Урок русского языка в 1 классе
Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Цели:
· познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
· проанализировать ситуацию описания внешности;
· развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;
· развивать навык каллиграфического письма.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор).
- Формировать ценностно-смысловые установки личностной позиции.
- Развивать самостоятельность.
- Формировать мотивацию.
Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)
-Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Удерживать внимание при решении учебной задачи.
-Учиться высказывать свое предположение (версию).
- Проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства;
Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)
- Знакомство учащихся с ситуацией описания внешности; со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи, согласно грамматическим нормам речи,
- Сотрудничать в группе, совместно договариваться о правилах общения в групповых формах работы и в паре и следовать им,
- Уметь донести свою позицию и понять других.
Оборудование:
иллюстрация с изображением щенка; аудиозапись песни «Пропала собака». Русский язык. 1 класс. Электронный образовательный ресурс для работы в классе / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана – Граф, 2012.; тексты для работы в группе для составления объявления; презентация, корзина с фруктами
Используемые технологии - проблемно-диалогическая, игровая, групповая.
Используемые методы - словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.
Используемые формы организации познавательной деятельности - беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах и группах.
I. Мотивация к учебной деятельности.
(Звенит звонок)
- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю вернуться на несколько лет назад, когда вы были первоклассниками. Закройте глаза и на счет «Три!» сделайте один оборот вокруг себя (звучит музыка).
(Звенит звонок)
- Добрый день, ребята! Я скажу слова "Добрый день..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Добрый день всем девочкам!..
- Добрый день всем мальчикам!..
- Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!..
- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!..
- Добрый день всем, кто любит конфеты! ...
- Добрый день всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.
Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.
II. Актуализация знаний.
Психологический настрой. (Фонограмма о дружбе, друзьях.)
- Есть ли у вас друзья?
- Кто такой друг?
- Только ли человек может быть другом?
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собачка)
- Синоним - щенок.
Минутка чистописания.
· Откройте тетради и напишите по образцу заглавную и строчную буквы Щщ, постарайтесь выполнить работу красиво и аккуратно.
· Перед тем, как вы начнёте писать, вспомним, как нужно сидеть при письме и сделаем гимнастику для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём.
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать теперь начнём.
(Работа в тетради)
- Возьмите карандаш и подчеркните самый красивый элемент.
- Дайте характеристику звуку Щ.
III. Целеполагание
- Ребята, а у кого есть щенок? Расскажите, какой он? (добрый, ласковый, маленький, послушный)
- К какой группе относятся эти слова? Что обозначают?
- Предположите тему урока. (Возможно, мы будем изучать новую группу слов, отвечающих на вопрос «какой?»)
- К чему мы будем стремиться на занятии? (Будем учиться находить их в тексте, задавать правильно вопросы.)
IV. Первичное закрепление.
1.
-
Посмотрите на экран. Найдите Вову, Антона, Гришу.
- Догадайтесь, кто из них Антон, который рассказал о себе так. (Читает ученик по
карточке)
«Я среднего роста. У меня коричневые
короткие волосы и карие глаза»
-
Вам удалось по описанию внешности определить, кто из мальчиков Антон?
- Какой признак стал для вас определяющим? (короткие коричневые волосы)
- Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)
- Найдите слово и прочитайте, какой рост у Антона?
- Какие волосы у мальчика?
- Какие у него глаза?
- Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?».
- Что помогли нам сделать эти слова? (Описать внешность мальчиков).
- Если нужно описать человека, о чем нужно рассказать?
- Можно ли при описании еще что-то добавлять? (Указывать на рост, цвет и длину волос, какие глаза, во что одет, какая прическа, особые приметы, какая походка).
2. А сейчас давайте поиграем. Я загадала кого-то из вас, попробуйте мне задавать вопросы, чтоб понять, кто же это? План на доске вам поможет. (Дети задают вопросы и угадывают, кого загадала).
- Назовите вопросы, какие мне задавали? (Какой, какая, какое, какие?)
Эти вопросы идут всегда рядом при описании внешности.
Физкультминутка
«Попробуй, покажи!»
Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать описание предметов, т.е. их признак: большой, маленький, горячий, холодный, узкий, широкий, веселый, грустный, легкое, тяжелое, сладкая, горькая, игривый
V. Постановка проблемы.
- Ребята, давайте вернемся к нашим мальчикам. Вы заметили, что Антон грустный.
Послушайте, что случилось! (Звучит 1 куплет песни «Пропала собака»)
Висит на заборе, колышется ветром,
Колышется ветром бумажный листок.
Пропала собака, пропала собака,
Пропала собака по кличке Дружок.
- Почему Антон такой грустный?
- Давайте поможем ему найти щенка.
VI. Поиск решения проблемы.
1. - А как поступают люди в такой ситуации? (заслушиваются варианты ответов)
- В подобной ситуации (когда кто-то потерялся) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление.
- Вы знаете, Антон тоже написал объявление. Послушайте его.
Объявление.
Потерялся щенок по кличке Дружок. У него есть уши, лапки, хвостик. Помогите найти моего друга.
- Но результатов поиска пока нет. Как вы думаете, почему?
2. Работа в группах. Составление описания внешности щенка.
- Ребята, давайте поможем составить объявление так, чтобы Антон смог быстрее найти своего друга. Посмотрите на фотографию щенка и по внешнему виду более подробно дать описание собаки.
Работаем в группе.
- Ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова?
- Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности?
- Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы дополняете текст объявления словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Они есть у вас на карточке.
Объявление.
Потерялся совсем ______________ щенок по кличке Дружок. У него _________ уши. Шёрстка ______________ и _____________ пятна. Дружок _____________ и _______________.
Слова-подсказки: добрый, маленький, ласковый, висячие, беленькая, рыжие, симпатичный
Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп.
У. Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы сумели помочь Антону?
(Раздается лай собаки, на слайде появляется картинка Антона и щенка)
- А я вам желаю, чтобы вы никогда не теряли своих родных и друзей!
VII. Закрепление полученных знаний.
- Ребята, встретились наши герои. И они пришли к нам со словами благодарности. Дружок принес вам корзину с фруктами. Какие? Догадайтесь!
(учитель приносит закрытую корзину)
- Один ученик от группы будет доставать по одному фрукту, не показывая вам, называть его признаки. Ваша задача – догадаться, о чем идет речь.
Яблоко
Банан
Виноград
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-
При помощи, каких вопросов мы научились описывать внешность?
-
Какое у вас настроение после работы на уроке?
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.
- А Дружок с вами не прощается. Он говорит: До свидания!
4. Подбор к словам-предметам слова-признаки (работа в группах)
1 группа- ПЕС
2 группа- ЩЕНЯТА
3 группа- СОБАКА
(преданный, пушистые, породистая, смешные, верная, взрослая, забавные, воспитанные, голодная, любимый, умный, добрый, мохнатая, злой, сторожевой, пограничная, цирковой, ласковые, неуклюжие, быстрые, длинноухий)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.