Урок русского языка в 5 классе по теме "Варианты морфем"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в 5 классе по теме "Варианты морфем"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
25.02.2020
Урок русского языка в 5 классе по теме "Варианты морфем"
98Варианты морфем.doc

Название предмета русский язык    Класс 5      Урок № 98  Дата 07.02.2020

 

Тема: Варианты морфем

Цель: сформировать понятие о вариантах морфем.

Задачи:

Образовательные:

·         развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;

·         обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

·         осуществление системно-деятельностного подхода;

·         развитие внимания;

·         формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·         развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·         развивать умение применять новые знания;

·         развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·         формирование логических умений;

·         развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

·         развитие умения формулировать проблему;

·         парной работы.

Воспитательные:

·         воспитание интереса и уважения к родному языку;

·         воспитание ценностного отношения к слову;

·         развитие коммуникативных УУД:

·         создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·         взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:  определять части слова, являющиеся вариантами морфем, выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов, осознать, что в результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слова.

Метапредметные  

 Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания.

Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений.

Коммуникативные: рефлексия своих действий

Тип урока урок изучения нового

Основные понятия: морфема, корень, суффикс, приставка, окончание, основа

Оборудование  урока: презентация 

Межпредметные связи: литература

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

1.       Орг. момент

Приветственное слово учителя

Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

2 минуты

 

 

1.Блицопрос.

1.       Окончание – это…

2.       Основа – это…

3.       Корень – это…

4.       Суффикс – эт…

5.       Приставка – это…

6.       Морфемика - это

Задание 1

Определите: являются ли слова дорога и дорожить однокоренными. Объясните почему? Чем ещё эти слова различаются.

 

 

Отвечают на вопросы, приводят примеры

 

 

 

Размышляют, обсуждают, предполагают

 

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Постановка учебной задачи.

1минута

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

Мы продолжаем изучать морфемику и знакомиться с основными морфемами.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать варианты морфем, выделять морфемы в слове

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

 

Цель урока - понять, какие существуют варианты морфем в русском языке

 

4.Усвоение новых знаний

 

4 минуты

Формирование понятия «варианты морфем»

1. Прочитайте информацию на стр. 28 Приведите свои примеры вариантов корней, суффиксов и приставок.

 

Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

5.Первичное закрепление знаний.

 

10 минут

 

 

1.Упр.466 (работа в паре)

 

2. Упр. 467 (самостоятельная работа)

 

 

 

 

Обсуждают, предполагают.

 

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).

Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута

6. Самостоятельная работа

18 минут

 

 

Задание. Упр. 468 (парная работа).

 

Базовый: Посоветуйтесь и выполните задания.

Повышенный: Составьте со словами предложения

Выполните взаимопроверку.

Тесты

Вариант-1.

1. Как называется главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов?

1. приставка                  3. корень                    2. суффикс                      4. основа

2. Укажите неизменяемое слово.

1.скука                      3.сегодня                       2. сделан                    4.серия

3. Выделите в данных словах окончание и основу.

Пришел, изгородь, морской, золотая, водолей, группа, смотрят, хорошо, глубоко.

4. Сделайте морфемный разбор слов.

Грибок, тишина, заборчик, ушел, быстро.

5. Продолжи ряд с беглой гласной.

Пень-

Сон-

Дубок-

День-

Вариант-2.

  1. Как называется часть слова без окончания или всё неизменяемое слово?

1.основа                  2.приставка             3.суффикс                      4. корень

2. укажи неизменяемое слово.

1. серый                  2. дача                 3. весело                     4. налил.

3. Выделите в данных слова приставку и основу

Приближаться, придорожный, заехать, подберезовик, наводнение, изучить.

4.Сделайте морфемный разбор слов.

Угол, водичка, осинка, бумажный, загородный, настенные, приплыл, догонишь.

5.Образуйте пары слов с беглой гласной.

Снежок-

Замочек-

Орел-

Угол-

Выполняют задания в паре. Взаимопроверка.

 

Два учащихся работают у доски

 

К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества)

Р: (нахождение слов с черед. гласными); познавательные (опираются на уже известное).

 

 

7.Рефлексия деятельности

2 мин

       Чему был посвящен урок?

       В чем суть понятия «вариант морфемы»?

       Какие затруднения мы испытали?

       Что помогло нам их преодолеть?

       Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

 

8.Домашнее задание.

2 минуты

 

карточки

 

 

 


Название предмета русский язык

Название предмета русский язык

Планируемые результаты:

Планируемые результаты:

Блицопрос. 1. Окончание – это… 2

Блицопрос. 1. Окончание – это… 2

Первичное закрепление знаний. 10 минут 1

Первичное закрепление знаний. 10 минут 1

Укажите неизменяемое слово. 1

Укажите неизменяемое слово. 1

Самостоятельная работа 18 минут

Самостоятельная работа 18 минут
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей