Ф.И.О. учителя Зыкова Ольга Викторовна
Класс: 4 Предмет: Русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме « Имя существительное»
Цель урока: создание условий для систематизации изученного материала по теме «Имя существительное» и выявления уровня овладения системой знаний и умений по данной теме.
Результаты
· Предметные:
- определять морфологические признаки имен существительных ,понимать их роль и значение в речи
-формировать умения работать с текстом
-проверять правильность письменной речи, исправлять допущенные ошибки
· Метапредметные:
-продолжить развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение, а также концентрации, переключения внимания;
-представлять информацию в форме кластера, таблицы
-способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
-вовлечь учеников в процесс самостоятельного поиска
· Личностные:
-воспитывать чувства товарищества, коллективизма, патриотические чувства
-развивать коммуникативные способности учащихся;
Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:
- частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы;
- дозирование времени на выполнение заданий;
- создание положительного психологического климата;
- ориентация учащихся на успех.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, фонограмма, наглядность для доски, буклеты с кластером, ЦОР
для учащихся – карточки для индивидуальной работы, листы самооценки.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная и коллективная.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня. Меня зовут Ольга Викторовна. Я сегодня ваш учитель, а вы - мои ученики.
Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, улыбнитесь. А сейчас с хорошим настроением начнем наш урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Послушайте, пожалуйста, отрывок из песни и скажите, о каком событии из истории нашей страны говорится в песне? (День Победы советских войск над фашистской Германией)
- Сколько лет в этом году исполняется со дня Победы? (75 лет)
-Какие черты характера помогли советскому народу одержать победу? (Смелость, мужество, стойкость, отвага, патриотизм, героизм) Слайд
- Посмотрите внимательно ещё раз на эти слова и скажите, можно ли их объединить в одну группу по какому – либо признаку с точки зрения русского языка? (Все эти слова являются именами существительными).
-К какой части речи они относятся?
-Верно, все эти слова существительные, и вы, наверное, уже догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему урока. Слайд
- Да, мы будем говорить об имени существительном.
- Попробуйте каждый сформулировать цель урока.
- Сегодня мы постараемся вспомнить и повторить, что вы уже знаете об имени существительном. Для этого нам нужно слушать друг друга, быть внимательными и проявить свои лучшие качества как солдаты на войне.
-Ребята, многие солдаты во время войны были награждены орденами и медалями.
-Сегодня на уроке каждый из вас тоже может получить награду за свои знания и старание. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вот такую красную звезду.
3. Актуализация знаний
-Чтобы систематизировать все знания по теме «Имя существительное», мы с вами заполним кластер. (слайд «Имя сущ.»)
-Что обозначает имя сущ.?(предмет или явление)
-На какие вопросы отвечает в нач.форме? (кто,что) Слайд
-Что ещё вы знаете про имя существительное?
-Молодцы, ребята, вы уже много знаете про имя сущ. Поэтому я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями.
4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
-На какие 2 группы можно поделить все морфологические признаки имен существительных? (постоянные, непостоянные) Слайд
-Возьмите лист зелёного цвета и выполните ваше первое задание. На выполнение этого задания даётся 4 минуты, хранителем времени буду я.
Карточка
-Заполните таблицу, определите признаки данных имён существительных.
Слово |
Вопрос |
Одуш. Неодуш. |
Собств. Нариц. |
Род |
Число |
мужество |
|
|
|
|
|
победа |
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания: Все сделал правильно-красная звезда (из конвертика)
|
-Время вышло, проверяем. Посмотрите на экран, проверьте по эталону. Слайд
Слово |
Вопрос |
Одуш. Неодуш. |
Собств. Нариц. |
Род |
Число |
мужество |
Что? |
Неодуш. |
Нариц. |
Ср.р. |
Ед.ч. |
победа |
Что? |
Неодуш. |
Нариц. |
Ж.р. |
Мн.ч. |
-Как определяли каждый признак?
-В какую группу вы отнесёте этот признак? (появл. на слайде признаки )
-Оцените свою работу. Поднимите звезду те, кто справился с заданием.
5. Физминутка.
«Бравые солдаты»
-Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два
-Кто шагает дружно в ряд?
-Боевой отряд ребят.
Руки в стороны разводим,
Полетели и на место тихо сели.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
-А дальше я предлагаю поработать в группах, для этого объединитесь по 4 человека.
- Вспомните и расскажите правила работы в группе. (выслушиваю )
-Ребята, а самое важное правило-умение договариваться. Выберите в каждой группе командира, который будет распределять обязанности и готовить защиту выступления.
-Возьмите синие конверты. (раздать по два текста на группу)
Мечта
С самого раннего детства Серёжа Краснопёров грезил самолётами. Он читал книги о полётах знаменитых лётчиков на Северный полюс. Отец помог Серёже осуществить детскую мечту. Он отправил сына на учёбу в город Сарапул. В городе находился аэродром. После учёбы Сергей часто приезжал на аэродром. Он наблюдал за полётами планеров и самолётов.
Весть о войне застала Сергея Краснопёрова в Балашовской авиационной школе.
- Прочитайте текст.
-Значение каких слов вам не понятны? (грезил-мечтал, знаменитых-очень известных, аэродром- участок земли для взлета, посадки и стоянки самолетов, планер- безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для парящего полета)
-Определите тему текста. (о лётчике Сергее Краснопёрове)
-Что вы о нём узнали?(рассказ о Краснопёрове)
(Портрет на доску) Красноперов Сергей Леонидович –наш земляк. На фронте он командовал экипажем самолёта ИЛ-2(на доску изображение самолёта) Совершил более 74 боевых вылетов. В одном из боёв самолёт был подбит, лётчик погиб. Родина высоко оценила его подвиг, он был удостоен звания Героя Советского союза. В Чернушке на аллее Славы установлен бюст, чтобы люди не забывали о его подвиге.
- Более подробную информацию о нем вы можете найти в интернете или прочитать книгу Ивана Гурина «Свет погасшей звезды».
-А мы продолжаем работу с текстом. Каждой группе нужно будет выполнить своё задание, которое находится в конверте жёлтого цвета. Время на выполнения задания 5 минут, я хранитель времени. Внимательно прочитайте задания и приступите к работе. .
1 группа( жёлтый конверт)
1. Каждый выберите по одной карточке.
2.Выполните задание и сделайте вывод.
Вывод: чтобы определить падеж имён существительных, нужно______________________________________________________________________________________________________________________________
-Время вышло, проверяем.
-Слово предоставляется первой группе.(отчёт 1 группы)
-Падеж- это признак постоянный или непостоянный? Слайд
-Кто выполнил верно, возьмите звёздочку. Молодцы!
-Слово 2 группе.
2 группа(жёлтый конверт)
1.Выпишите из текста по одному имени существительному 1,2,3-го склонения.
2.Сделайте вывод.
Карточка 4
Вывод: чтобы определить склонение, надо определить________и найти________________. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания________, то они 1-го склонения. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания__________, то они 2-го склонения. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания________, то они 3-го склонения.
-В какую группу признаков отнесём склонение? Слайд
-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!
-Послушаем отчёт 3 группы.
3 группа (жёлтый конверт)
1.Каждый из группы возьмите 1 карточку.
2.Подчеркните основу предложения.
3.Сделайте вывод.
Вывод: В предложении имя существительное может быть________________ или__________________членом предложения.
-Мы с вами вспомнили о роли существительного в предложении. Слайд
-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!
-Слово передаём 4 группе.
4 группа(жёлтый конверт)
1. Каждый из группы выберите по одному предложению и вставьте пропущенные окончания у имен существительных.
2. Ответьте на вопрос:
-На что нужно обратить внимание, чтобы правильно вставить безударные окончания у имен существительных?
1.С самого раннего детств.. Серёжа Краснопёров грезил самолёт... 2.Он читал книг.. о полётах знаменитых лётчик.. на Северный полюс. Отец помог Серёже осуществить детскую мечту. 3.Он отправил сын.. на учёб.. в город Сарапул. В городе находился аэродром. После учёбы Сергей часто приезжал на аэродром. 4.Он наблюдал за полёт… планеров и самолёт….
Весть о войне застала Сергея Краснопёрова в Балашовской авиационной школе.
-Прочитайте предложения, проверим, что у вас получилось. Остальные группы проверяют по тексту.
-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!
-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных - это …………….(орфограмма).
-Ещё про одну орфограмму расскажет 5 группа.
Группа 5 (жёлтый конверт)
1. Выполните тест на компьютере. Каждый участник группы отвечает на один вопрос.
2. Назовите правило, которое применяли, чтобы выполнить тест.
Правило: В именах существительных ______ рода после шипящих мягкий знак__________________, а в именах существительных ______рода после шипящих мягкий знак ______________________.
-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!
-Все группы отчитались. Предлагаю оценить вашу работу в группе, возьмите лист самооценки.
7. Подведение итога урока.
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы систематизировали ваши знания по теме «Имя существительное» в форме кластера.
-Вспомните, какую цель ставили в начале урока? Достигли её?
-Что нового вы узнали на уроке?
-С каким героем Великой Отечественной войны Чернушинского района вы познакомились?
- Мы приклеим звёздочки, которые вы сегодня получили, на самолёт в дань памяти тем, кто погиб. Ведь пока мы о них помним, они живы. (вывешиваю на доску «Пока мы помним, они живы»)
8. Рефлексия и оценивание.
Учитель: Дети, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем участникам вашей группы проявить себя. Поэтому вы большие молодцы! За вашу работу на уроке я дарю вам логотип 2020 года, года Памяти и Славы. А на обратной стороне вся наша с вами плодотворная работа на уроке. Этот кластер будет вашим помощником на уроках и при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание (на листе самооценки с обратной стороны)
-Задание на выбор: выполните то задание, которое вам по силам.
Склонение имён
существительных.
1 уровень.
Спишите.
Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по
степи, напиши бабушке, вечер за книгой,
альбом подруги, протекает по равнине, был за
школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти
существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён
существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки.
В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.