Урок русского языка в 8 классе по теме "Понятие однородности членов предложения"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 8 классе по теме "Понятие однородности членов предложения"

Оценка 4.6
doc
15.01.2021
Урок русского языка в 8 классе по теме "Понятие однородности членов предложения"
Понятие однородности членов предложения.doc

Понятие однородности членов предложения

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

• закрепить навык определения однородных членов в предложении.

• отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.

ТИП УРОКА: комбинированный.

 Планируемые результаты:

Предметные: закрепить понятие “Однородные члены”; развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами; отрабатывать умение строить предложения с однородными членами; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

ХОД УРОКА

1.Мотивация к деятельности.

Орфоэпическая разминка (Расставьте ударения. )слайд 1-2

Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.

(Проверка «цепочкой».)

2.Актуализация знаний слайд 3-4

Фразеологизмы

3. Постановка учебной задачи слайд 5

Синтаксический разбор предложения

О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (Пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)

- Чем осложнено предложение?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какие задачи мы должны сегодня решить?

Запись в тетради темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения слайд 6

Задание. Запишите предложения.

     1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).

     2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).

     3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их.

• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

• Как мы их обозначаем схематически? (Берём в кружок).

• Сделайте схемы 1 и 2 предложения.

Слайд 7-8 Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

4. Реализация проекта выхода из затруднения. § 30 , стр.116-117, 118

Вопросы: слайд 9-10

  1. ОЧ являются одинаковыми членами предложения?
  2. ОЧ отвечают на один и то же или разные вопросы?
  3. Одинаковую или разную синтаксическую функцию выполняют?
  4. ОЧ относятся к одному и тому же или к разным членам предложения?
  5. Все ли члены предложения могут быть однородными?
  6. Зависят ли друг от друга ОЧП по смыслу и грамматически, какой связью соединяются?
  7. Как произносятся (с какой интонацией)?
  8. Могут ли быть распространёнными?
  9. Каким знаком обозначается?

слайд 11

  1. являются  одинаковыми членами предложения
  2. отвечают на один и тот же вопрос
  3. выполняют одинаковую синтаксическую функцию
  4. относятся к одному и тому же члену предложения
  5. все члены предложения могут быть однородными
  6. равноправны по отношению друг к другу, независимы  и соединяются между собой  сочинительной связью
  7. произносятся с интонацией перечисления
  8. могут быть распространёнными, т.е. иметь при себе зависимые слова
  9. Знак однородности в схемах (внутри – символ члена предложения)

5. Первичное закрепление слайд 12-14

Запишите предложения, найдите однородные члены предложения.

1.Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф.И. Тютчев)

2. Шумит, клубит волной своей

    Кипучий, тёмный и седой

    Поток, не скованный зимой.

                                            А.С. Пушкин

Слайд 15        Не являются ОЧП:

1) повторяющиеся слова

Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения.

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так

верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: 

возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) фразеологические обороты типа: 

ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех.

В них запятая не ставится.           

Слайд 16

Работа в парах

Упр.192

А) Задание: запишите предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]

Слайд 17

6. Самостоятельная работа.

Исправьте ошибки

1.      Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.

2.      Гринёв  был смел, благороден и честный.

3.  Я люблю  сочинять стихи и чтение.

4.  Слова  судьи завораживали  силой, пугают  строгостью.

Слайд 18

1.      Несколько человек, задумавшись, пытались решить  задачу.

2.      Гринёв  был смел, благороден и честен.

3.      Я люблю сочинять и читать стихи.

4.      Слова  судьи завораживали   силой, пугали строгостью.

Слайд 19

Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

На слайде:

Зимний чудесный денёк. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. Зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

- Прочитайте переработанный текст.

- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.

7. Рефлексия деятельности Слайд 20-22

8. Сообщение домашнего задания. Слайд 23 П.30, упр.193 или 194


Понятие однородности членов предложения

Понятие однородности членов предложения

Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их

Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021