Понятие однородности членов предложения
ЦЕЛИ УРОКА:
• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.
• закрепить навык определения однородных членов в предложении.
• отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.
ТИП УРОКА: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить понятие “Однородные члены”; развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами; отрабатывать умение строить предложения с однородными членами; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к деятельности.
Орфоэпическая разминка (Расставьте ударения. )слайд 1-2
Жалюзи, баржа, щавель, торты, грушевый, закупорить, августовский, звонит, квартал, кухонный, свекла, баловать, столяр, каталог.
(Проверка «цепочкой».)
2.Актуализация знаний слайд 3-4
Фразеологизмы
3. Постановка учебной задачи слайд 5
Синтаксический разбор предложения
О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (Пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями)
- Чем осложнено предложение?
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
- Какие задачи мы должны сегодня решить?
Запись в тетради темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения слайд 6
Задание. Запишите предложения.
1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой).
3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.
• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их.
• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).
• Как мы их обозначаем схематически? (Берём в кружок).
• Сделайте схемы 1 и 2 предложения.
Слайд 7-8 Итак, сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.
4. Реализация проекта выхода из затруднения. § 30 , стр.116-117, 118
Вопросы: слайд 9-10
слайд 11
5. Первичное закрепление слайд 12-14
Запишите предложения, найдите однородные члены предложения.
1.Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф.И. Тютчев)
2. Шумит, клубит волной своей
Кипучий, тёмный и седой
Поток, не скованный зимой.
А.С. Пушкин
Слайд 15 Не являются ОЧП:
1) повторяющиеся слова
Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад. (Куприн).
Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения.
2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так:
верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;
3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный:
возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;
4) фразеологические обороты типа:
ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех.
В них запятая не ставится.
Слайд 16
Работа в парах
Упр.192
А) Задание: запишите предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составить схемы предложений.
Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.
Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]
Слайд 17
6. Самостоятельная работа.
Исправьте ошибки
1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.
2. Гринёв был смел, благороден и честный.
3. Я люблю сочинять стихи и чтение.
4. Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью.
Слайд 18
1. Несколько человек, задумавшись, пытались решить задачу.
2. Гринёв был смел, благороден и честен.
3. Я люблю сочинять и читать стихи.
4. Слова судьи завораживали силой, пугали строгостью.
Слайд 19
Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
На слайде:
Зимний чудесный денёк. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. Зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
- Прочитайте переработанный текст.
- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?
- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.
7. Рефлексия деятельности Слайд 20-22
8. Сообщение домашнего задания. Слайд 23 П.30, упр.193 или 194
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.