Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное (обобщение)"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное (обобщение)"

Оценка 4.8
docx
11.10.2020
Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное (обобщение)"
Урок русского языка 4 класс Имя существительное .docx

Ф.И.О. учителя  Зыкова Ольга Викторовна

Класс:  4                               Предмет:  Русский язык

Место и роль урока в изучаемой теме:  урок обобщения и систематизации знаний  обучающихся по теме « Имя существительное» 

Цель урока: создание условий для систематизации изученного материала по теме «Имя существительное» и  выявления уровня овладения системой знаний и умений по данной теме.

Результаты

·        Предметные:

- определять морфологические признаки имен существительных ,понимать их роль и значение в речи

-формировать умения работать с текстом

-проверять правильность письменной речи, исправлять допущенные ошибки

·        Метапредметные:

-продолжить развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение, а также концентрации,  переключения внимания;

-представлять информацию в форме кластера, таблицы

-способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

-вовлечь учеников в процесс самостоятельного поиска

·        Личностные:

 -воспитывать чувства товарищества, коллективизма, патриотические чувства

-развивать коммуникативные способности учащихся;

 

Здоровьесберегающие технологии, используемые  на уроке:

- частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы;

- дозирование времени на выполнение заданий;

- создание положительного психологического климата;

- ориентация учащихся на успех.

Дидактические средства:

для учителя – презентация, фонограмма, наглядность для доски, буклеты с кластером, ЦОР

для учащихся –  карточки для индивидуальной работы, листы самооценки.

Методы обучения:  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый).

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная и коллективная.

Ход  урока

1. Организационный этап.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня. Меня зовут Ольга Викторовна. Я сегодня ваш учитель, а вы - мои ученики.

Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, улыбнитесь. А сейчас с хорошим настроением начнем наш урок.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из песни и скажите, о каком событии из истории нашей страны говорится в песне? (День Победы советских войск над фашистской Германией)

- Сколько лет в этом году исполняется со дня Победы? (75 лет)

-Какие черты характера помогли  советскому народу одержать победу? (Смелость, мужество, стойкость, отвага, патриотизм, героизм) Слайд

- Посмотрите внимательно ещё раз  на эти слова и скажите, можно ли их объединить  в одну группу по какому – либо признаку с точки зрения русского языка? (Все эти слова  являются именами существительными).

-К какой части речи они относятся?

-Верно, все эти слова существительные, и вы, наверное, уже догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему урока. Слайд

- Да, мы будем говорить об имени существительном.

- Попробуйте каждый  сформулировать цель урока.

 

- Сегодня мы постараемся вспомнить и повторить, что вы уже знаете об имени существительном. Для этого нам нужно слушать друг друга, быть внимательными и проявить свои лучшие качества как солдаты на войне.

-Ребята, многие солдаты во время войны были награждены орденами и медалями. 

-Сегодня на уроке каждый из вас тоже может получить награду за свои знания и старание. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать вот такую красную звезду.

3. Актуализация знаний

-Чтобы систематизировать все знания по теме «Имя существительное», мы с вами заполним кластер. (слайд «Имя сущ.»)

-Что обозначает имя сущ.?(предмет или явление)

-На какие вопросы отвечает в нач.форме? (кто,что) Слайд

-Что ещё вы знаете про имя существительное?

-Молодцы, ребята, вы уже много знаете про имя сущ. Поэтому я думаю, что вы справитесь со всеми заданиями.

4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

-На какие 2 группы можно поделить все морфологические признаки имен существительных? (постоянные, непостоянные) Слайд

-Возьмите лист зелёного цвета и выполните ваше первое задание. На выполнение этого задания  даётся 4 минуты, хранителем времени буду я.

Карточка

-Заполните таблицу, определите признаки данных имён существительных.

 

Слово

Вопрос

Одуш.

Неодуш.

Собств.

Нариц.

Род

Число

мужество

 

 

 

 

 

победа

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

Все сделал правильно-красная звезда (из конвертика)

 

 

-Время вышло, проверяем. Посмотрите на экран, проверьте по эталону. Слайд

Слово

Вопрос

Одуш.

Неодуш.

Собств.

Нариц.

Род

Число

мужество

Что?

Неодуш.

Нариц.

Ср.р.

Ед.ч.

победа

Что?

Неодуш.

Нариц.

Ж.р.

Мн.ч.

-Как определяли каждый признак?

-В какую группу вы отнесёте этот признак? (появл. на слайде признаки )

-Оцените свою работу. Поднимите звезду те, кто справился с заданием.

5. Физминутка.

«Бравые солдаты»

-Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два

-Кто шагает дружно в ряд?

-Боевой отряд ребят.

Руки в стороны разводим,

Полетели и на место тихо сели.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

 -А дальше я предлагаю поработать в группах, для этого объединитесь по 4 человека.

- Вспомните  и расскажите правила работы в группе. (выслушиваю )

-Ребята, а самое важное правило-умение договариваться. Выберите в каждой группе командира, который будет распределять обязанности и готовить защиту выступления.

-Возьмите синие конверты.    (раздать по два текста на группу)

Мечта

       С самого раннего детства Серёжа Краснопёров грезил самолётами. Он читал книги о полётах знаменитых лётчиков на Северный полюс. Отец помог Серёже осуществить детскую мечту. Он отправил сына на учёбу в город Сарапул. В городе находился аэродром. После учёбы Сергей часто приезжал на аэродром. Он наблюдал за полётами планеров и самолётов.

       Весть о войне застала Сергея Краснопёрова в Балашовской авиационной школе.

- Прочитайте текст.

-Значение каких слов вам не понятны? (грезил-мечтал, знаменитых-очень известных, аэродром- участок земли для взлета, посадки и стоянки самолетов, планер- безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для парящего полета)

-Определите тему текста. (о лётчике Сергее Краснопёрове)

-Что вы о нём узнали?(рассказ о Краснопёрове)

(Портрет на доску) Красноперов Сергей Леонидович –наш земляк. На фронте он командовал экипажем самолёта ИЛ-2(на доску изображение самолёта) Совершил более 74 боевых вылетов. В одном из боёв самолёт был подбит, лётчик погиб. Родина высоко оценила его подвиг,  он был удостоен  звания Героя Советского союза. В Чернушке на аллее Славы установлен бюст, чтобы люди не забывали о его подвиге.

- Более подробную информацию о нем вы можете найти в интернете или прочитать книгу Ивана Гурина «Свет погасшей звезды».

 

-А мы продолжаем работу с текстом. Каждой группе нужно будет выполнить своё задание, которое находится в конверте жёлтого цвета. Время на выполнения задания 5 минут, я хранитель времени. Внимательно прочитайте задания  и приступите к работе. .

1 группа( жёлтый конверт)

1. Каждый выберите по одной карточке.

2.Выполните задание и сделайте вывод.

Вывод: чтобы определить падеж имён существительных, нужно______________________________________________________________________________________________________________________________

-Время вышло, проверяем.

-Слово предоставляется первой группе.(отчёт 1 группы)

-Падеж- это признак постоянный или непостоянный?    Слайд

-Кто выполнил верно, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Слово 2 группе.

2 группа(жёлтый конверт)

1.Выпишите из текста по одному  имени существительному 1,2,3-го склонения.

2.Сделайте вывод.

Карточка 4

Вывод: чтобы определить склонение, надо определить________и найти________________. Если имена существительные _____________рода  и имеют окончания________, то они 1-го склонения. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания__________, то они 2-го склонения. Если имена существительные _____________рода и имеют окончания________, то они 3-го склонения.

 

-В какую группу признаков отнесём склонение?   Слайд

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Послушаем отчёт  3 группы.

3 группа (жёлтый конверт)

1.Каждый из группы возьмите 1 карточку.

2.Подчеркните основу предложения.

3.Сделайте вывод.

Вывод: В предложении имя существительное может быть________________ или__________________членом предложения.

-Мы с вами вспомнили о роли существительного в предложении. Слайд

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Слово передаём 4 группе.

4 группа(жёлтый конверт)

1.     Каждый из группы выберите по одному  предложению и вставьте пропущенные окончания у имен существительных.

2.     Ответьте на вопрос:

-На что нужно обратить внимание, чтобы правильно вставить безударные окончания у имен существительных?

        1.С самого раннего детств.. Серёжа Краснопёров грезил самолёт... 2.Он читал книг.. о полётах знаменитых лётчик.. на Северный полюс. Отец помог Серёже осуществить детскую мечту. 3.Он отправил сын.. на учёб.. в город Сарапул. В городе находился аэродром. После учёбы Сергей часто приезжал на аэродром. 4.Он наблюдал за полёт… планеров и самолёт….

       Весть о войне застала Сергея Краснопёрова в Балашовской авиационной школе.

-Прочитайте предложения, проверим, что у вас получилось. Остальные группы проверяют по тексту.

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных - это …………….(орфограмма).

 

-Ещё про одну орфограмму расскажет 5 группа.

Группа 5 (жёлтый конверт)

1. Выполните тест на компьютере. Каждый участник группы отвечает на один вопрос.

2. Назовите правило, которое применяли, чтобы выполнить тест.

Правило: В именах существительных ______ рода после шипящих мягкий знак__________________, а в именах существительных ______рода после шипящих мягкий знак ______________________.

-Кто правильно выполнил задание, возьмите звёздочку. Молодцы!

 

-Все группы отчитались. Предлагаю оценить вашу работу в группе, возьмите лист самооценки.

7. Подведение итога  урока.

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы систематизировали ваши знания по теме «Имя существительное» в форме кластера.

-Вспомните, какую цель ставили в начале урока? Достигли её?

-Что нового вы узнали на уроке?

-С каким героем Великой Отечественной войны Чернушинского района вы познакомились?

- Мы приклеим звёздочки, которые вы сегодня получили, на самолёт в дань памяти тем, кто погиб. Ведь пока мы о них помним, они живы. (вывешиваю на доску «Пока мы помним, они живы»)

8. Рефлексия и оценивание.

Учитель:  Дети, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем участникам вашей группы проявить себя. Поэтому вы большие молодцы! За  вашу работу на уроке я дарю вам логотип 2020 года, года Памяти и Славы. А на обратной стороне вся наша с вами плодотворная работа на уроке. Этот кластер будет вашим помощником на уроках и при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание (на листе самооценки с обратной стороны)

-Задание на выбор: выполните то задание, которое вам по силам.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.


 

Ф.И.О. учителя Зыкова Ольга

Ф.И.О. учителя Зыкова Ольга

Формы обучения : фронтальная, групповая, индивидуальная и коллективная

Формы обучения : фронтальная, групповая, индивидуальная и коллективная

Что ещё вы знаете про имя существительное? -Молодцы, ребята, вы уже много знаете про имя сущ

Что ещё вы знаете про имя существительное? -Молодцы, ребята, вы уже много знаете про имя сущ

Боевой отряд ребят. Руки в стороны разводим,

Боевой отряд ребят. Руки в стороны разводим,

Вывод: чтобы определить падеж имён существительных, нужно ______________________________________________________________________________________________________________________________ -Время вышло, проверяем

Вывод: чтобы определить падеж имён существительных, нужно ______________________________________________________________________________________________________________________________ -Время вышло, проверяем

На что нужно обратить внимание, чтобы правильно вставить безударные окончания у имен существительных? 1

На что нужно обратить внимание, чтобы правильно вставить безударные окончания у имен существительных? 1

Учитель: Дети, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем участникам вашей группы…

Учитель: Дети, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем участникам вашей группы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020