Технологическая карта урока
Выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ « Викуловская общеобразовательная средняя школа №2» с. Викулово Климова Татьяна Дмитриевна
Класс :7
УМК А.Д.Шмелев
Тема урока «Устаревшая лексика»
Тип урока : открытия нового знания
Обучающий компонент : учащиеся в конце урока должны:
Знать: понятие устаревшая лексика; научиться отличать устаревшую лексику от других лексических групп слов; уметь находить устаревшую лексику в предложениях
Уметь : обобщать , конкретизировать и отбирать нужный материал для раскрытия темы материала
Развивающий компонент осуществляется системой деятельностного подхода , развитие критического мышления, внимания, формирование УУД, развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление.
Воспитывающий компонент : воспитание интереса по предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, развитие навыков сотрудничества, работы в группах, в парах
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
|
|||||
Организационный
|
Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке |
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими слова: Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу, ты пропасть , какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них,- особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните сбоку: что это за объядение" Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего отчего же у меня нет такой бекеши! - Как вы думаете, о чем идет речь? ( Предположения учеников, если затрудняются , то обращение к учебнику |
Приветствие учителя, письменных ,наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. В начале урока запись домашнего задания
слушают внимательно и пытаются самостоятельно объяснить
|
Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
|
|||||
|
Актуализация знаний. |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности Совместно сформулировать цели урока. Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме |
Выполните задание 34, где нам необходимо прочитать слова и рассмотреть иллюстрации ( ферязь, бекеша, летник, зипун)Прослушайте описания этих предметов и соотнесите названия с иллюстрациями. Это был отрывок из повести Гоголя " Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем" А в каких еще произведениях художественной литературе можно встретить слова кафтан, зипун, , может бекеша. Это вы узнаете когда выполните д\з или на выбор упр.34 под 3, стр.111) Обращая внимание на домашнее задание, на слова с которыми мы работали, определите тему нашего урока. свои предположения сверьте с колонтитулом на стр.110 и запишите тему урока -Какие задачи должны решить , чтобы справиться с д\з? используя опорные фразы на доске: 1) познакомиться с понятием.. 2) научиться отличать... |
Работают над формулировкой темы и над постановкой целей урока : -Тема : устаревшая лексика. Задачи : познакомиться с понятием устаревшая лексика, научиться отличать устаревшие слова
- слушают и соотносят иллюстрации с названиями
|
Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания |
|||||
|
Изучение нового материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися Побуждение интереса к получению новой информации |
- Определите , что такое устаревшие слова?_ Почему они называются устаревшими? Теперь прочитайте стр. 11-112 учебника и сравните понятие в учебнике с тем определением. что мы сами сейчас вывели - Какие слова называются устаревшими? правильно мы с вами объяснили? Что ещё узнали? Как отличить историзмы от архаизмов? ( общее: это названия объектов и явлений действительности- сходство различие : историзмы- ушедшие из обихода.. архаизмы- у которых есть современные названия |
Пытаются самостоятельно дать понятие устаревшим словам и определить причины устаревания слов Чтение стр. учебника, сравнение информации в учебном статье Учащиеся сравнивают два определения: находят общее и различное
Извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ
|
Умение применять полученные знания, умение сравнивать
выполнение учебной деятельности |
|||||
|
Закрепление знаний |
Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов |
Работа над упр. 32 Объясните слова : князь- княжество - воевода- вече- - Запишите предложения, дополнив его пропущенными словами из списка Проверка с аудиоприложением!!! Определите, какие это слова историзмы или архаизмы? ( Историзмы, т.к. они не используются в речи0 |
Самостоятельно объясняют слова и сравнивают себя с толковым словарем Один- два ученик работает со словарем
Записывают в тетрадь предложения, проверяют себя через аудиозаписями
Определяют принадлежность слов к историзмам, т.к. не используются в речи |
Познавательные : осознанно строить сообщение , применять теорию на практике |
|||||
|
|
. . |
-Чтобы продолжить работу о новых открытиях предлагается задание, послушайте: ( отрывок из сказки Пушкина " Сказка о мертвой царевны и семи богатырях"... Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить... - Из какого произведения взяты эти строчки? Кто автор? - Найдите здесь устаревшие слова? определите, о какой рогатке идет речь? - Это рогатка. которой стреляют мальчишки в воробьев? Нет,, а почему? Потому что речь идет о царице. она не будет такой рогаткой стрелять. А о какой рогатке идет речь? - А вы представляете, какая это рогатка? ( Показ иллюстрации рогатки Определите, слово рогатка историзм или архаизм
Продолжение нашей работы... На одной части доски записаны слова : Очи глаза чело лоб ланиты щеки уста губы перст палец пясть кисть руки вежды веки десница правая рука шуйца левая рука выя шея На другой стороне доски современные слова вперемежку, найти соответствие |
Ученики слушают, высказывают свои предположения, пытаются самостоятельно дать определение слову рогатка, сверяют с толковым словарем..
Рогатка - железный ошейник с длинными остриями , надеваемый на шею кому-либо
Определяют, что историзм, т.к. не существует в речи
Определяют, что это архаизмы, т.к. есть современные слова
-Показывают части тела |
Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение |
|||||
Итоги урока. Рефлексия |
Дать оценку работы класса и отдельных учащихся |
Вернемся к задачам урока: узнали, какие слова называются устаревшими? как отличить историзмы от архаизмов? |
Отвечают на вопросы. объясняют различие |
Рефлексивная оценка уч-ся Уметь обосновать выбор оценки. |
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.