Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные звуки»
(УМК «Школа России»)
Тема урока: Согласные звуки
Цель урока: создать условия для знакомства с основными признаками согласных звуков и букв.
Задачи предметные:
- содействовать усвоению отличительных признаков согласных и гласных звуков;
- способствовать обогащению словаря учащихся; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике
- формировать графический навык и каллиграфический почерк;
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные и согласные звуки и различать согласные звуки по их признакам.
Оборудование урока: учебник русского языка, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, карточки букв.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Урок начать с минутки доброго общения:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Давайте их поприветствуем.
- Проверим, все ли готовы к уроку?
- Раз, два - выше голова!
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
- Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики. Пальчиковая гимнастика.
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
-Вспомним, о чём напоминает мудрая сова?
П. Самоопределение к деятельности.
(на доске карточки букв)
Б, Л, А, Е, Ж, З, И, Г, Ю,
-произнесите буквы;
- разделите буквы на две группы: Б Л Ж З Г и А Е И Ю
- по какому признаку разделите? (гласные, согласные)
- добавьте в каждую группу еще по 2 буквы;
- что вы знаете о гласных звуках?
- сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки;
- приведите примеры слов, в которых гласные образуют слог.
Ш. Работа по теме урока:
1.Наблюдение над согласными звуками.
(на доске написаны слова)
Дом конь гном слон осень
- Назовите начальные буквы в этих словах;
- Какие они обозначают звуки?
- А какое слово здесь лишнее? (осень) Почему?
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
- Чем похожи согласные звуки? (при произношении этих звуков встречаем во рту преграду)
А согласные согласны
Шелестеть, шипеть, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С с с – змеиный слышен свист,
Ш ш ш – шуршит опавший лист,
Ж ж ж – жуки в саду жужжат,
Р р р - моторы тарахтят.
Понаблюдайте, как произносятся согласные звуки, которые обозначены этими буквами.
Свободно ли проходит воздух через рот или встречает преграду? Какую преграду встречает струя воздуха?
Вывод.
Стихотворение о согласных звуках.
- Произнесите каждый звук. Что ты слышишь: только голос? шум? голос и шум?
Вывод.
- Составьте слово из записанных букв. Почему вы этого не можете сделать? Из чего состоят слова? Гласный или согласный образует слог? Вывод.
2. Работа по учебнику в парах
Упр.1 с.74
- Прочитайте задание.
- Какое задание нужно выполнить;
- Рассмотрите рисунок.
-Что вы видите на рисунке?
- Назовите предметы и по очереди произнесите друг другу слова (сыр, мышь)
-Что вы слышите: голос, шум или и то и другое?
- Какие это звуки? (согласные)
- Как отличить согласный звук от гласного звука?
- Из чего состоит согласный звук? (шума, голоса)
- Чем еще отличается согласный звук от гласного?
- Может ли согласный звук образовать слог?
- Послушайте правило. (Электронный сборник « аудирование»)
- На стр.75 найдите и прочитайте правило.
- Расскажите друг другу отличия согласного звука от гласного.
3 Работа в тетеради.
Минута чистописания. На доске написаны образцы букв: Ш-Щ, М-Л
- Как вы думаете, зачем нужно красиво писать?
- Рассмотрите пары букв.
- Как называется общий элемент для всех этих букв?
- Подумайте, чем отличаются элементы букв?
- Чем отличаются пары букв?
- Рассмотрите правильный наклон
- Напишите правильно и красиво, а потом проверьте друг у друга соответствуют ли они образцу.
Взяли ручку, сядем прямо,
Развернем углом тетрадь.
Скоро нас попросит мама
Научить ее писать!
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
- Оцените свою работу. Наиболее удачные буквы подчеркните зеленым карандашом.
(физкультминутка)
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо, влево, вправо…
Получается на славу. Молодцы!
4. Работа в учебнике в тетради.
- А теперь опять обратимся к учебнику с.75.упр.4
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в этом упражнении?.(работа в парах)
- Обсудите с соседом: Что общего у слов первой пары, второй?
- Что общего в 3 и 4?
- Запишите по 2 слова из каждой группы и разделите их на слоги.
- Составьте по одному предложению и запишите в тетрадь.
- Оцените свою работу.
Работа в группе.
- А какой главный 3 признак согласных звуков?
Поиграем в игру «Слоги рассыпались». Послушайте стихотворение.
Это было в воскресенье.
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогите гостей собрать.
Ан-зе-ге-о-дил
Ти-ло-ко-бра-мот
Па-кро-бе-раф
Ле-жи-пард!
- Собрав слоги, вы сможете узнать, кто был у слона на дне рождения.
- Может ли слог быть образован согласным звуком?
( физкультминутка)
Вы хорошо потрудились и, как помните, в сказке «Три поросенка» Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф любили порезвиться. И мы заслужили отдых.
Послушайте стихотворение и попробуйте его обыграть.
Свинки пляшут:
Скок-скок-скок!
На зелененький лужок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз-согнуться, разогнуться,
Два-нагнуться, потянуться,
Три-в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
5.Закрепление
Поднимите руку, кто любит отгадывать загадки. Проверим, как быстро и верно вы угадаете мои загадки. Я загадываю, кто первый отгадает – поднимает руку, называет отгадку и записывает ее на доске.
1.Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь,
Кто это?...
2.Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
3. Два
березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ...
4. Жаркий,
паркий Паровоз
Нам из кухни чай привёз.
3зв.,4б. 5зв.,5 б. 4зв.,4б. 6зв.,6б.
Гусь, вьюга, лыжи, чайник.
- Подчеркните твердые согласные. Подчеркните известные нам правила, объясните их. Посчитайте количество звуков и букв в словах.
(У доски по очереди работают 8 человек)
Сравните с доской и оцените правильно ли вы выполнили.
1У. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке в тетради (шкала самооценки). А теперь оцените свою работу на уроке: как работали над темой, все ли поняли, что-то было трудным … (сигнальные карточки).
Молодцы! Мы сегодня поработали на уроке продуктивно, справились с заданиями. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.