Урок русского языка в 5 классе
Оценка 4.6

Урок русского языка в 5 классе

Оценка 4.6
docx
06.11.2021
Урок русского языка в 5 классе
Урок русского языка в 5 классе.docx

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-

Задачи:
• обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож);
• развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
• воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Я рада приветствовать вас и наших гостей. Желаю вам успеха и надеюсь, что урок принесет нам удовольствие от общения друг с другом.
2. Актуализация знаний.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. На столах у вас лежат листы с заданиями. Обратите внимание на задание 1) (включаю доску)
Задание 1) На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный.(Слайд 1)
– Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
– Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных. (корм)
– Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне)
– Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного)
- Хорошо Оцените свою работу. Присаживайтесь. Обратите внимание на задание 2).
Задание 2)Высвечивает на электронной доске слова (слайд 2): тропинка, морковь, лесной, местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.
- Сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне
1) с проверяемой: тропинка, лесной, местечко, долина;
2) с непроверяемой: морковь, карниз
3) с чередование: прилагать, приложить

- Все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку
– Выделите корень в записанных словах.
- Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? (буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв)
- Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?
(Нельзя, потому что оба корня – безударные)
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд 3)
- Теперь вы можете подсказать мне, какова будет тема нашего урока?(Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ)
- Поставьте перед собой ЦЕЛЬ(узнать условия выбора букв о-а в этих корнях, научиться правильно определять эту орфограмму в слове).
- В русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями – лаг– – -лож-.
4. Изучение нового
- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, спишите, распределив в 2 столбика, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. Проверяют по эталону на доске.(Слайд 4)
 – Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике стр.33.
5. Составление алгоритма по теме “Чередующиеся гласные А//О в корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ-”
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).
• Выделить корень.
• Определить значение корня.
• Подчеркнуть согласную.
• Выбрать орфограмму: А или О.
– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слово-исключение.(Слайд 5)
– Значение этого слова вам понятно?Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова
- Полог - занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель.
- Составьте устно словосочетания с этим словом. (марлевый полог).

7. Закрепление.
Задание 4)Упр 447. Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.
ФИЗМИНУТКА
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Задание 5) Работа в группах.Выбираете капитана группы, он будет отвечать. Когда будете готовы, поднимаете дружно руки вверх.
- Восстановите текст, используя слова для справок.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.
- Объяснить знаки препинания.
Наступило утро. Мы аккуратносложили вещи в рюкзак и отправились по предполагаемому маршруту. Расположились на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место располагалось недалеко от реки. Взрослые разложили костер, а дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания и определите, какое будет неверным?-
- (Слайд 6) Положу в шкаф, покласть книги, кладу платок в карман
ЗАПОМНИТЕ!!!
- Нет в русском языке слов ложить, ложу, положь, покласть.
Есть слова: кладу,положу,положить,класть.
8. Самостоятельная работа
Задание 7)
- Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь.
Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко.
- Слово возлагать.
- Что значит это слово? (1)поручать обязанности,2) торжественно класть)
- Составьте словосочетание (возлагать надежды, цветы к памятнику, обязанности)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их?
- В чём испытывали трудности?
- Что было самым легким на уроке?
8. Домашнее задание
По учебнику: 1) упр. 449; 2)выписать из художественного произведения 5 предложений, где встречаются слова на изученную орфограмму.
9. Итог урока
– Ребята, оцените свою работу на уроке в оценочном листе
 
ФИ__________________________________________
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Мое настроение улучшилось/стало хуже
6. Материал урока мне был полезен/бесполезен
7. Домашнее задание мне кажется легким/трудным
 
 
 


 

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Изучение нового - Предлагаю следующее задание выполнить в парах

Изучение нового - Предлагаю следующее задание выполнить в парах

Ж..леть, возл..гать, п..хать, г

Ж..леть, возл..гать, п..хать, г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021