Тема: Учимся писать письма.
Цели:
1) познакомить детей со структурными компонентами письма, понятием «обращение» и со способом его оформления на письме;
2) обобщить знания детей о возникновении письма, уточнить представления детей о значении писем для человека в общении,
3) развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей,
4) воспитывать культуру написания письма.
Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор, экран, рабочие тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Мы друг другу улыбнёмся, пожелаем не зевать,
Все к уроку мы готовы – будем думать, отвечать.
2. Сообщение темы и целей урока. Мотивация урока.
Кто приходит по утрам и приносит письма нам? Правильно, почтальон. Как вы думаете, для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф, Интернет?
Ответы детей: С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддержива-ют в трудные минуты и разделяют радость. А вы когда-нибудь писали письма? Прочитайте тему урока (на экране). Сегодня я расскажу, как правильно написать письмо, какие бывают письма, из чего состоит письмо, о чём нельзя забывать, когда пишешь его.
3. Актуализация ранее изученного материала.
- Что такое письмо? - Письмо это лист бумаги с написанным текстом, который один человек может послать другому. Ещё это предмет в школе, в 1 классе, где мы осваиваем первые навыки письма. Правильно, слово «письмо» имеет несколько значений. Вы назвали два из них. Ещё письмо – это система графических знаков, которые используются для написания. И сегодня на уроке мы будем говорить о письме, как о системе графических знаков, которые человек использует для записи своих мыслей. А о каких знаках я говорю? - Это буквы.
4. Чистописание.
пи ип иг ги пр ри
Пишут не пером, а умом. (дети работают в тетрадях, учитель следит за посадкой при письме)
- Как вы думаете, люди писали письма до возникновения азбуки? Да, рисовали на скалах рисунки, и разные знаки. Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Для передачи информации они придумали делать небольшие рисунки на камне, а если нужно было передать сообщение, то на дощечке. Ещё в глубокой древности пользовались люди удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду.
Давайте проведём словарную работу. Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
5. Запишите слово для звуко – буквенного анализа.
ПИСЬМО – 2 слога
П (п ) – согл., глух., парн., мяг.
И (и) – гл., безуд.
С (с) – согл., глух., парн., мяг.
Ь (-)
М (м) – согл., звон., непарн., тв.
О (о) – гл., ударн.
____________
6 букв, 5 звуков
Адрес – надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя.
Подбери однокоренные слова.
Адресок, адресная, адресовать, адресат. Разберите слова по составу. Адресат– тот, кому адресовано письмо, почтовое отправление. Это человек. Запишите предложение, разберите его по членам предложения:
Адресат получил важное письмо.4
Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.
Почтовый конверт готов (к) отпра(в,ф)ке. Как исправить? Ответы детей. Давайте проверим, как мы написали.
Отправитель – лицо, учреждение, посылающее письмо.
Адрес отправителя написан на конверте правильно? Для чего это очень важно? Можно ли чёркать, исправлять, писать кривыми буквами? Почему? Письма носит почтальон, и он может отнести по неправильному адресу. Возьмите в руки конверт. Найдите слово: КОМУ. Это вопрос какого падежа? Так как письмо вы будете писать мне, подписываем все вместе. Найдите слово: КУДА. Здесь записывают адрес, тот куда вы пишите письмо. Записываем вместе. Ниже, в рамке написано: индекс места назначения. Сюда впишем мой индекс 352376. Образец написания цифр надо посмотреть сзади конверта. Поле, где пишется от кого письмо, и ваш адрес вы заполните дома.
6. Физкультминутка.
О письме мы много знаем, и его мы изучаем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.
Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,
и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.
Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.
7. Закрепление изученного материала.
Любое письмо – это текст. Из каких структурных частей состоит текст? - Текст имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.
- Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присуща диалогическая форма общения: приветствие, прощание, обращение.
Какую роль играют письма в жизни человека? Письмо имеет большое значение. Людям хочется общаться даже на расстоянии. Какие же бывают письма? Почему так важно правильно обратиться и проститься в письме? Прочитайте, как обращался в письмах к родным М. Горький.
«Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький».
Это письмо – пожелание. Ответьте на вопрос: как вы обратитесь в письме друг к другу, к учителю, к бабушке?
«С Днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий ваш дедушка Коля». Это письмо – поздравление.
А вот письмо – информация. Оно отражает настроение писавшего:
«Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория «Лесная сказка». Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучился по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти мне кроссовки и мои любимые книги.
Целую. Ваш сын Владик».
15 основных правил искусства написания писем:
•
Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из
тетради, - признак дурного тона).
• Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.
• Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно
пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от
руки).
• Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом
следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
• Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата
письме.
•
Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить
сначала о делах адресата).
• Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть,
заключение.
• Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как
проводится свободное (рабочее) время.
• Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем
разборчив.
• Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании
того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
• Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни
(не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
• Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или
надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите
post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
• Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
• Письмо перед отправлением следует перечитать.
• Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!
Давайте рассмотрим структуру письма.
1. Обращение.
Дорогие мама и папа!
Любимая бабушка!
Уважаемый учитель!
Привет, Юлька!
Здравствуйте, мои дорогие!
Уважаемый Андрей Петрович!
2. Начальная фраза о состоянии переписки.
Получил ваше письмо.
Давно не получала писем.
Очень захотелось вам написать.
3. Основное содержание письма.
Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо. В семье никто не болеет. Все работают. Коля, Таня, Ира и Владик учатся на «хорошо» и «отлично».
У нас в «Огоньке» весело и мне очень нравится!
4. Вопросы адресату:
n Как ваше здоровье?
n Какие новости?
n Как живёте?
5. Просьбы. Приветы.
n Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных.
n Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям...
6. Прощание.
n До свидания!
n До скорой встречи!
n Ну, пока!
n Обнимаю вас.
7. Концовка. (подпись, дата)
n Целую. Скучаю. Жду приезда.
n Ваш сын … Ваш внук ...
n Твой надёжный друг ...
n 14 марта 2009 г.
I. Информация о домашнем задании.
Напишите письмо. Не забудьте все правила написания писем! Для этого ещё раз прочтите внимательно памятку.
Утром, по дороге в школу, бросьте его в почтовый ящик.
Подведение итогов урока.
- Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома?
Как могут доставляться письма? Какие особенности имеет письмо в отличие от обычного рассказа?
- Что можете сказать о своей работе на уроке? Как оцениваете себя за урок? Где могут пригодиться эти знания и умения?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.