вокруг себя (звучит музыка).
(Звенит звонок)
- Добрый день, ребята! Я скажу слова "Добрый день..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Добрый день всем девочкам!..
- Добрый день всем мальчикам!..
- Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!..
- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!..
- Добрый день всем, кто любит конфеты! ...
- Добрый день всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.
Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.
II. Актуализация знаний.
Психологический настрой. (Фонограмма о дружбе, друзьях.)
- Есть ли у вас друзья?
- Кто такой друг?
- Только ли человек может быть другом?
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собачка)
- Синоним - щенок.
Минутка чистописания.
· Откройте тетради и напишите по образцу заглавную и строчную буквы Щщ, постарайтесь выполнить работу красиво и аккуратно.
· Перед тем, как вы начнёте писать, вспомним, как нужно сидеть при письме и сделаем гимнастику для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём.
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать теперь начнём.
(Работа в тетради)
- Возьмите карандаш и подчеркните самый красивый элемент.
- Дайте характеристику звуку Щ.
III. Целеполагание
- Ребята, а у кого есть щенок? Расскажите, какой он? (добрый, ласковый, маленький, послушный)
- К какой группе относятся эти слова? Что обозначают?
- Предположите тему урока. (Возможно, мы будем изучать новую группу слов, отвечающих на вопрос «какой?»)
- К чему мы будем стремиться на занятии? (Будем учиться находить их в тексте, задавать правильно вопросы.)
IV. Первичное закрепление.
1.
-
Посмотрите на экран. Найдите Вову, Антона, Гришу.
- Догадайтесь, кто из них Антон, который рассказал о себе так. (Читает ученик по
карточке)
«Я среднего роста. У меня коричневые
короткие волосы и карие глаза»
-
Вам удалось по описанию внешности определить, кто из мальчиков Антон?
- Какой признак стал для вас определяющим? (короткие коричневые волосы)
- Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)
- Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона?
- Какие волосы у мальчика?
- Какие у него глаза?
- Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?».
- Что помогли нам сделать эти слова? (Описать внешность мальчиков).
- Если нужно описать человека, о чем нужно рассказать?
- Можно ли при описании еще что-то добавлять? (Указывать на рост, цвет и длину волос, какие глаза, во что одет, какая прическа, особые приметы, какая походка).
2. А сейчас давайте поиграем. Я загадала кого-то из вас, попробуйте мне задавать вопросы, чтоб понять, кто же это? План на доске вам поможет. (Дети задают вопросы и угадывают, кого загадала).
- Назовите вопросы, какие мне задавали? (Какой, какая, какое, какие?)
Эти вопросы идут всегда рядом при описании внешности.
Физкультминутка
«Попробуй, покажи!»
Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать описание предметов, т.е. их признак: большой, маленький, горячий, холодный, узкий, широкий, веселый, грустный, легкое, тяжелое, сладкая, горькая, игривый
V. Постановка проблемы.
- Ребята, давайте вернемся к нашим мальчикам. Вы заметили, что Антон грустный.
Послушайте, что случилось! (Звучит 1 куплет песни «Пропала собака»)
Висит на заборе, колышется ветром,
Колышется ветром бумажный листок.
Пропала собака, пропала собака,
Пропала собака по кличке Дружок.
- Почему Антон такой грустный?
- Давайте поможем ему найти щенка.
VI. Поиск решения проблемы.
1. - А как поступают люди в такой ситуации? (заслушиваются варианты ответов)
- В подобной ситуации (когда кто-то потерялся) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление.
- Вы знаете, Антон тоже написал объявление. Послушайте его.
Объявление.
Потерялся щенок по кличке Дружок. У него есть уши, лапки, хвостик. Помогите найти моего друга.
- Но результатов поиска пока нет. Как вы думаете, почему?
2. Работа в группах. Составление описания внешности щенка.
- Ребята, давайте поможем составить объявление так, чтобы Антон смог быстрее найти своего друга. Посмотрите на фотографию щенка и по внешнему виду более подробно дать описание собаки.
Работаем в группе.
- Ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова?
- Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности?
- Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы дополняете текст объявления словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Они есть у вас на карточке.
Объявление.
Потерялся совсем ______________ щенок по кличке Дружок. У него _________ уши. Шёрстка ______________ и _____________ пятна. Дружок _____________ и _______________.
Слова-подсказки: добрый, маленький, ласковый, висячие, беленькая, рыжие, симпатичный
Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп.
У. Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы сумели помочь Антону?
(Раздается лай собаки, на слайде появляется картинка Антона и щенка)
- А я вам желаю, чтобы вы никогда не теряли своих родных и друзей!
VII. Закрепление полученных знаний.
- Ребята, встретились наши герои. И они пришли к нам со словами благодарности. Дружок принес вам корзину с фруктами. Какие? Догадайтесь!
(учитель приносит закрытую корзину)
- Один ученик от группы будет доставать по одному фрукту, не показывая вам, называть его признаки. Ваша задача – догадаться, о чем идет речь.
Яблоко
Банан
Виноград
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-
При помощи, каких вопросов мы научились описывать внешность?
-
Какое у вас настроение после работы на уроке?
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.
- А Дружок с вами не прощается. Он говорит: До свидания!
4. Подбор к словам-предметам слова-признаки (работа в группах)
1 группа- ПЕС
2 группа- ЩЕНЯТА
3 группа- СОБАКА
(преданный, пушистые, породистая, смешные, верная, взрослая, забавные, воспитанные, голодная, любимый, умный, добрый, мохнатая, злой, сторожевой, пограничная, цирковой, ласковые, неуклюжие, быстрые, длинноухий)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.