Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное (обобщение)"

  • docx
  • 11.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 4 класс Имя существительное .docx

Ф.И.О. учителя  Зыкова Ольга Викторовна

Класс:  4                               Предмет:  Русский язык

Место и роль урока в изучаемой теме:  урок обобщения и систематизации знаний  обучающихся по теме « Имя существительное» 

Цель урока: создание условий для систематизации изученного материала по теме «Имя существительное» и  выявления уровня овладения системой знаний и умений по данной теме.

Результаты

·        Предметные:

- определять морфологические признаки имен существительных ,понимать их роль и значение в речи

-формировать умения работать с текстом

-проверять правильность письменной речи, исправлять допущенные ошибки

·        Метапредметные:

-продолжить развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение, а также концентрации,  переключения внимания;

-представлять информацию в форме кластера, таблицы

-способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

-вовлечь учеников в процесс самостоятельного поиска

·        Личностные:

 -воспитывать чувства товарищества, коллективизма, патриотические чувства

-развивать коммуникативные способности учащихся;

 

Здоровьесберегающие технологии, используемые  на уроке:

- частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы;

- дозирование времени на выполнение заданий;

- создание положительного психологического климата;

- ориентация учащихся на успех.

Дидактические средства:

для учителя – презентация, фонограмма, наглядность для доски, буклеты с кластером, ЦОР

для учащихся –  карточки для индивидуальной работы, листы самооценки.

Методы обучения:  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная и коллективная.

Ход  урока

1. Организационный этап.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня. Меня зовут Ольга Викторовна. Я сегодня ваш учитель, а вы - мои ученики.

Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, улыбнитесь. А сейчас с хорошим настроением начнем наш урок.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из песни и скажите, о каком событии из истории нашей страны говорится в песне? (День Победы советских войск над фашистской Германией)

- Сколько лет в этом году исполняется со дня Победы? (75 лет)

-Какие черты характера помогли  советскому народу одержать победу? (Смелость, мужество, стойкость, отвага, патриотизм, героизм) Слайд

- Посмотрите внимательно ещё раз  на эти слова и скажите, можно ли их объединить  в одну группу по какому – либо признаку с точки зрения русского языка? (Все эти слова  являются именами существительными).

-К какой части речи они относятся?

-Верно, все эти слова существительные, и вы, наверное, уже догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему урока. Слайд

- Да, мы будем говорить об имени существительном.

- Попробуйте каждый  сформулировать цель урока.

 

- Сегодня мы постараемся вспомнить и повторить, что вы уже знаете об имени существительном. Для этого нам нужно слушать друг друга, быть внимательными и проявить свои лучшие качества как солдаты на войне.

-Ребята, многие солдаты во время войны были награждены орденами и медалями. 

-Сегодня на уроке каждый из вас тоже может получить награду за свои знания и старание. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вот такую красную звезду.

3. Актуализация знаний

-Чтобы систематизировать все знания по теме «Имя существительное», мы с вами заполним кластер. (слайд «Имя сущ.»)

-Что обозначает имя сущ.?(предмет или явление)

-На какие вопросы отвечает в нач.форме? (кто,что) Слайд

-Что ещё вы знаете про имя существительное?

-Молодцы, ребята, вы уже много знаете про имя сущ. Поэтому я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями.

4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

-На какие 2 группы можно поделить все морфологические признаки имен существительных? (постоянные, непостоянные) Слайд

-Возьмите лист зелёного цвета и выполните ваше первое задание. На выполнение этого задания  даётся 4 минуты, хранителем времени буду я.

Карточка

-Заполните таблицу, определите признаки данных имён существительных.

 

Слово

Вопрос

Одуш.

Неодуш.

Собств.

Нариц.

Род

Число

мужество

 

 

 

 

 

победа

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

Все сделал правильно-красная звезда (из конвертика)

 

 

-Время вышло, проверяем. Посмотрите на экран, проверьте по эталону. Слайд

Слово

Вопрос

Одуш.

Неодуш.

Собств.

Нариц.

Род

Число

мужество

Что?

Неодуш.

Нариц.

Ср.р.

Ед.ч.

победа

Что?

Неодуш.

Нариц.

Ж.р.

Мн.ч.

-Как определяли каждый признак?

-В какую группу вы отнесёте этот признак? (появл. на слайде признаки )

-Оцените свою работу. Поднимите звезду те, кто справился с заданием.

5. Физминутка.

«Бравые солдаты»

-Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два

-Кто шагает дружно в ряд?

-Боевой отряд ребят.

Руки в стороны разводим,

Полетели и на место тихо сели.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

 -А дальше я предлагаю поработать в группах, для этого объединитесь по 4 человека.

- Вспомните  и расскажите правила работы в группе. (выслушиваю )

-Ребята, а самое важное правило-умение договариваться. Выберите в каждой группе командира, который будет распределять обязанности и готовить защиту выступления.

-Возьмите синие конверты.    (раздать по два текста на группу)

Мечта

       С самого раннего детства Серёжа Краснопёров грезил самолётами. Он читал книги о полётах знаменитых лётчиков на Северный полюс. Отец помог Серёже осуществить детскую мечту. Он отправил сына на учёбу в город Сарапул. В городе находился аэродром. После учёбы Сергей часто приезжал на аэродром. Он наблюдал за полётами планеров и самолётов.

       Весть о войне застала Сергея Краснопёрова в Балашовской авиационной школе.

- Прочитайте текст.

-Значение каких слов вам не понятны? (грезил-мечтал, знаменитых-очень известных, аэродром- участок земли для взлета, посадки и стоянки самолетов, планер- безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для парящего полета)

-Определите тему текста. (о лётчике Сергее Краснопёрове)

-Что вы о нём узнали?(рассказ о Краснопёрове)

(Портрет на доску) Красноперов Сергей Леонидович –наш земляк. На фронте он командовал экипажем самолёта ИЛ-2(на доску изображение самолёта) Совершил более 74 боевых вылетов. В одном из боёв самолёт был подбит, лётчик погиб. Родина высоко оценила его подвиг,  он был удостоен  звания Героя Советского союза. В Чернушке на аллее Славы установлен бюст, чтобы люди не забывали о его подвиге.

- Более подробную информацию о нем вы можете найти в интернете или прочитать книгу Ивана Гурина «Свет погасшей звезды».

 

-А мы продолжаем работу с текстом. Каждой группе нужно будет выполнить своё задание, которое находится в конверте жёлтого цвета. Время на выполнения задания 5 минут, я хранитель времени. Внимательно прочитайте задания  и приступите к работе. .

1 группа( жёлтый конверт)

1. Каждый выберите по одной карточке.

2.Выполните задание и сделайте вывод.

Вывод: чтобы определить падеж имён существительных, нужно______________________________________________________________________________________________________________________________

-Время вышло, проверяем.

-Слово предоставляется первой группе.(отчёт 1 группы)

-Падеж- это признак постоянный или непостоянный?    Слайд

-Кто выполнил верно, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Слово 2 группе.

2 группа(жёлтый конверт)

1.Выпишите из текста по одному  имени существительному 1,2,3-го склонения.

2.Сделайте вывод.

Карточка 4

Вывод: чтобы определить склонение, надо определить________и найти________________. Если имена существительные _____________рода  и имеют окончания________, то они 1-го склонения. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания__________, то они 2-го склонения. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания________, то они 3-го склонения.

 

-В какую группу признаков отнесём склонение?   Слайд

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Послушаем отчёт  3 группы.

3 группа (жёлтый конверт)

1.Каждый из группы возьмите 1 карточку.

2.Подчеркните основу предложения.

3.Сделайте вывод.

Вывод: В предложении имя существительное может быть________________ или__________________членом предложения.

-Мы с вами вспомнили о роли существительного в предложении. Слайд

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Слово передаём 4 группе.

4 группа(жёлтый конверт)

1.     Каждый из группы выберите по одному  предложению и вставьте пропущенные окончания у имен существительных.

2.     Ответьте на вопрос:

-На что нужно обратить внимание, чтобы правильно вставить безударные окончания у имен существительных?

        1.С самого раннего детств.. Серёжа Краснопёров грезил самолёт... 2.Он читал книг.. о полётах знаменитых лётчик.. на Северный полюс. Отец помог Серёже осуществить детскую мечту. 3.Он отправил сын.. на учёб.. в город Сарапул. В городе находился аэродром. После учёбы Сергей часто приезжал на аэродром. 4.Он наблюдал за полёт… планеров и самолёт….

       Весть о войне застала Сергея Краснопёрова в Балашовской авиационной школе.

-Прочитайте предложения, проверим, что у вас получилось. Остальные группы проверяют по тексту.

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных - это …………….(орфограмма).

 

-Ещё про одну орфограмму расскажет 5 группа.

Группа 5 (жёлтый конверт)

1. Выполните тест на компьютере. Каждый участник группы отвечает на один вопрос.

2. Назовите правило, которое применяли, чтобы выполнить тест.

Правило: В именах существительных ______ рода после шипящих мягкий знак__________________, а в именах существительных ______рода после шипящих мягкий знак ______________________.

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Все группы отчитались. Предлагаю оценить вашу работу в группе, возьмите лист самооценки.

7. Подведение итога  урока.

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы систематизировали ваши знания по теме «Имя существительное» в форме кластера.

-Вспомните, какую цель ставили в начале урока? Достигли её?

-Что нового вы узнали на уроке?

-С каким героем Великой Отечественной войны Чернушинского района вы познакомились?

- Мы приклеим звёздочки, которые вы сегодня получили, на самолёт в дань памяти тем, кто погиб. Ведь пока мы о них помним, они живы. (вывешиваю на доску «Пока мы помним, они живы»)

8. Рефлексия и оценивание.

Учитель:  Дети, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем участникам вашей группы проявить себя. Поэтому вы большие молодцы! За  вашу работу на уроке я дарю вам логотип 2020 года, года Памяти и Славы. А на обратной стороне вся наша с вами плодотворная работа на уроке. Этот кластер будет вашим помощником на уроках и при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание (на листе самооценки с обратной стороны)

-Задание на выбор: выполните то задание, которое вам по силам.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.