Название предмета русский язык Класс 5 Урок № 98 Дата 07.02.2020
Тема: Варианты морфем
Цель: сформировать понятие о вариантах морфем.
Задачи:
Образовательные:
· развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;
· обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
· осуществление системно-деятельностного подхода;
· развитие внимания;
· формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
· развивать умение применять новые знания;
· развитие творческих, речевых способностей учащихся;
· формирование логических умений;
· развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
· развитие умения формулировать проблему;
· парной работы.
Воспитательные:
· воспитание интереса и уважения к родному языку;
· воспитание ценностного отношения к слову;
· развитие коммуникативных УУД:
· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
· взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: определять части слова, являющиеся вариантами морфем, выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов, осознать, что в результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слова. Метапредметные Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений. |
Коммуникативные: рефлексия своих действий
Тип урока урок изучения нового
Основные понятия: морфема, корень, суффикс, приставка, окончание, основа
Оборудование урока: презентация
Межпредметные связи: литература
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 минута |
1. Орг. момент Приветственное слово учителя Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. |
Приветствие учащихся |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний 2 минуты
|
1.Блицопрос. 1. Окончание – это… 2. Основа – это… 3. Корень – это… 4. Суффикс – эт… 5. Приставка – это… 6. Морфемика - это Задание 1 Определите: являются ли слова дорога и дорожить однокоренными. Объясните почему? Чем ещё эти слова различаются.
|
Отвечают на вопросы, приводят примеры
Размышляют, обсуждают, предполагают
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Постановка учебной задачи. 1минута |
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока. Мы продолжаем изучать морфемику и знакомиться с основными морфемами. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать варианты морфем, выделять морфемы в слове |
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
- Цель урока - понять, какие существуют варианты морфем в русском языке |
|
4.Усвоение новых знаний
4 минуты |
Формирование понятия «варианты морфем» 1. Прочитайте информацию на стр. 28 Приведите свои примеры вариантов корней, суффиксов и приставок.
|
Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
|
5.Первичное закрепление знаний.
10 минут
|
1.Упр.466 (работа в паре)
2. Упр. 467 (самостоятельная работа)
|
Обсуждают, предполагают.
|
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль). |
Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута |
|||
6. Самостоятельная работа 18 минут
|
Задание. Упр. 468 (парная работа).
Базовый: Посоветуйтесь и выполните задания. Повышенный: Составьте со словами предложения Выполните взаимопроверку. Тесты Вариант-1. 1. Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов? 1. приставка 3. корень 2. суффикс 4. основа 2. Укажите неизменяемое слово. 1.скука 3.сегодня 2. сделан 4.серия 3. Выделите в данных словах окончание и основу. Пришел, изгородь, морской, золотая, водолей, группа, смотрят, хорошо, глубоко. 4. Сделайте морфемный разбор слов. Грибок, тишина, заборчик, ушел, быстро. 5. Продолжи ряд с беглой гласной. Пень- Сон- Дубок- День- Вариант-2.
1.основа 2.приставка 3.суффикс 4. корень 2. укажи неизменяемое слово. 1. серый 2. дача 3. весело 4. налил. 3. Выделите в данных слова приставку и основу Приближаться, придорожный, заехать, подберезовик, наводнение, изучить. 4.Сделайте морфемный разбор слов. Угол, водичка, осинка, бумажный, загородный, настенные, приплыл, догонишь. 5.Образуйте пары слов с беглой гласной. Снежок- Замочек- Орел- Угол- |
Выполняют задания в паре. Взаимопроверка.
Два учащихся работают у доски
|
К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества) Р: (нахождение слов с черед. гласными); познавательные (опираются на уже известное).
|
7.Рефлексия деятельности 2 мин |
• Чему был посвящен урок? • В чем суть понятия «вариант морфемы»? • Какие затруднения мы испытали? • Что помогло нам их преодолеть? • Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. |
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
|
8.Домашнее задание. 2 минуты
|
карточки |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.