Русский язык 3 класс
Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.
Цель: повторить и обобщить знания о словах с удвоенными согласными.
Задачи:
1) Систематизирование знаний о словах с удвоенными согласными.
2) Расширение кругозора и развитие речи учащихся.
1.Оргмомент (слайд №2)
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок!
Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете? А если нельзя, может, не стоит и учиться?
-Тогда спрошу так: а можно знать много?
- Чтобы иного знать, надо каждый день узнавать что - то новое.
2.Формулирование темы урока
- Догадайтесь, какие слова я загадала (троллейбус, класс, аккордеон).
- Что объединяет все эти слова? Сформулируйте тему урока (Слова с удвоенными согласными).
3.Актуализация и углубление изученного.
- Ребята, мы уже несколько уроков изучаем эту тему. Как вы думаете, можем ли мы узнать что - то новое? Я помогу вам сделать маленькие открытия.
- А сначала вспомним, какие цели мы поставили в начале работы над этой темой (узнать, какие согласные бывают в словах удвоенными; запомнить как можно больше таких слов; научиться их узнавать среди других слов).
- Вот давайте и проверим, как хорошо вы знаете эти слова
Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь (ванна, антенна, шоссе, перрон, экспресс).
- А если вам придётся переносить слово, какое правило переноса вы вспомните? (Одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)
- В какой части слова здесь удвоенные согласные? (в корне). Да, верно. Такие слова пришли к нам из других языков.
- Пришла зима, наконец- то выпал снег, и к нам в класс залетело несколько снежинок. Но в тепле они стали таять и превратились в слова. Составьте из этих слов предложение и запишите его
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание
читает длинный рассказ.
- Разберём по составу слова с удвоенными согласными в этом предложении и выясним, в какой части слова эти согласные (Инна - в корне, длинный - на стыке корня и суффикса, рассказ - на стыке приставки и корня).
- Какие ещё имена людей с двойными согласными вы знаете?
4.Проблемная ситуация.
- Распределите данные слова в три столбика
Терраса, беззубый, подделка, коралл, матросский, грипп, лимонный, рассчитать, туманный, утренний.
I - удвоенные согласные в корне;
II - удвоенные согласные на стыке приставки и корня;
III - удвоенные согласные на стыке корня и суффикса.
- Какое слово вызвало у вас затруднение? (утренний). В этом слове двойная Н в суффиксе (- енн-). С подобными суффиксами вы будете знакомиться на уроках русского языка в 6 классе.
5. Динамическая пауза.
- Я называю словарные слова. Если в слове есть удвоенная согласная, то вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.
Комната, коллекция, праздник, килограмм, аккуратный, столица, лестница, аппетит, кроссворд, трамвай, русский.
6. Расширение знаний учащихся.
- Узнайте слово по его лексическому значению и запишите родственное ему имя прилагательное:
· место, где продают билеты (касса - кассовый);
· человек, который совершает поездку на поезде или другом виде транспорта (пассажир - пассажирский);
· помещение, где обучают детей одного возраста (класс - классный);
· шестой день недели (суббота - субботний);
· продукт, который добавляют в тесто (дрожжи - дрожжевой).
- Сохраняется ли удвоенная согласная в родственных словах? Почему? (Корни в родственных словах пишутся одинаково).
- Но так бывает не всегда. Посмотрите на эти слова
кристалл - кристальный
колонна - колонка
антенна - антенка
- Как же узнать написание таких слов? (в орфографическом словаре).
7 Работа в парах (вспомнить правила работы в парах).
- А где в жизни нам могут пригодиться знания о словах с удвоенными согласными? (При написании различных текстов). Восстановите текст, вставив нужные слова (дети получают листочки с заданием).
Я учусь в третьем ... . У нас дружный ... . Каждую ... мы ходим в ... . После уроков ... мальчиков любит играть в ... и ... .
Слова для справок: бассейн, группа, суббота, хоккей, класс, теннис, коллектив.
- Как бы вы озаглавили получившийся рассказ? Проверьте свою работу
8. Рефлексия
-Закончите предложение:
· Я похвалил бы себя за ...
· Особенно мне понравилось ...
· Сегодня мне удалось ...
· Я понял, что ...
· Теперь я могу ...
9. Итог урока
МОЛОДЦЫ!
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.