Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного по теме "Синтаксис. Пунктуация"

Оценка 4.9
docx
20.11.2022
Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».docx

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: рефлексия

 Оборудование:

мультимедийный проектор;

опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

 

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

1.      Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

2.      Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

3.      Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку и своей матери.
Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Доброе утро, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало. 

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.                                                                                                                                              - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому и кто является хозяевами, вам предстоит догадаться.                                                                                                                     - Ребята, на листочках у вас записаны  слова

Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал,  платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок.

-  А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

-  Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

-  А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)

- Составьте с этими словами предложения. (можете добавлять свои слова)

 (Ребята составляют предложения)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

- Назовите самую большую единицу синтаксиса (Текст)

 

Казнить нельзя помиловать

- Ребята, обратите внимание на другую сторону листочка. Что вы видите? (Предложение)

- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)

- Поставьте знаки препинания.

 Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. Прочитайте предложения со знаками

 

(Казнить нельзя, помиловать.)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?  (Пунктуация)                                 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.                                                                                     - Да, верно, тема сегодняшнего урока - "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся?  Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять  и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).                                                                                                                   - Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.  Цель урока:  повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.                                                                                                                        

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

- Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.

Ø  Терминологический диктант

-         Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение текста, предложений и словосочетаний)

-         Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

-         Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

-         Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

-         Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены  и слово с предлогом или частицей).

-         Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу и грамматически)

-         Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

-         Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

-         Назовите основные признаки однородных членов предложения?  (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

-         Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

-         Молодцы! Ну что ж, вы готовы идти в гости.

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

-         - Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет) . Вам нужно выписать только  4 любых словосочетания и определить главное и зависимое слово

-         Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока,  альбом или тетрадь, книга интересна. 

- Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к тексту.

-Работать будете  в парах. 

   5. Работа с текстом  (текст проецируется на экране и раздается учащимся.)

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА

Вы, конечно, помните новогодний праздник?

Морозным утром вы едете в лес за елкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах.

На опушке леса кто-то замечает пушистую елку и кричит: «Ре­бята, скорей сюда!» Лесник разрешает срубить елочку. Ее кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радос..ные и счас..ливые.4

Лесную красавицу уст..навливают в школьном зале, и ее вер­хушка к..чается  под самым п..толком.4

На в..рхушке елки укр..пляют яркий наконечник. Вскоре на ее зеленых ветках в..сят разные игрушки: шары, и хл..пушки, и фл..ж­ки, и звездочки, и сосульки. Яркими огоньками св..тятся разно­цветные лампочки.

Новогодняя елка – чудесный праздник!

1.      Прочитать текст

2.      Определить тему  - Новогодняя ёлка

3.      Определить основную мысль  - Новогодняя елка – чудесный праздник!

4.      Тип речи – повествование с элементами описания

5.      Стиль речи  -художественный

6.      Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы (устно)

 

А теперь поработаем с предложениями.

7.      Объясните постановку тире в последнем предложении

8.      Найдите предложения,  в которых стоят двоеточия, объясните их постановку.

- Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения: 

9.      Выпишите предложение с однородными членами  -  1 вариант

10.  Выпишите сложносочиненное  предложение – 2 вариант

 

 

6. Работа в парах (найдите ошибки в постановке знаков препинания)

1.«Слово – это поступок»,    писал Лев Николаевич Толстой.

2.Знаки препинания выделяют мысль, дают фразе легкость, и правильное звучание. (Константин Георгиевич Паустовский)

3.Русским словом можно передать всё звучание музыки, блеск красок, шум садов громыхание грозы. (Константин Георгиевич Паустовский)

4. Если слог мой поисками скован, обращаюсь к тебе русское слово.     (Данилов, якутский поэт).

5.Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (Алексей Николаевич Толстой)

6. Тургенев писал Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

- Ребята, перед нами текст? Но предложения объединены общей темой. Какой? (Русский язык.)

 - Да, выдающиеся поэты России высоко ценили и ценят  русский язык, Относятся  к нему бережно, с любовью. Как вы относитесь к русскому языку?  В чем заключается ваше уважение? (Писать грамотно, произносить правильно слова, без искажения)

Проверить   расстановку знаков препинания.

7. Физкультминутка.

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0105/00009d44-68bc2208/1/img9.jpg

5. Применение знаний и умений.

Ø  Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Ну что, ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин.

1. В каком предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена:

А) Быстро рассвело в поле.

Б) Мы дочитаем книгу завтра.

В) Отец заснул.

Г) Приехала сестра со своими детьми.

2. Укажите побудительное предложение:

А) Как хорошо было на солнце.

Б) Я попросил Машу зайти, но у неё не получилось.

В) Пожалуйста, возвращайся пораньше.

Г) Саша принёс большое яблоко, чем его просили.

3. В каком предложении при однородных членах есть обобщающее слово (Знаки препинания не расставлены)

А) По дороге домой Ваня ел чернику, землянику и малину.

Б) Иван любит собирать разные грибы: опята, лисички, подберезовики.

В) Родители взяли с собой Ваню собирать грибы и ягоды.

Г) Но сегодня ему больше всего везло на сыроежки и грузди.

4. Найдите простое предложение (Знаки препинания не расставлены)

А) Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Б) Утёнок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть.

В) Наконец настал день свадьбы и крот пришёл за невестой.

5. Найдите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены)

А) Разошёлся дождь и голуби попрятались под крыши.

Б) Миша отправился на прогулку с собакой и долго бегал с ней по площадке.

В) Воробьи вороны голуби с нетерпением ждут окончания суровой зимы.

Г) К нам подошел турист и попросил показать дорогу к гостинице.

6. Найдите схему, верно указывающую расстановку знаков препинания в предложении с прямой речью (Знаки препинания не расставлены)

Дедушка сказал сегодня в лесу будет много грибов.

А) «П!» - а.

Б) А: «П».

В) «П?» - а.

Г) А- «П».

1

2

3

4

5

6

А

В

Б

А

А

Б

 

«5»-нет ошибок
«4»-1-2 ошибки
«3»- 3 ошибки
Самооценка

 

 

 

10.Подведение итогов урока.

8. Итог урока

- Наш урок подходит к концу.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1041/00180510-80996417/img12.jpg

 

              Ребята, мне хочется надеяться, что наше путешествие было и интересным и удачным. Вы смогли еще раз повторить все изученное о разделе русского языка - синтаксисе и пунктуации  -  и  открыть для себя дверь в мир знаний, где нас ждет еще не одно увлекательное путешествие. Хотелось бы, чтобы они были не менее интересными и полезными. Спасибо вам за урок.

 

 

12. Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания»

2. Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» (по желанию)

3. Готовимся к диктанту – повторить правила по разделу «Синтаксис и пунктуация»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Самостоятельная работа ( взаимопроверка по эталону)

1. В каком предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена:

А) Быстро рассвело в поле.

Б) Мы дочитаем книгу завтра.

В) Отец заснул.

Г) Приехала сестра со своими детьми.

2. Укажите побудительное предложение:

А) Как хорошо было на солнце.

Б) Я попросил Машу зайти, но у неё не получилось.

В) Пожалуйста, возвращайся пораньше.

Г) Саша принёс большое яблоко, чем его просили.

3. В каком предложении при однородных членах есть обобщающее слово (Знаки препинания не расставлены)

А) По дороге домой Ваня ел чернику, землянику и малину.

Б) Иван любит собирать разные грибы: опята, лисички, подберезовики.

В) Родители взяли с собой Ваню собирать грибы и ягоды.

Г) Но сегодня ему больше всего везло на сыроежки и грузди.

4. Найдите простое предложение (Знаки препинания не расставлены)

А) Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

Б) Утёнок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть.

В) Наконец настал день свадьбы и крот пришёл за невестой.

5. Найдите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены)

А) Разошёлся дождь и голуби попрятались под крыши.

Б) Миша отправился на прогулку с собакой и долго бегал с ней по площадке.

В) Воробьи вороны голуби с нетерпением ждут окончания суровой зимы.

Г) К нам подошел турист и попросил показать дорогу к гостинице.

6. Найдите схему, верно указывающую расстановку знаков препинания в предложении с прямой речью (Знаки препинания не расставлены)

Дедушка сказал сегодня в лесу будет много грибов.


А) «П!» - а.

Б) А: «П».

В) «П?» - а.

Г) А- «П».


 Работа в парах (найдите ошибки в постановке знаков препинания)

1.«Слово – это поступок»,    писал Лев Николаевич Толстой.

2.Знаки препинания выделяют мысль, дают фразе легкость, и правильное звучание. (Константин Георгиевич Паустовский)

3.Русским словом можно передать всё звучание музыки, блеск красок, шум садов громыхание грозы. (Константин Георгиевич Паустовский)

4. Если слог мой поисками скован, обращаюсь к тебе русское слово.     (Данилов, якутский поэт).

5.Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (Алексей Николаевич Толстой)

6. Тургенев писал Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

 

Работа в парах (найдите ошибки в постановке знаков препинания)

1.«Слово – это поступок»,    писал Лев Николаевич Толстой.

2.Знаки препинания выделяют мысль, дают фразе легкость, и правильное звучание. (Константин Георгиевич Паустовский)

3.Русским словом можно передать всё звучание музыки, блеск красок, шум садов громыхание грозы. (Константин Георгиевич Паустовский)

4. Если слог мой поисками скован, обращаюсь к тебе русское слово.     (Данилов, якутский поэт).

5.Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (Алексей Николаевич Толстой)

6. Тургенев писал Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.


 

Работа в парах (найдите ошибки в постановке знаков препинания)

1.«Слово – это поступок»,    писал Лев Николаевич Толстой.

2.Знаки препинания выделяют мысль, дают фразе легкость, и правильное звучание. (Константин Георгиевич Паустовский)

3.Русским словом можно передать всё звучание музыки, блеск красок, шум садов громыхание грозы. (Константин Георгиевич Паустовский)

4. Если слог мой поисками скован, обращаюсь к тебе русское слово.     (Данилов, якутский поэт).

5.Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (Алексей Николаевич Толстой)

6. Тургенев писал Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

 

Оцените работу по плану.

1.Ученик правильно дал характеристику сложного (простого) предложения, допустил ошибку в характеристике предложения (назвать какую ошибку)

2. Правильно расставил знаки препинания (допустил ошибку)

3. Правильно определил грамматическую основу (допустил ошибку)

4. У простого предложения  (правильно определил второстепенные члены предложения или допустил ошибку)

5. Правильно построил схему предложения (допустил ошибку)

Оцените работу по плану.

1.Ученик правильно дал характеристику сложного (простого) предложения, допустил ошибку в характеристике предложения (назвать какую ошибку)

2. Правильно расставил знаки препинания (допустил ошибку)

3. Правильно определил грамматическую основу (допустил ошибку)

4. У простого предложения  (правильно определил второстепенные члены предложения или допустил ошибку)

5. Правильно построил схему предложения (допустил ошибку)

Оцените работу по плану.

1.Ученик правильно дал характеристику сложного (простого) предложения, допустил ошибку в характеристике предложения (назвать какую ошибку)

2. Правильно расставил знаки препинания (допустил ошибку)

3. Правильно определил грамматическую основу (допустил ошибку)

4. У простого предложения  (правильно определил второстепенные члены предложения или допустил ошибку)

5. Правильно построил схему предложения (допустил ошибку)

 

Оцените работу по плану.

1.Ученик правильно дал характеристику сложного (простого) предложения, допустил ошибку в характеристике предложения (назвать какую ошибку)

2. Правильно расставил знаки препинания (допустил ошибку)

3. Правильно определил грамматическую основу (допустил ошибку)

4. У простого предложения  (правильно определил второстепенные члены предложения или допустил ошибку)

5. Правильно построил схему предложения (допустил ошибку)

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА

Вы, конечно, помните новогодний праздник?

Морозным утром вы едете в лес за елкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах.

На опушке леса кто-то замечает пушистую елку и кричит: «Ре­бята, скорей сюда!» Лесник разрешает срубить елочку. Ее кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радос..ные и счас..ливые.

Лесную красавицу уст..навливают в школьном зале, и ее вер­хушка к..чается  под самым п..толком.

На в..рхушке елки укр..пляют яркий наконечник. Вскоре на ее зеленых ветках в..сят разные игрушки: шары, и хл..пушки, и фл..ж­ки, и звездочки, и сосульки. Яркими огоньками св..тятся разно­цветные лампочки.

Новогодняя елка – чудесный праз..ник!

 

 

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА

Вы, конечно, помните новогодний праздник?

Морозным утром вы едете в лес за елкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах.

На опушке леса кто-то замечает пушистую елку и кричит: «Ре­бята, скорей сюда!» Лесник разрешает срубить елочку. Ее кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радос..ные и счас..ливые.

Лесную красавицу уст..навливают в школьном зале, и ее вер­хушка к..чается  под самым п..толком.

На в..рхушке елки укр..пляют яркий наконечник. Вскоре на ее зеленых ветках в..сят разные игрушки: шары, и хл..пушки, и фл..ж­ки, и звездочки, и сосульки. Яркими огоньками св..тятся разно­цветные лампочки.

Новогодняя елка – чудесный праз..ник!

 

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА

Вы, конечно, помните новогодний праздник?

Морозным утром вы едете в лес за елкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах.

На опушке леса кто-то замечает пушистую елку и кричит: «Ре­бята, скорей сюда!» Лесник разрешает срубить елочку. Ее кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радос..ные и счас..ливые.

Лесную красавицу уст..навливают в школьном зале, и ее вер­хушка к..чается  под самым п..толком.

На в..рхушке елки укр..пляют яркий наконечник. Вскоре на ее зеленых ветках в..сят разные игрушки: шары, и хл..пушки, и фл..ж­ки, и звездочки, и сосульки. Яркими огоньками св..тятся разно­цветные лампочки.

Новогодняя елка – чудесный праз..ник!

 

 

2. Актуализация знаний

Что за схемы даны на доске? (Схемы предложений)

Чего не хватает в схемах?  (Знаков препинания)                       

Какая наука изучает предложение? (Синтаксис)

Какая наука изучает знаки препинания (Пунктуация)

3. Целеполагание

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся?  Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»).

-Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда их вспоминают, повторяют, закрепляют. 

Цель урока:  повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.

-Запишите в тетради число, тему  урока.  Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.

4. Синтаксическая пятиминутка

По цепочке расставить знаки препинания в схемах и объяснить их постановку. (Схемы нарисованы на доске)

1.Однородные члены

2.Обобщающее слово при однородных членах

3. Обращение

4. Сложное бессоюзное предложение

5. Сложносочиненное предложение.

6. Сложноподчиненное предложение

7. Предложение с прямой речью


 

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной

Солнечный день , леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции , после уроков, любимое занятие , выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан…

Солнечный день , леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции , после уроков, любимое занятие , выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан…

Работа в парах (найдите ошибки в постановке знаков препинания) 1

Работа в парах (найдите ошибки в постановке знаков препинания) 1

В) Отец заснул. Г) Приехала сестра со своими детьми

В) Отец заснул. Г) Приехала сестра со своими детьми

А В Б А

А В Б А

Приложение. Самостоятельная работа ( взаимопроверка по эталону) 1

Приложение. Самостоятельная работа ( взаимопроверка по эталону) 1

В) «П?» - а. Г) А- «П».

В) «П?» - а. Г) А- «П».

Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара

Настанет время и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара

У простого предложения (правильно определил второстепенные члены предложения или допустил ошибку) 5

У простого предложения (правильно определил второстепенные члены предложения или допустил ошибку) 5

На в..рхушке елки укр..пляют яркий наконечник

На в..рхушке елки укр..пляют яркий наконечник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022