Урок русского языка в 1 классе «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 1 классе.docx

Урок русского языка в 1 классе

 

Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Цели:

·         познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;

·         проанализировать ситуацию описания внешности;

·         развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;

·         развивать навык каллиграфического письма.

 

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор).

- Формировать ценностно-смысловые установки личностной позиции.

- Развивать самостоятельность.

- Формировать мотивацию.

Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)

-Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Удерживать внимание при решении учебной задачи.

-Учиться высказывать свое предположение (версию).

- Проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства;

Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

- Знакомство учащихся с ситуацией описания внешности; со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи, согласно грамматическим нормам речи,

- Сотрудничать в группе, совместно договариваться о правилах общения в групповых формах работы и в паре и следовать им,

- Уметь донести свою позицию и понять других.

Оборудование:

иллюстрация с изображением щенка; аудиозапись песни «Пропала собака». Русский язык. 1 класс. Электронный образовательный ресурс для работы в классе / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана – Граф, 2012.; тексты для работы в группе для составления объявления; презентация, корзина с фруктами

Используемые технологии - проблемно-диалогическая, игровая, групповая.

Используемые методы - словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности - беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах и группах.

 

 

 

 

I. Мотивация к учебной деятельности.

 

(Звенит звонок)

- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю вернуться на несколько лет назад, когда вы были первоклассниками. Закройте глаза и на счет «Три!» сделайте один оборот вокруг себя (звучит музыка).

(Звенит звонок)

- Добрый день, ребята! Я скажу слова "Добрый день..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Добрый день всем девочкам!..

- Добрый день всем мальчикам!..

- Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!..

- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!..

- Добрый день всем, кто любит конфеты! ...

- Добрый день всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.

Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.

II. Актуализация знаний.

 Психологический настрой. (Фонограмма о дружбе, друзьях.)

- Есть ли у вас друзья?

- Кто такой друг?

- Только ли человек может быть другом?

Живет под крылечком, а хвост колечком.  (Собачка)

- Синоним - щенок. 

 Минутка чистописания.

·         Откройте тетради и напишите по образцу заглавную и строчную буквы Щщ, постарайтесь выполнить работу красиво и аккуратно.

·         Перед тем, как вы начнёте писать, вспомним, как нужно сидеть при письме и сделаем гимнастику для пальчиков.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём.

Средний с вами мы погладим,

Безымянный пощипаем,

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы встряхнём

И писать теперь начнём.

(Работа в тетради)

- Возьмите карандаш и подчеркните самый красивый элемент.

- Дайте характеристику звуку Щ.

 

III. Целеполагание

- Ребята, а у кого есть щенок? Расскажите, какой он?  (добрый, ласковый, маленький, послушный)

- К какой группе относятся эти слова? Что обозначают?

- Предположите тему урока. (Возможно, мы будем изучать новую группу слов, отвечающих на вопрос «какой?»)

- К чему мы будем стремиться на занятии? (Будем учиться находить их в тексте, задавать правильно вопросы.)

IV. Первичное закрепление.

1.  - Посмотрите на экран. Найдите Вову, Антона, Гришу.
- Догадайтесь, кто из них Антон, который рассказал о себе так. (Читает ученик по карточке)

«Я среднего роста. У меня коричневые короткие волосы и карие глаза»

- Вам удалось по описанию внешности определить, кто из мальчиков Антон?
- Какой признак стал для вас определяющим? (короткие коричневые волосы)
- Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)
- Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона?
- Какие волосы у мальчика?
- Какие у него глаза?

- Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?».

- Что помогли нам сделать эти слова? (Описать внешность мальчиков).

- Если нужно описать человека, о чем нужно рассказать? 

- Можно ли при описании еще что-то добавлять? (Указывать  на рост,  цвет и длину волос, какие глаза, во что одет, какая прическа, особые приметы, какая походка).

2. А сейчас давайте поиграем. Я загадала кого-то из вас, попробуйте мне задавать вопросы, чтоб понять, кто же это?  План на доске вам поможет. (Дети задают вопросы и угадывают, кого загадала).

- Назовите вопросы, какие  мне задавали? (Какой, какая, какое, какие?)

Эти вопросы идут всегда рядом при описании внешности.

Физкультминутка

«Попробуй, покажи!»

Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать описание предметов, т.е. их признак: большой, маленький, горячий, холодный, узкий, широкий, веселый, грустный, легкое, тяжелое, сладкая, горькая, игривый

 

V. Постановка проблемы.

- Ребята, давайте вернемся к нашим мальчикам. Вы заметили, что Антон грустный.

Послушайте, что случилось! (Звучит 1 куплет песни «Пропала собака»)

Висит на заборе, колышется ветром,

Колышется ветром бумажный листок.

Пропала собака, пропала собака,

Пропала собака по кличке Дружок.

- Почему Антон такой грустный?

- Давайте поможем ему найти щенка.

 

VI. Поиск решения проблемы.

1. - А как поступают люди в такой ситуации? (заслушиваются варианты ответов)

- В подобной ситуации (когда кто-то потерялся) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление.

- Вы знаете, Антон тоже написал объявление. Послушайте его.

                                                   Объявление.

     Потерялся щенок по кличке Дружок.  У него есть уши, лапки, хвостик. Помогите найти моего друга.

- Но результатов поиска пока нет. Как вы думаете, почему?

2.  Работа в группах. Составление описания внешности щенка.

- Ребята, давайте поможем составить объявление так, чтобы Антон смог быстрее найти своего друга. Посмотрите на фотографию щенка и по внешнему виду более подробно дать описание собаки.

Работаем в группе.

- Ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова?                                                     

- Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности?

- Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы дополняете текст объявления словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Они есть у вас на карточке.

                                                   Объявление.

     Потерялся совсем ______________   щенок по кличке Дружок.  У него _________ уши.  Шёрстка ______________ и _____________ пятна. Дружок _____________ и _______________.

Слова-подсказки: добрый, маленький, ласковый, висячие, беленькая, рыжие, симпатичный

 

Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп.

У. Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы сумели помочь Антону?

 

(Раздается лай собаки, на слайде появляется картинка Антона и щенка)

- А я вам желаю, чтобы вы никогда не теряли своих родных и друзей!

 

VII. Закрепление полученных знаний.

- Ребята, встретились наши герои. И они пришли к нам со словами благодарности.  Дружок принес вам корзину с фруктами. Какие? Догадайтесь!

(учитель приносит закрытую корзину)

- Один ученик от группы будет доставать по одному фрукту, не показывая вам, называть его признаки. Ваша задача – догадаться, о чем идет речь.

Яблоко

Банан

Виноград

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- При помощи, каких вопросов мы научились описывать внешность?
- Какое у вас настроение после работы на уроке?

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя  за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

- А Дружок с вами не прощается. Он говорит: До свидания!

 

 

 

      4. Подбор к словам-предметам слова-признаки (работа в группах)

1 группа- ПЕС

2 группа- ЩЕНЯТА

3 группа- СОБАКА

(преданный, пушистые, породистая, смешные, верная, взрослая, забавные, воспитанные, голодная, любимый, умный, добрый, мохнатая, злой, сторожевой, пограничная,  цирковой, ласковые, неуклюжие, быстрые, длинноухий)